Рабочая программа «География» составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08.06.2015 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.13 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».
8. Письмо МО и Н РА от 27.02.2012 года № 859 «О новой редакции учебных (образовательных) планов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
9. Письмо МО и Н РА от 04.07.2011 г. № 3378 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования по формированию учебных (образовательных) планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
- Учебного плана МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч.» а.Тахтамукай на 2021-2022 учебный год;
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта специального (коррекционного) образования.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.
Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Программа составлена для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся в классе. Данная рабочая программа реализуется на основе УМК: ЛифановаТ.М., Солонина Е.Н. География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – Москва, Просвещение, 2019.
- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
- хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
- показывать границы на глобусе, физической карте и карте полушарий и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
- показывать по картам ( физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их на контурную карту;
- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
- правильно вести себя в природе.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Обучающиеся с ОВЗ | Дом. зад. |
Вид деятельности | Планируемый результат | |
| Раздел 1. Особенности природы и хозяйства России- 11ч | | | | | |
1 | Географическое положение России на карте мира. | 1 | | Характеризуют географическое положение России на карте. Определяют по политической карте соседей России. | Знать, в каком полушарии находится основная России. На каком материке расположено наше государство, называть и показывать какие государства граничат с Россией. | С.4-6 |
2 | Европейская и азиатская части России | 1 | | Определяют районы европейской части и регионы азиатской части России. | Показывать условную границу между Европой и Азией. Определять районы европейской части и регионы азиатской части России. | С.6-8 |
3 | Административное деление России | 1 | | Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. | Уметь показывать на карте территорию России. Называть, где проходит граница между Европой и Азией. | С.9-11 |
4 | Разнообразие рельефа. | 1 | | Анализируют физическую карту России. | Знать, какие равнины находятся на территории России. | С.11-13 |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | 1 | | Определяют по физической карте России полезные ископаемые | Знать основные названия полезных ископаемых и основные их месторождения | С.14-16 |
6 | Климат России. | 1 | | Работа с текстом учебника | Знать, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов | С.17-19 |
7 | Водные ресурсы России, их использование. Практическая работа | 1 | | Продолжают формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Знать, что такое водные ресурсы. Уметь называть, показывать крупные реки и отмечать их на контурной карте, знать, как люди используют подземные воды | С.19-23 |
8 | Население России. Народы России. | 1 | | Определяют численность населения России, понятие «плотность населения», определяют крупнейшие по численности народы на основе анализа текста учебника | Знать, какое государство называют многонациональным, какие народы живут в России, где находятся самые густонаселенные районы в России, чем отличается занятие городского и сельского населения | С.23-25 |
9 | Промышленность-основа хозяйства, её отрасли. | 1 | | Определяют отрасли промышленности на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | Знать, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. | С.25-27 |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли. | 1 | | Определяют отраслевой состав растениеводства и животноводства на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Называть отрасли с\х, главную зерновую культуру нашей страны, знать отрасли животноводства, как природа влияет на климат и развитие с\х. | С.27-29 |
11 | Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. | 1 | | Работа с текстом учебника | Знать, какие виды транспорта используют в хозяйстве нашей страны, почему природные богатства Сибири и Дальнего Востока недостаточно используются людьми. | С.30-32 |
| Раздел 2 Природные зоны России- 57 часов | | | | | |
| Тема 1 Зона арктических пустынь -7 часов | | | | | |
