СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «Окружающий природный мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «Окружающий природный мир»

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «Окружающий природный мир»»

Министерство образования и науки республики Бурятия



ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»





Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ С.В.Мисайлова

«____»____________20__г.


Утверждаю

Директор ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

__________________ Т.А.Яковлев

«____»______________20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий обучающегося 6 класса

(вариант 8.4)

по предмету: «Окружающий природный мир»





Составитель:

учитель Елизова А. А.

















Селенгинс

2023



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного

предмета: Изучение курса «Окружающий природный мир» в 6 классе у детей с РАС

направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на

основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного

осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,

навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и

социальной среде

- духовно-нравственное развитие и воспитание

личности.



Общая характеристика учебного предмета.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди

учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,

поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно

продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода

системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,

начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во

внеурочной деятельности. В программе выделяются следующие основные задачи:

- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и

неживой природы;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к

явлениям природы);

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования

усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании

и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения,

поддерживать стремление к общению;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать

субъектно- объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального,

бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть

пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и

практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях

(лето, осень, зима, весна, день, ночь);

- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и

животные; строение тела, способ передвижения, питание);

- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые

объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и

безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной

учащимся социально-бытовой деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный

мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в

системе образования детей с РАС. На его изучение отведено 17 часов, 30 мин ч\з неделю,

17 учебных недель.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с РАС (вариант 2)

результативность обучения, обучающегося оценивается с учетом особенностей

его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим

требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой

описание возможных результатов образования данной категории обучающегося.

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего

здоровья;

- Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без

обоснования);

- Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям

старшего возраста.

- «Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока

не удается;

- «Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет

собственные чувства;

- «Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления

контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,

хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,

конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно - личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать

окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,

освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых

функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно - бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие

отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает

или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

• узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или

известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных

объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь

на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего

мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости

и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в

коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,

договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Основное содержание учебного предмета.

Объекты природы

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки), камешками и др. природными материалами.

Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание полисенсорного образа природного объекта.

Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.). Узнавание природного объекта.

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива)по внешнему виду (вкусу, запаху).

Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов , а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.

Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.

Животный мир

Представления о животном мире, их значении в жизни человека.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, кот, собака). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (лиса, медведь). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные».



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


Наименование разделов

Всего часов

Форма контроля

1

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде.

5

Опрос, наблюдение

2

Растительный мир.

4

Опрос, наблюдение

3

Объекты неживой природы.

4

Опрос, наблюдение

4

Временные представления.

4

Опрос, наблюдение


Итого

17




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты. Разрезные карточки

- "Мир животных" -Домашние животные -Дикие животные России -Животные жарких

стран -Животные холодных широт

- "Мир человека": -Продукты питания -Посуда -Мебель

-Одежда и обувь -Игрушки -Транспорт

- "Мир растений": -Фрукты –Овощи

Список литературы.

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. -

М.: Дрофа, 2007-2008.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными

нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М.

Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2007.

3. Комплект примерных рабочих программ для 4 класса по отдельным учебным

предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ - М.: Издательство «Просвещение»,

2017, 1407 с

4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год

5. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной

отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).

6. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными

нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными

нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. - 266 с.

7. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация

детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год

Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург.Речь,2004г.-354с








































Календарно – тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности.

Оценка результативности освоения СИПР.

07.09

Приветствие (вытянуть и согнуть руки).

Прощание (пальцы в стороны). Привлечение

внимания, учащегося к предметам в комнате.


1

1.Беседа: «Что такое мир природы?»

2. Упражнение для пальцев «Осенние листья».

Слушание песни «Осень как рыжая кошка».


14.09

Выполнение простых подражательных движений за учителем «Делай вместе» (движения рук, кистей).

1

«Утки», «Лапки», «Молоток».


21.09

Узнавание растений (дерево, куст, трава).


1

Упражнение для пальцев «Осенние листья».


28.09

Узнавание фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху).

1

Муляжи фруктов, иллюстрации, кусочки фруктов


05.10

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

1

Посуда, кусочки фруктов


12.10

Узнавание овощей (лук, картофель, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху).

1

Муляжи овощей, сюжетные игрушки


19.10

Осень. Рассматривание картин.

1

Видео фильм, иллюстрации, фотографии


26.10

Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака).

1

Фигуры животных, сюжетные игрушки и картинки, видео фильм, фотографии. Лото «Дикии животные», «Домашние животные»



Узнавание детенышей домашних животных (котенок, щенок).

1



Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь).

1



Узнавание детенышей диких животных

(волчонок, лисенок, медвежонок).

1

Фигуры животных, сюжетные игрушки и картинки, видео фильм, фотографии



Узнавание домашних птиц (курица (петух), утка).

Узнавание детенышей домашних птиц

(цыпленок, утенок).


1

Чтение рассказов о

животных. Виталий Бианки.



Зима. Что бывает зимой?

1

Видео фильм, картинки, иллюстрации.



Солнце. Узнавание Солнца в природе и на

картинках. Луна. Узнавание Луны. Лес.

Узнавание леса.

1

Глобус, Иллюстрации, сюжетные картинки, видео фильм



Вода. Знакомство со свойствами воды. Узнавание воды. Река. Узнавание реки. Огонь. Узнавание огня. Знакомство со свойствами огня. Правила обращения с огнем.

1

Игры с водой. Плакаты, сюжетно-ролевые картинки, фотографии, проигрывания ситуации



Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

1

Сюжетные картинки, лото «Сутки», пазлы, иллюстрации, чтения книг о занятиях людей днём



Весна. Март, апрель, май – весенние месяцы.

1

Рассматривание сюжетной картины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!