Аннотация к рабочей программе по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке в МАОУ Каменская СОШ составлена на основании
следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576.
Приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», приказа Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345"
Основной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом № 179/1 от 28.08.2017 года, с изменениями и дополнениями от 01.09.2018 № 144/1.
На основе примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2010 г.; Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2011.
В процессе обучения по предмету «Литературное чтение на родном языке» реализуются следующие цели и задачи
Цель – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с учебным планом МАОУ Каменская СОШ на изучение литературного чтения на родном языке отводится:
Класс | Количество часов в неделю | Общее количество за год |
3 | 1 | 34 |
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» реализуется с использованием учебников:
Класс | Учебники |
3 | Литературное чтение /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2018. Полная хрестоматия для начальной школы. 3 класс. – М.: Эксмодетство, 2020. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результататы изучения курса
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
Степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекатьинформацию,представленнуювразныхформах(сплошнойтекст;несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
• адекватно использовать речевые средства для решения
Различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
Быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
• читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
• читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родной литературы, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России. Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Развитие устной и письменной речи (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование
Разделы | Часы |
Русские народные сказки | 8 |
Природа и мы | 5 |
Писатели – детям | 7 |
Русская литература XIX века | 6 |
Зарубежная литература | 5 |
Детская периодическая печать | 3 |
Календарно - тематическое планирование учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Колич. часов | Дата |
план | факт |
| 3 класс | | | |
| Русские народные сказки (8 ч) | | | |
1-2 | Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Малые жанры устного народного творчества. | 2 | 02.09 09.09 | |
3-4 | Русская народная сказка «Не любо – не слушай» Русская народная сказка «Как мужик гусей делил» (в обработке Л. Толстого) | 2 | 16.09 23.09 | |
5-6 | Русская народная сказка «Баба Яга». Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | 2 | 30.09 07.10 | |
7-8 | Былины о русских богатырях Былина «Илья Муромец и Калин-царь» | 2 | 14.10 21.10 | |
| Природа и мы(5ч) | | | |
9 | Стихи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | 11.11 | |
10 | Паустовский К.Г. “Скрипучие половицы” | 1 | 18.11 | |
11 | Пермяк Е.А. “Мама и мы” | 1 | 25.11 | |
12 | Пришвин М.М. “Лягушонок” | 1 | 02.12 | |
13 | Скребицкий Г.А. «Белая шубка» | 1 | 09.12 | |
| Писатели- детям (7ч) | | | |
14-15 | Рассказы В.Драгунского | 2 | 16.12 23.12 | |
16-17 | Произведения Е.Шварца | 2 | 13.01 20.01 | |
18-19 | Рассказы Л.Н. Толстого | 2 | 27.01 03.02 | |
20 | Зощенко М.М. “Не надо врать” | 1 | 10.02 | |
| Русская литература XIX века (6ч) | | | |
21 | Стихи Сурикова И.З. | 1 | 17.02 | |
22 | Басни Крылова | 1 | 24.02 | |
23 | Мамин-Сибиряк “Приёмыш” | 1 | 03.03 | |
24-26 | Произведения Пушкина А.С. | 3 | 10.03 17.03 24.03 | |
| Зарубежная литература (5ч) | | | |
27-28 | Андерсен Г.Х. “Ромашка” | 2 | 07.04 14.04 | |
29 | Братья Гримм “Сладкая каша” | 1 | 21.04 | |
30 | Киплинг Р. “Отчего у верблюда горб” | 1 | 28.04 | |
31 | “Глупый крестьянин и умная птица” немецкая сказка | 1 | 05.05 | |
| Детская периодическая печать (3ч) | | | |
32-33 | По страницам детских журналов | 2 | 12.05 19.05 | |
34 | Обощающий урок. | 1 | 26.05 | |