Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы
Протокол № _________________ _________Н.В. Чижова
От « 29 » августа 2019 г «30» августа 2019 г.
Руководитель __________
Программа курса
финансовая грамотность
5-7 класс
Составитель Шестакова И.Ю.,
учитель экономики
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности5 являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать совзрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект
области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих воз
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк,
*виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учебно-тематический план
Номер темы | Тема занятия | Кол-во часов |
| 7 класс | |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 |
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 |
3 | Какие бывают налоги | 1 |
4 | Учимся считать налоги | 1 |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 |
8 | Как работает налоговая служба | 1 |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | 1 |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 |
| 12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | 1 |
| 13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 |
| 14 | Учебные мини-проекты»Социальные пособия» | 1 |
|
| 15 | Обобщение результатов изучения модуля 3 | 1 |
|
| 16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 |
|
| | Модуль 3. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 17 |
| 17 | Для чего нужны банки | 1 |
| 18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 |
|
| 19 | Какие бывают вклады | 1 |
| 20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 |
| 21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 |
| 22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 |
| 23 | Как избежать финансовых по- | 1 |
| 24 | Как работает банк | 1 |
| 25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | 1 |
| 26 | Что мы знаем о бизнесе | 1 |
| 27 | Как открыть фирму | 1 |
| 28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 |
| 29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 |
| 30 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 |
| 31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 |
| 32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | 1 |
| 33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 |
| 34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | 1 |
| | Итого | 34 |
Содержание курса
7 КЛАСС
МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходныйналог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги;
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются
семьей, и указывать их примерную величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их при-
мерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став-
ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
- сравнивать возможности работы по найму и собственногобизнеса;
- находить и анализировать информацию о курсе валют;
- проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ¸ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от
труда бизнесмена;
- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
- объяснять причины существования различных валют;
- называть основные мировые валюты и страны их использования;
- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак-тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас дляшкольников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико-
ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще-
обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:Сер. 31 «Учимся разумному финансовому поведению».)
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел-лект-Центр, 2010.
Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.
Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru
Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансоваяграмотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий науроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическоепособие для учителей нач. классов, студентов сред.ивысш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Метафорическая деловая игра: практическое пособие длябизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
доступа: http://pedsovet.ru
Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород:ФНС, 2006. 45 с.
Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru
Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пен-ниКаглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Дополнительная литература
Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com
2Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций.
Томск: Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c.
3.Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
4.Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю.Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5.Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса.
М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.
6. КийосакиР. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33пурри, 2006. 160 с.
7.Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
8.Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит
банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9.Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.
10.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с.
11.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
12.Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.
13.Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путьк финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
Сахаровская Ю.Куда уходят деньги. Как грамотно управлятьсемейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая книга, 2007. 386 с.
СнайдерДи. Практическая психология для подростков, илиКак найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор.
М.: Кейс, 2010. 192 с.
Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри,1998. 136 с.
Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри,2006. 94 с.
Интернет-источники
https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуа-
ционного обучения с использованием кейсов.
www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начина ющих предпринимателей».
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
www.gks.ru — Федеральная служба государственной стати-
стики.
www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финанс. планирование жизни».
www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».