СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Формирование коммуникативного поведения"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Формирование коммуникативного поведения"»










Рабочая программа

коррекционного курса

«Формирование коммуникативного поведения»

на 2022-2023 учебный год






































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика предмета.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.


Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Место курса в учебном плане

На изучение коррекционного курса в 1 классе отводится по 4 часа в неделю, курс рассчитан на 132 часа (33 учебные недели).



Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности .

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.


Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);


Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.


С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.


Базовые учебные действия


Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).


Познавательные учебные действия:

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).



Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Наименование раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Основные элементы содержания

1

Организация совместного внимания

8

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции.


2

Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

24

Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение. Различие и выполнение противоположных действий

3

Использование жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим.


16

Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия

4

Понимание жестов

16

Учим ребенка озвучиванию действий произнесению отдельных звуков или их серий

5

Понимание символов

8

Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ

6

Формирование умения обращаться к взрослому.


10

Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни.


7

Употребление слов/жестов


44

Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию.

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).


8

Диагностика результатов обучения

8




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

п.п.

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

Тип занятия

Виды деятельности

Средства обучения

I четверть ( 16 часов)

1.Организация совместного внимания

1.1

Организация совместного внимания

2


Урок-игра

Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

1.2

Игра «А что у вас?»

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


1.3

Тема: «Что нам надо для умывания?»

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


1.4

Игра: «Кто нас крепко любит».

2


Урок-игра

Совместно с учителем рассматривать и разучивать картинки с изображением чувств

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

2.Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

2.1

Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

2


Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

2.2

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов

2


Урок-игра

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.3

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.4

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов. Повторение

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


2.5

Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями

2


Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

2.6

Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. Повторение

2


Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.7

Упражнения-игры в использовании символов

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.8

Упражнения-игры в использовании жестов

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.9

Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий.

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.10

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


2.11

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2


Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2.12

Разыгрывание сюжета с использованием жестов, Инсценировка

2


Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

II четверть ( 16 часов)

3. Обучение использованию жестовых обращений к другим

3.1

Обучение использованию жестовых обращений к другим

2


Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

3.2

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

2


Инсценировка

Использование умений на практике


3.3

Использование предметных символов при обращении к другим

2


Инсценировка

Использование умений на практике


3.4

Моделирование и разыгрывание жизненных ситуаций

2


Инсценировка

Использование умений на практике


3.5

Обучение использованию графических символов при обращении к другим

2


Инсценировка

Использование умений на практике


3.6

Упражнения-игры по использованию символов

2


Инсценировка

Использование умений на практике


3.7

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

2


Урок-игра

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

3.8

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций в быту

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


4. Понимание жестов

4.1

Обучение пониманию жестов

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

4.2

Упражнения и игры

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

4.3

Обучение пониманию жестов

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

4.4

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций дома

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

4.5

Озвучивание действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает)

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации


4.6

Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так)

2


Инсценировка

Совместно с учителем рассматривать и разучивать позы



4.7

Подражание звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами)

2


Урок-игра

Использование умений на практике


4.8

Словесное обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда).

2


Урок-игра

Использование умений на практике


III четверть ( 18 часов)

5. Понимание символов

5.1

Обучение пониманию символов

2


Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

5.2

Обучение пониманию символов

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

5.3

Обучение пониманию символов

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать символы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

5.4

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций во дворе

2


Инсценировка

Использование умений на практике


6. Обращение ко взрослому

6.1

Формирование умения обращаться к взрослому

2


Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем участвовать в смоделированных ситуациях

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

6.2

Формирование умения обращаться к взрослому

2


Урок общеметодологической направленности

Использование умений на практике


6.3

Упражнения и игры

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации


6.4

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

2


Урок-игра

Использование умений на практике


6.5

Формирование умения обращаться к взрослому на улице

2


Урок общеметодологической направленности

Использование умений на практике


7. Употребление слов/жестов

7.1

Употребление слов/жестов

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации


7.2

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации.


7.3

Разыгрывание типичных жизненных ситуаций

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


7.4

Употребление слов/жестов

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.5

Знакомство с игрушками, предметами быта и соотнесение их с символом

2


Урок открытия новых знаний


План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.6

Знакомство с игрушками, предметами быта

2


Инсценировка

Активное участие в ситуации.

Музыкальные записи

7.7

Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию

6


Инсценировка

Активное участие в ситуации

Музыкальные записи

IV четверть ( 16 четверть)

7.10

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном месте

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.11

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте

2


Урок смешанного типа

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.12

Поиск названного предмета, расположенного как в разных местах группы

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


7.13

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные игрушки).

2


Урок-игра

Активное участие в ситуации.


7.14

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (заводные игрушки).

2


Урок-игра

Использование умений на практике


7.15

Закрепление умения узнавать предмет по звуку ( звучащие игрушки).

2


Урок-игра

Использование умений на практике


7.16

Закрепление умения узнавать предмет по звуку

2


Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.18

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

2


Инсценировка

Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.19

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание с использованием жестов

2


Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7.20

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

6


Инсценировка

Активное участие в ситуации.


8. Диагностика результатов обучения

8.1

Диагностика результатов обучения

8





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск

  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф

Учебно-методический комплекс

Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Обучающийся может уметь:

  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)

  • Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения,

Правильно и точно использовать жесты

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!