12 | Размещение природных зон на территории России. | 1 | | Характеризуют особенности природных зон России и приспособление флоры и фауны к этим условиям. Характеризуют природные зоны по плану. | Уметь объяснить различие в климате в разных районах нашей страны, называть города, в которых климат теплее и холоднее, чем в нашем населенном пункте. | С.33-35 |
13 | Карта природных зон России Практическая работа | 1 | | Практические упражнения, способствующие развитию способностей анализировать простые закономерности | Знать, какое значение имеют природные зоны для жизни людей. | С.35-36 |
14 | Положение зоны арктических пустынь на карте | 1 | | Выявляют общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя. | Уметь работать с картой, знать, на каких островах расположена зона арктических пустынь, называть и показывать моря Северного Ледовитого океана. | С.37-39 |
15 | Климат зоны арктических пустынь | 1 | | Работа с текстом учебника | Знать, какие факторы влияют на климат зоны арктических пустынь | С.40-41 |
16 | Растительный и животный мир зоны арктических пустынь | 1 | | Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о растительном мире зоны. приводят примеры | Знать климатические условии зоны арктических пустынь. Уметь описать полярный день и полярную ночь, доказать, что зима – трудное время в арктической пустыне. | С.41-45 |
17 | Население и его основные занятия зоны арктических пустынь | 1 | | Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о животном мире, приводят примеры | Уметь объяснить, почему на островах Северного Ледовитого океана нет постоянного населения, знать, чем занимаются ученые в Арктике | С.45-46 |
18 | Северный морской путь Практическая работа | 1 | | Практические упражнения, способствующие развитию способностей анализировать простые закономерности; | Уметь объяснить, что такое Северный морской путь, для чего он был проложен, что доставляют суда жителям Севера, уметь работать с контурной картой. | С.47-48 |
| Тема 2. Зона тундры – 8 часов | | | | | |
19 | Положение зоны тундр на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | | Работа с текстом учебника | Уметь работать с картой, знать с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают. | С.49-51 |
20 | Климат. Водоемы тундры | 1 | | Формирование самостоятельных навыков при работе с картой, учебником. | Знать, какой климат характерен для зоны тундры, уметь сравнивать зиму и лето зоны тундры с другими зонами. | С.51-53 |
21 | Растительный мир тундры | 1 | | Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о растительном мире зоны тундры; приводят примеры | Уметь объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья, каких растений в тундре больше всего, какие животные преобладают. | С.53-55 |
22 | Животный мир тундры | 1 | | Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о животном мире зоны тундры; приводят примеры | Уметь называть животных тундры, какие животные преобладают. | С.56-58 |
23 | Хозяйство тундры. Население и его основные занятия | 1 | | Знакомятся с хозяйством, составом населения зоны тундры и его основными занятиями. | Знать, кто проживает в тундре, чем занимаются жители тундры. | С.58-61 |
24 | Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар Практическая работа | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленности развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | С.61-63 |
25 | Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь | 1 | | Сравнивают географическое положение городов зоны тундры. Составляют краткие характеристики городов. | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленности развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | С.63-65 |
26 | Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. | 1 | | Обсуждают основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека | Знать, какой вред наносит человек тундре, как можно избежать, или уменьшить вредное воздействие на природу, для чего создаются заповедники, уметь работать с картой. | С.65-66 |
| Тема 3. Лесная зона -16 часов | | | | | |
27 | Положение лесной зоны на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | | Анализируют карту природной зоны, ее рельеф и полезные ископаемые | Знать, где расположена лесная зона, уметь показать на карте, уметь работать с контурной картой, уметь составить описательный рассказ по плану. | С.67-70 |
28 | Климат лесной зоны | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Знать, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. | С.71-72 |
29 | Реки, озера, каналы лесной зоны | 1 | | Работа с учебником и картой | Называть и показывать на карте реки и озера, протекающие по территории лесной зоны. | С.72-75 |
