Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кояновская основная школа»
Рабочая программа
индивидуальной работы с учащимися 9 класса
по подготовке к ГИА по географии
Учитель географии:
Корелина Р.З.
2018-2019
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• повысить знания учащихся по географии.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.
Авторская программа выбрана потому, что она соответствует требованиям Федерального базисного плана и Федерального компонента государственного стандарта образования, принципу преемственности в обучении, полностью отвечает основным направлениям модернизации школы. Также эта программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение , освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ») Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина), типовых экзаменационных вариантов под редакцией Э.М. Амбарцумовой издательство «Национальное образование», (https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-geografii/), (https://geo-oge.sdamgia.ru/test.)
Планируемый уровень подготовки учащихся
9 класса на конец учебного года.
Учащиеся должны:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять
- разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять
- комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
- географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5.Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата | Форма занятий | Виды деятельности |
-
| Введение. Правила заполнения бланков. | | | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
-
| Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | | | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
-
| Источники географической информации и методы географических исследований | | | Мини-лекция, практикум | Самостоятельная работа |
-
| Источники географической информации и методы географических исследований | | | Мини-лекция, практикум | Самостоятельная работа |
-
| Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Практикум | Тестирование |
-
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | Практикум | Тестирование |
-
| Анализ трудных заданий. | | | Практикум | Анализ тестирований |
-
| Природа Земли и человек | | | Практикум, беседа | Самостоятельная работа |
-
| Природа Земли и человек | | | Практикум, беседа | Тестирование |
-
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Анализ трудных заданий | | | Практикум | Анализ заданий |
-
| Население России | | | Практикум | Самостоятельная работа |
-
| Население России | | | Практикум | Самостоятельная работа |
-
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Практикум, | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Анализ трудных заданий | | | Практикум | Анализ заданий |
-
| Природопользование и экология | | | Практикум | Тестирование |
-
| Природопользование и экология | | | Практикум | Тестирование |
-
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | Практикум, | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Анализ трудных заданий | | | Практикум | Анализ заданий |
-
| Страноведение | | | Практикум | Самостоятельная работа |
-
| Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| География России | | | Практикум | Самостоятельная работа |
-
| География России. | | | Практикум | Самостоятельная работа |
-
| Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | Практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов, тестирование |
-
| Анализ трудных заданий | | | Практикум | Анализ заданий |
-
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | | | Практикум | Тестирование |
-
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | | | Практикум | Тестирование |
-
| Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | | | Практикум | Тестирование |
-
| Итоговое занятие. Анализ работ. | | | Практикум | Тестирование |
-
| Итоговое занятие. Вопросы и проблемы | | | Практикум | Самостоятельная работа, тестирование |
Перечень практических работ:
№ пр. работы | Тема практической работы |
1. | Измерение направлений и расстояний на плане. Определение азимута. Чтение плана местности. |
2. | Работа с картой: определение по географическим координатам местоположения объектов и наоборот. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. |
3. | Выполнение практических заданий по теме «Земля планета солнечной системы». |
4. | Решение практических заданий по теме «Литосфера и геологическая история Земли». |
5. | Решение практических заданий по теме «Гидросфера». |
6. | Характеристика климата различных материков. |
7. | Решение практических заданий по теме «Атмосфера». |
8. | По картам атласа рассмотреть распространение типов почв на земном шаре, на материках. |
9. | Решение практических заданий по теме «Почвы». |
10. | Характеристика по картам природных зон России. |
11. | Характеристика по картам природных зон различных материков. |
12. | Решение практических заданий по теме «Евразия ». |
13. | Решение практических заданий по теме «Африка ». |
14. | Решение практических заданий по теме «Северная Америка». |
15. | Решение практических заданий по теме «Южная Америка ». |
16. | Решение практических заданий по теме «Австралия. Полярные области». |
17. | Решение практических заданий по теме «Население мира ». |
18. | Решение практических заданий по теме «Мировое хозяйство ». |
19. | Решение задач на определение поясного времени. |
20. | Решение практических заданий по теме «Население и хозяйство России ». |