СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 4 класса к учебнику О.М. Александровой. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 4 класса.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено на заседании

ШМО учителей

______________

№ протокола ______

«___»____________ 2021 г.


Согласовано

Заместитель директора по УР

_______ ___.

«___» ________________ 2021 г.


Утверждаю

Директор ОУ

_____ ______

«___»______________2021 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет

Литературное чтение на родном языке

Учебный год

2021 – 2022

Класс

4

Количество часов в год

17

Количество часов

в неделю

0,5












Учитель: Божко Анна Александровна


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для

формирования

  • понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • умение с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • умение самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

  • понимания того, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, нахождения примеров самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • умения собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • умения составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему

«Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение начальными формами познавательной и личностной

рефлексии.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;


Коммуникативные УУД:

  • развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности



Предметные УУД:

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться

  • осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

  • самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


  • воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;


Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование (слушание)

  • Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.



Чтение

  • Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

  • Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

  • Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

  • Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

  • Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

  • Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

  • Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.


Говорение (культура речевого общения)

  • Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

  • Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

  • Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

  • Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.


Творческая деятельность обучающихся

(на основе изученных литературных произведений)

  • Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.



  1. Содержание учебного предмета




Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги 2

Испокон века книга растит человека

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы)

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею 2


Скромность красит человека

Л.Л. Яхнин «Храбрец»

И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

Любовь всё побеждает

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. А. Мазнин «Летний вечер».

Я и моя семья 3

Такое разное детство

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»

Я фантазирую и мечтаю 2

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Люди земли русской 3

Родная страна во все времена сынами сильна

Е. В. Мурашова «Каффа»

К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»

В.А. Гагарин «Мой брат Юрий»

Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут»

Г.С. Титов «Наш Гагарин»

Что мы Родиной зовём 3

Широка страна моя родная

А. Д. Дорофеев «Веретено».

Сказ о валдайских колокольчиках.

М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»

Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка»

В. Г. Распутин. «Саяны».

О родной природе 2

Мороз невелик, да стоять не велит.

Загадки и пословицы.

Морозко. Отрывок из русской народной сказки

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»

Н.Н. Асеев «Такой мороз»

В. Д. Берестов. «Мороз».

На небе стукнет, на земле слышно.

Загадки

М.М. Зощенко «Гроза»

Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

А.А. Блок «Перед грозой»

А.А. Блок «После грозы»

Ветер, ветер, ты могуч…

Загадки

В.А. Солоухин «Ветер»



  1. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.




Раздел 1. МИР ДЕТСТВА


9

Я и книги

2

Испокон века книга растит человека


Я взрослею

2

Скромность красит человека


Любовь всё побеждает


Я и моя семья

3

Такое разное детство


Я фантазирую и мечтаю

2

Придуманные миры и страны

(РК) В. П. Крапивин – мой земляк



Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ



8


Люди земли русской

3

Родная страна во все времена сынами сильна


Что мы Родиной зовём

3

Широка страна моя родная


О родной природе

2

Мороз невелик, да стоять не велит. (РПВ) Проект «Мои первые народные сказки».


На небе стукнет, на земле слышно.


Ветер, ветер, ты могуч…


ИТОГО:

17





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (9 часов)

1











Я и книги (2 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»





1







  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

Сформировать позитивное отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; ориентироваться в тексте произведения;

осмысливать содержание прочитанного (прослушанного) текста, характеризовать особенности, настроения; анализировать содержание для

определения идеи произведения; сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Регулятивные: планировать работу на уроке; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимать, удерживать и выполнять поставленную учебную

задачу; проверять себя и

Самоопределятся в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, стремиться реализовывать свой творческий потенциал; приобретать опыт ценностных нравственно- этических ориентиров; проявлять самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о

нравственных нормах общения.


2


С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы)

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).



1


3


Я взрослею (2 ч)

Л.Л. Яхнин «Храбрец»

И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша».

Е. В. Клюев. «Шагом марш».



1

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

4


Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. А. Мазнин «Летний вечер».

1


самостоятельно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного

задания, читать фрагменты текста в паре; вступать в общение, выражать свою точку зрения, обоснованное мнение по поводу исполнения

одноклассниками русского фольклора; слушать другого (собеседника), соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

нравственных нормах общения.


5


Я и моя семья

(3 ч)

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»



1

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять

особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/

неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: формулировать цель

работы группы, принимать и сохранять

ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом

работы, выбирать для себя подходящие роли и функции в группе.

Осознанно готовиться к урокам чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

6


М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»

1

7


Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»

1



8


Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).




1


9


В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

(РК)

В. П. Крапивин – мой земляк


1


Россия наша Родина (8 часов)

10


Люди земли русской (3 ч)

Е. В. Мурашова «Каффа»




1


Научатся читать вслух бегло,

осознанно, без искажений,

выразительно, передавая

свое отношение к

прочитанному, выделяя при

чтении важные по смыслу

слова; последовательно

воспроизводить содержание

произведений, составлять план,

рассказывать о известных и смелых людях, используя план.

Познавательные:

Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план;

пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний;

находить книги, нужные произведения.

Регулятивные:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы.

Коммуникативные:

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине;

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине;

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.

Ценить и уважать писателя,

выражающего свои чувства к

Родине через художественное

слово.

Уметь самостоятельно

находить произведения о

своей Родине, с интересом

читать, создавать

собственные высказывания.

11



К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»




1

12


В.А. Гагарин «Мой брат Юрий»

Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут»

Г.С. Титов «Наш Гагарин»

1








13



Что мы Родиной зовём (3 ч)

А. Д. Дорофеев «Веретено».




1





14




Сказ о валдайских колокольчиках.




1

15


М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»

Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка»

В. Г. Распутин.

«Саяны».

1



О родной природе (2 ч)





16



















Морозко. Отрывок из русской народной сказки

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»

Н.Н. Асеев «Такой мороз»

В. Д. Берестов. «Мороз».

РПВ Проект «Мои первые народные сказки».



1
















Научатся читать текст вслух целыми словами, интонационно

объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно

читать текст про себя, отвечать на вопросы; составлять план,

рассказывать о известных и смелых людях, используя план.



Познакомятся

С загадками русского народа. Научатся называть специфические особенности.

Научатся задавать вопросы по прочитанным

произведениям, находить на них ответы в тексте; оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке.

Познавательные:

определять тему и главную

мысль произведения,

главные (ключевые,

опорные) слова;

подтверждать свой ответ

словами из текста;

осуществлять поиск

необходимой информации;

обобщать полученную

информацию; находить

книгу в школьной

библиотеке, пользуясь

тематическим каталогом;

знать и применять правила

чтения.

Регулятивные: планировать

работу по теме, используя

условные обозначения;

проверять себя и адекватно

оценивают свои

достижения.

Коммуникативные:

соблюдать правила взаимодействия в паре и группе читать текст друг другу с последующим контролем освоения его содержания с помощью встречных вопросов; понимать позицию собеседника и выражать свою позицию.


Ценить и уважать писателя,

выражающего свои чувства к

Родине через художественное

слово.

Уметь самостоятельно

находить произведения о

своей Родине, с интересом

читать, создавать

собственные высказывания.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои

чувства, свое отношение к Родине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины,

осознание этнической принадлежности.

17


Загадки

М.М. Зощенко «Гроза»

Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

А.А. Блок «Перед грозой»

А.А. Блок «После грозы»

Загадки

В.А. Солоухин «Ветер»




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!