СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГ 7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ФГ 7 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГ 7»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам. директора Директор школы

Протокол № _________________ _________Н.В. Чижова

От « 29 » августа 2019 г «30» августа 2019 г.

Руководитель __________



Программа курса

финансовая грамотность



5-7 класс





Составитель Шестакова И.Ю.,

учитель экономики





2019 – 2020 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к  общечеловеческим ценностям.


Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:


•  удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

•  приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;


•  воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

•  деньги, их история, виды, функции;


•  семейный бюджет;


•  экономические отношения семьи и государства;

•  человек и финансовые организации;

•  собственный бизнес.


Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности5 являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:


•  задачи с элементарными денежными расчётами; •  кейсы по экономике семьи;


•  игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;


•  построение графиков и диаграмм;


•  мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.


процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проект­ной­ работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения


Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:


•  осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

•  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•  проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,


предложение вариантов собственного заработка;


•  умение сотрудничать совзрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;


•  понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:


Познавательные


•  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;


•  умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;


•  выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,об основных статьях­ расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

•  установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;


•  построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);


•  умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;


•  владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект

  • области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные


•  анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих воз



•  самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;


•  проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;


•  контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;


•  применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные


•  умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;


•  работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;


•  умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;


•  умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

•  владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк,


*виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;


•  понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;


•  использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;


•  применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;


•  умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

•  определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;


•  расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Учебно-тематический план

Номер темы

Тема занятия

Кол-во часов


7 класс


Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

Могут ли люди быть финансово

независимыми от государства

1

2

Что такое налоги и почему их надо платить

1

3

Какие бывают налоги

1

4

Учимся считать налоги

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги

семьи»

1

6

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

7

Исследуем, какие налоги платит

семья и что получает от государства

1

8

Как работает налоговая служба

1

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

10

Что такое социальные пособия

и какие они бывают

1

11

Учимся находить информацию

на сайте Фонда социального

страхования РФ

1


12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1


13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1


14

Учебные мини-проекты»Социальные пособия»

1



15

Обобщение результатов изучения модуля 3

1



16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1




Модуль 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17


17

Для чего нужны банки

1


18

Почему хранить сбережения

в банке выгоднее, чем дома

1




19

Какие бывают вклады


1


20

Что такое кредиты и надо ли их

брать

1


21

Изучаем сайт Центрального

банка РФ

1


22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1


23

Как избежать финансовых по-

1


24

Как работает банк

1


25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

1


26

Что мы знаем о бизнесе

1


27

Как открыть фирму

1


28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1


29

Ролевая игра «Открываем фирму»

1


30

Что такое валюта и для чего она нужна

1


31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1


32

Обобщение результатов изучения модуля 4

1


33

Презентация портфолио «Услуги

финансовых организаций и собственный бизнес»

1


34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1



Итого

34



Содержание курса

7 КЛАСС

МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют


Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходныйналог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.


Личностные характеристики и установки:


•  понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;


•  осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;


•  оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень


Обучающийся научится:


•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога;


- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;


- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

- находить нужную информацию на социальных порталах;


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;


-  называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги;

- приводить примеры налогов, которые выплачиваются


семьей,­ и указывать их примерную величину;


- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;


- называть виды социальных пособий и указывать их при-


мерную величину;

- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;


- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.


МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес



Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став-


  1. ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.


Личностные характеристики и установки:


•  понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;

•  осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;

•  осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;

•  понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;­

•  понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Базовый уровень


Обучающийся научится:


•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;


- знать свои основные права и обязанности как потребителя;


- находить актуальную информацию об услугах банков;


- пользоваться пластиковой картой в банкомате;


- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;


- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;


- сравнивать возможности работы по найму и собственногобизнеса;


- находить и анализировать информацию о курсе валют;


- проводить простые расчёты с использованием валютного курса.


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);


- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ¸ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от


труда бизнесмена;


- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;


- объяснять причины существования различных валют;


- называть основные мировые валюты и страны их использования;


- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.


Учебно-методическое


и материально-техническое обеспечение курса

Основная литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак-тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

  1. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.


  1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас дляшкольников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.


  1. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.


  1. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.


  1. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико-


ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще-


обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:Сер. 31 «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru


  1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.


  1. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел-лект-Центр, 2010.


  1. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.


  1. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru

  1. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru


  1. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.


  1. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru


  1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.


  1. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансоваяграмотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий науроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.


  1. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическоепособие для учителей нач. классов, студентов сред.ивысш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.


  1. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Метафорическая деловая игра: практическое пособие длябизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.


24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.


    1. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическоепособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.


    1. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики


  • школе. Режим доступа: http://www.hse.ru


    1. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? Режим доступа:http://project.1september.ru


    1. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим


доступа: http://pedsovet.ru


    1. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru


    1. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.

  1. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.


  1. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород:ФНС, 2006. 45 с.


  1. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru


  1. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пен-ниКаглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Дополнительная литература


  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com


2Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций.


Томск: Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c.


3.Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.


4.Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю.Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.

5.Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса.


М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.


6. КийосакиР. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33пурри, 2006. 160 с.


7.Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.


8.Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит


  • банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.


9.Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.


10.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с.


11.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.


12.Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.


13.Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путьк финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.

  1. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.


  1. Сахаровская Ю.Куда уходят деньги. Как грамотно управлятьсемейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.

  2. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая книга, 2007. 386 с.


  1. СнайдерДи. Практическая психология для подростков, илиКак найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.


  1. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор.


М.: Кейс, 2010. 192 с.


  1. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри,1998. 136 с.


  1. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри,2006. 94 с.

Интернет-источники


  1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».


  1. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».


  1. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».


  1. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».


  1. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».


  1. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуа-


ционного обучения с использованием кейсов.


    1. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.


    1. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.


    1. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начина­ ющих предпринимателей».


    1. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.


    1. www.gks.ru — Федеральная служба государственной стати-


стики.


    1. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».


    1. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финанс. планирование жизни».


    1. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».


    1. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!