30 | Растительный мир лесной зоны Хвойные леса (тайга) | 1 | | Рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из них информацию о растительном мире зоны. приводят примеры | Знать, какой лес называют тайгой, уметь показать расположение хвойных лесов на карте, уметь показать на карте примерную границу тайги. | С.75-77 |
31 | Смешанные и лиственные леса | 1 | | Работа с тестом учебника | Уметь показать на карте зону смешанных лесов, знать, чем смешанный лес отличается о тайги. | С.78-81 |
32 | Животный мир лесной зоны. Практическая работа | 1 | | Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных животных. Практические упражнения | Уметь объяснить, почему в лесах обитает больше животных, чем в тундре. Знать лесных птиц, какую пользу они приносят | С.81-85 |
33 | Пушные звери лесной зоны | 1 | | Составляют рассказ об одном животном лесной зоны. | Знать, каких зверей называют пушными, какие меры приняты для восстановления численности соболя в нашей стране. | С.85-88 |
34 | Значение леса | 1 | | Готовят схему на тему «Роль лесов в жизни человека». | Знать какое значение имеет лес в жизни людей. На каких животных охотятся в лесной зоне, как люди используют древесину. | С.88-89 |
35 | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России | 1 | | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. | Уметь пользоваться картой | С.90-92 |
36 | Города Центральной России. | 1 | | Отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Центральной России | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленности развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | С.93-96 |
37 | Особенности развития хозяйства Северо-западной России | 1 | | Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. | Уметь доказать, что Северо – Западная Россия – экономически развитый район. | С.96-98 |
38 | Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград | 1 | | Составляют рассказ об одном из городов Центральной России. | Уметь находить на карте города. Уметь сравнивать г.п. | С.98-101 |
39 | Западная Сибирь | 1 | | Определяют географическое положение Сибири и Дальнего Востока, иллюстративных материалов учебника, карт атласа. Обсуждают природно-ресурсный потенциал Сибири и Дальнего Востока на основе анализа текста учебника, карт атласа. | Знать, какую территорию занимает Западная Сибирь, уметь показать на карте, какие отрасли являются ведущими. | С.101-103 |
40 | Восточная Сибирь | 1 | | Знать, какую территорию занимает Восточная Сибирь, уметь показать на карте, какие отрасли являются ведущими | С.103-106 |
41 | Дальний Восток Практическая работа | 1 | | Уметь показать Дальний Восток на карте, знать, почему большинство населения проживает на юге района. | С.106-109 |
42 | Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. | 1 | | Определяют виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстраций учебника. | Знать, как надо вести себя в лесу, к чему может привести исчезновение лесов, почему лес надо охранять. Уметь приводить примеры разных видов ООПТ | С.109-112 |
| Тема 4. Зона степей-9 часов | | | | | |
43 | Положение зоны степей на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | | Составляют письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы. | Знать, что такое степь, где расположена зона степи, какие полезные ископаемые добывают. | С.113-114 |
44 | Реки зоны степей Практическая работа | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Называть и показывать на карте реки, протекающие по территории зоны степей | С.115 |
45 | Растительный мир степей | 1 | | Приводят примеры растений жарких районов. | Знать, как растения приспособлены к особенностям климата в степях, какие растения характерны для черноземной полосы. | С.116-117 |
46 | Животный мир степей | 1 | | Приводят примеры животных жарких районов. | Уметь рассказать о животных степи, почему в черноземных степях мало животных. | С.118-119 |
47 | Хозяйство зоны степей. Население и его основные занятия | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Уметь перечислить основные занятия населения. Знать, какие отрасли промышленности развиты в зоне степей. | С.119-121 |
48 | Города лесностепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск | 1 | | Составляют краткие характеристики городов. | Уметь находить на карте города. Уметь сравнивать г.п. | С.121-124 |
49 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград Практическая работа | 1 | | Составляют краткие характеристики городов. | Уметь находить на карте города. Уметь сравнивать г.п. | С.124-126 |
50 | Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар | 1 | | Составляют краткие характеристики городов. | Уметь находить на карте города. Уметь сравнивать г.п. | С.126-128 |
