Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку и родной литературе для учащихся 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009г. №373;
Приказ Министертсва образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373» от 31.12.2015г. №1576.
Учебный план МБОУ Морско-Чулекской ООШ на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа «Русский родной язык и родная литература» для 1 класса разработана на основе авторской программы О.М.Александровой, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой «Русский родной язык» и с учетом основных программ по чтению в начальных классах.1-4 классы», 2019 г.
Цель:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые образовательные результаты изучения курса
Личностные;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Место предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом МБОУ Морско-Чулекскрй ООШ, годовым календарным учебным графиком, рабочая программа интегрированного курса русский родной язык и родная литература для учащихся 1 класса рассчитана на 33 учебных часа
Количество часов в неделю — 1 часа.
Количество часов в год - 33 часов с учетом государственных праздников
Перечень учебно-методического обеспечения
Русский родной язык. 1 класс (учебное пособие для общеобразовательной организации) О.М.Александрова
Методическое пособие 1 класс «Русский родной язык» Просвещение 2019
Хрестоматия для начальной школы. 1 класс Ростовн/Д ЗАО Книга 2005
Содержание учебного предмета «Русский (родной) язык»
Секреты речи и текста (8 часов +7 часов)
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.
Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
2.Язык и действия (5час+ 5 часов)
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Структурно-смысловые части в разных текстах.
Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3.Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа+4 часа)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строфы и заставок. Устаревшие слова.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки прохождения | Планируемые результаты |
1 | Секреты речи и текста | 8+7 | | Научатся приемам общения: убеждение, просьба, уговорю. Узнают речевой этикет. Получат возможность научиться: правильному общению с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Составлять аннотацию к тексту. |
2. | Язык и действия | 5+5 | | Научатся правильно произносить слова, ставить ударение Получат возможность научиться: образовывать слова , используя различные суффиксы. Совершенствовать навыки орфографического оформления текста. |
3. | Русский язык: прошлое и настоящее | 4+4 | | Научатся делать как в Древней Руси оформляли красную строку и делали заставки. Получат возможность научиться: употреблять в своей речи пословицы. Знать значение устаревших слов, обозначающие быт. |
Календарно-тематическое планирование курса «Русский родной язык»
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды контроля | Примечание |
План | Факт | | |
| | | | Секреты речи и текста 7ч+7часов | |
1 -2 | Как люди общаются друг с другом. А.Л.Барто «Я люблю ходить вдвоем» | 2.09 9.09 | | | |
3-4 | Вежливые слова. А. Кондратьев «Слово «пожалуйста» | 16.09 23.09 | | | |
5-6 | Вежливые слова Е.Серов «Похвала» | 30.09 7.10 | | | |
7-8 | Как люди приветствуют друг друга В.Сухомлинский «Скажите человеку «здравствуйте»» | | | | |
9-10 | Зачем людям имена. Заклички. | | | | |
11-12 | Спрашиваем и отвечаем И.Токмакова «Сколько», З,Александрова «Четыре старушки» | | | | |
| | | | Язык и действия 5ч | |
13-14 | Выделяем голосом важные слова Саша Черный «Ответы на вопросы» | | | | |
15-16 | Как можно играть звуками А.Усачев «Жужжащие стихи», Г.Сапгир «Лесной разговор» | | | | |
17-18 | Где поставить ударение. И.Гурина «На что похожи облака» | | | | |
19 | Как сочетаются слова | | | | |
| | | | Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч | |
20-21 | Как писали в старину Юлиан Тувим «Азбука» | | | | |
22-23 | Дом в старину: что как называлось А.С.П ушкин и его сказки | | | | |
24-25 | Дом в старину: что как называлось С.Я. Маршак «Кошкин дом» | | | | |
26-27 | Во что одевались в старину. К.Чуковский «Федорино горе» | | | | |
28-29 | Во что одевались в старину. «Царевна-лягушка». В.Васнецов и его картины к сказкам. | | | | |
| | | | Секреты речи и текста 1ч | |
30-31 | Сравниваем тексты Д.Мамин-Сибиряк «Летний дождь» | | | | |