МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
"СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"
ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол №_1__ от _30 08 2022____ | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _____________В.В.Петухова _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
для 8 Д класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Короткова Ирина Ивановна
учитель обществознания
п. Синичино 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (от 30 декабря 2018 года), программы воспитания МОУ СОШ "Созвездие Вента", с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
-Письма Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;
-Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889,приказом Министерства образования и науки от 31.01.2012 №69 « О внесении изменений ы федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»
- Рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ ( Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др.). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 63 с. ( Стандарты второго поколения)
Учебно- методический комплект включает следующие материалы:
Учебник « Обществознание» 8 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой / «Просвещение». 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения курса учащийся должен научиться
понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Содержание программы учебного предмета
Тема 1 Личность и общество (5 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера ( 5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение (1 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Личность и общество | 5 |
2 | Сфера духовной культуры | 9 |
3 | Социальная сфера | 7 |
4 | Экономика | 12 |
5 | Итоговое повторение | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Учебник ФПУ Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345(ред. от 18.05.2020)
1.2.3.3.1.3 | Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др. | 8 | Обществознание | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/ite m/25007 | |
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
1 | Вводный урок | 1 | 01 09 2022- 02 09 2022 | |
Тема Личность и общество | 5 | | |
2 | Что делает человека человеком. Личность | 1 | 05.09.2022-09.09.2022 | |
3 | Человек, общество, природа | 1 | 12 09 2022- 19 09 2022 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | 19.09.2022-23.09.2022 | |
5 | Развитие общества | 1 | 26.09.2022-30.09.2022 | |
6 | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | 03.10.2022-07.10.2022 | |
Тема Сфера духовной культуры | 9 | | |
7 | Сфера духовной жизни | 1 | 17.10.2022 – 21.10.2022 | |
8 | Мораль | 1 | 24.10.2022 – 28.10.2022 | |
9 | Долг и совесть | 1 | 31.10.2022 –04.11.2022 | |
10 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | 07.11.2022 – 11.11.2022 | |
11 | Образование | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 | |
12 | Наука в современном обществе | 1 | 28.11.2022 – 02.12.2022 | |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | 05.12.2022 – 09.12.2022 | |
14 | Влияние искусства на развитие личности и общества. | 1 | 12.12.2022 – 16.12.2022 | |
15 | Урок обобщения и повторения | 1 | 19.12.2022– 23.12.2022 | |
Тема Социальная сфера | 7 | | |
16 | Социальная структура общества | 1 | 26.12.2022 – 30.12.2022 | |
17 | Социальные статусы и роли | 1 | 09.01.2023 – 13.01.2023 | |
18 | Семья как малая группа | 1 | 16.01.2023 – 20.01.2023 | |
19 | Нации и межнациональные отношения | 1 | 23.01.2023 – 27.01.2023 | |
20 | Социализация личности .Отклоняющееся поведение | 1 | 30.01.2023– 03.02.2023 | |
21 | Социальная политика государства | 1 | 06.02.2023 – 10.02.2023 | |
22 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | 13.02.2023 – 17.02.2023 | |
| Тема Экономика | 12 | | |
23 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | 27.02.2023 –03.03.2023 | |
24 | Главные вопросы экономики | 1 | 06.03.2023 –10.03.2023 | |
25 | Собственность | 1 | 13.03.2023 –17.03.2023 | |
26 | Рыночная экономика | 1 | 20.03.2023 –24.03.2023 | |
27 | Производство – основа экономики | 1 | 27.03.2023–31.03.2023 | |
28 | Предпринимательская деятельность | 1 | 10.04.2023 – 14.04.2023 | |
29 | Роль государства в экономике | 1 | 17.04.2023 – 21.04.2023 | |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 | 24.04.2023 – 28.04.2023 | |
31 | Банковские услуги | 1 | 03.05.2023 – 12.05.2023 | |
32 | Страховые услуги | 1 | 15.05.2023 – 19.05.2023 | |
33 | Безработица, её причины и последствия | 1 | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |
34 | Современный работник Повторение. | 1 | 29.05.2023 | |