51 | Охрана природы степей | 1 | | Работа с тестом учебника | Знать, какая опасность угрожает животным степной зоны, как можно им помочь. | С.129-130 |
| Тема 5. Зона полупустынь и пустынь – 7 часов | | | | | |
52 | Положение зоны полупустынь и пустынь на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | | Определять г.п. и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника | Знать, что такое пустыня, полупустыня, где расположена, уметь отметить на карте. | С.131-132 |
53 | Климат. Реки полупустынь и пустынь | 1 | | Работа с тестом учебника | Знать, какой климат характерен для зоны пустынь, какие реки протекают, что такое оазис. | С.133-134 |
54 | Реки полупустынь и пустынь Астраханский заповедник | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Называть и показывать на карте реки, протекающие по территории пустынь и полупустынь. Знать основные сведения об Астраханском заповеднике | С.134-135 |
55 | Растительный мир полупустынь и пустынь | 1 | | Приводят примеры растений и животных жарких районов. | Знать, как приспособлены растения к жизни в пустыне. Уметь сделать рисунок, описать растение растущее в пустыне и полупустыне. | С.135-137 |
56 | Животный мир полупустынь и пустынь | 1 | | Приводят примеры растений и животных жарких районов. | Знать, как приспособлены животные к жизни в пустыне. Уметь сделать рисунок, описать животных, обитающих в пустыне и полупустыне. | С.138-140 |
57 | Хозяйство зоны полупустынь и пустынь Население и его основные занятия | 1 | | формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Уметь называть основные занятии сельского населения, знать, что выращивают в оазисах. | С.140-142 |
58 | Города зоны полупустынь и пустынь | 1 | | Составляют краткие характеристики городов. | Уметь находить на карте зоны пустынь и полупустынь. Знать, какое значение для развития городов имеет близость Каспийского моря. | С.142-143 |
| Тема 6. Зона субтропиков- 3 часа | | | | | |
59 | Положение зоны субтропиков на карте. Практическая работа | 1 | | Формируют самостоятельные навыки при работе с картой, учебником. | Уметь показать на карте, знать, что характерно для климата зоны субтропиков, почему в горах обитают разные виды животных. | С.144-145 |
60 | Климат и природа субтропиков. | 1 | | Работа с тестом учебника | Знать, какой климат характерен для зоны субтропиков, уметь сравнивать с другими зонами. | С.145-148 |
61 | Население зоны субтропиков и его основные занятия | 1 | | Знакомятся с хозяйством, составом населения субтропиков и его основными занятиями. Обозначают города на контурной карте. | Знать, какие курортные города находятся на Черноморском побережье. Уметь показать на карте, называть занятия населения. | С.148-150 |
| Тема 7. Высотная поясность в горах – 7 часов | | | | | |
62 | Положение высотной поясности в горах на карте. Рельеф и полезные ископаемые | 1 | | Выявляют существенные признак и понятия «высотная поясность» на основании текста учебника | Уметь пользоваться картой, описать по плану города России. | С.151-153 |
63 | Климат высотной поясности в горах Растительный и животный мир | 1 | | Работа с тестом учебника. Приводят примеры растений и животных этой зоны | Знать, какой климат характерен для высотной поясности, перечислять основные виды растений и животных | С.153-155 |
64 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа | 1 | | Характеризуют географическое положение Северного Кавказа. | Уметь рассказать о природе Кавказа, знать, какие отрасли сельского хозяйства развиты в предгорьях Кавказа | С.156-159 |
65 | Города и экологические проблемы Урала | 1 | | Обозначают города на контурной карте. | Уметь находить на карте города. Знать какие отрасли промышленност развиты в этих городах. Уметь сравнивать г.п. | С.159-163 |
66 | Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города | 1 | | Характеризуют природу Алтайских гор. Определяют отрасли хозяйства. Составляют краткие характеристики крупных городов. | Найти и показать на карте Алтайские горы. Уметь рассказать о занятиях коренных жителей горных районов и предгорий. | С.163-165 |
67 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города | 1 | | Характеризуют природу гор Восточной Сибири. . Составляют краткие характеристики городов.. | Найти и показать на карте горы Восточной Сибири. Уметь рассказать о занятиях коренных жителей горных районов и предгорий. | С.166-169 |
68 | Повторение по курсу география России. | 1 | | Повторить и закрепить знания, полученные при изучении разделов учебника | Формирование четких знаний по пройденным темам. | Задание не предусмотрено |