Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности .
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
№№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Тип занятия | Виды деятельности | Средства обучения |
I четверть ( 16 часов) |
1.Организация совместного внимания |
1.1 | Организация совместного внимания | 2 | | Урок-игра | Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
1.2 | Игра «А что у вас?» | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
1.3 | Тема: «Что нам надо для умывания?» | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
1.4 | Игра: «Кто нас крепко любит». | 2 | | Урок-игра | Совместно с учителем рассматривать и разучивать картинки с изображением чувств | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
2.Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями |
2.1 | Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | 2 | | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
2.2 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 2 | | Урок-игра | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.3 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.4 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов. Повторение | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
2.5 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы |
2.6 | Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. Повторение | 2 | | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.7 | Упражнения-игры в использовании символов | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.8 | Упражнения-игры в использовании жестов | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.9 | Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.10 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
2.11 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
2.12 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов, Инсценировка | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
II четверть ( 16 часов) |
3. Обучение использованию жестовых обращений к другим |
3.1 | Обучение использованию жестовых обращений к другим | 2 | | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
3.2 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
3.3 | Использование предметных символов при обращении к другим | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
3.4 | Моделирование и разыгрывание жизненных ситуаций | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
3.5 | Обучение использованию графических символов при обращении к другим | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
3.6 | Упражнения-игры по использованию символов | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
3.7 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
3.8 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций в быту | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
4. Понимание жестов |
4.1 | Обучение пониманию жестов | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
4.2 | Упражнения и игры | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
4.3 | Обучение пониманию жестов | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
4.4 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций дома | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
4.5 | Озвучивание действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает) | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | |
4.6 | Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так) | 2 | | Инсценировка | Совместно с учителем рассматривать и разучивать позы | |
4.7 | Подражание звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами) | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | |
4.8 | Словесное обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда). | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | |
III четверть ( 18 часов) |
5. Понимание символов |
5.1 | Обучение пониманию символов | 2 | | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
5.2 | Обучение пониманию символов | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
5.3 | Обучение пониманию символов | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
5.4 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций во дворе | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | |
6. Обращение ко взрослому |
6.1 | Формирование умения обращаться к взрослому | 2 | | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем участвовать в смоделированных ситуациях | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
6.2 | Формирование умения обращаться к взрослому | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |
6.3 | Упражнения и игры | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | |
6.4 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | |
6.5 | Формирование умения обращаться к взрослому на улице | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Использование умений на практике | |
7. Употребление слов/жестов |
7.1 | Употребление слов/жестов | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | |
7.2 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | |
7.3 | Разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
7.4 | Употребление слов/жестов | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.5 | Знакомство с игрушками, предметами быта и соотнесение их с символом | 2 | | Урок открытия новых знаний | | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.6 | Знакомство с игрушками, предметами быта | 2 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | Музыкальные записи |
7.7 | Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию | 6 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации | Музыкальные записи |
IV четверть ( 16 четверть) |
7.10 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном месте | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.11 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте | 2 | | Урок смешанного типа | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.12 | Поиск названного предмета, расположенного как в разных местах группы | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
7.13 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные игрушки). | 2 | | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | |
7.14 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (заводные игрушки). | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | |
7.15 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку ( звучащие игрушки). | 2 | | Урок-игра | Использование умений на практике | |
7.16 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку | 2 | | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.18 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 2 | | Инсценировка | Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.19 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание с использованием жестов | 2 | | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки |
7.20 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 6 | | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | |
8. Диагностика результатов обучения |
8.1 | Диагностика результатов обучения | 8 | | | | |