СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФГ 5-7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ФГ 5-7 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГ 5-7»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам. директора Директор школы

Протокол № _________________ _________Н.В. Чижова

От « 29 » августа 2019 г «30» августа 2019 г.

Руководитель __________



Программа курса

финансовая грамотность



5-7 класс





Составитель Шестакова И.Ю.,

учитель экономики





2019 – 2020 уч. год









Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к  общечеловеческим ценностям.


Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:


•  удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

•  приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;


•  воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

•  деньги, их история, виды, функции;


•  семейный бюджет;


•  экономические отношения семьи и государства;

•  человек и финансовые организации;

•  собственный бизнес.


Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности5 являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:


•  задачи с элементарными денежными расчётами; •  кейсы по экономике семьи;


•  игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;


•  построение графиков и диаграмм;


•  мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.


процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска,анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проект­ной­ работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения


Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:


•  осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

•  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; •  проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,


предложение вариантов собственного заработка;


•  умение сотрудничать совзрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;


•  понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:


Познавательные


•  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;


•  умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;


•  выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,об основных статьях­ расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

•  установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;


•  построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);


•  умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;


•  владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект

  • области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные


•  анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих воз



•  самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;


•  проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;


•  контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;


•  применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные


•  умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;


•  работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;


•  умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;


•  умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».


Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

•  владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк,


  • виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;


•  понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;


•  использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;


•  применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;


•  умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

•  определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;


•  расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Учебно-тематический план

Номер темы

Тема занятия

Кол-во часов


5–6 классы



Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

1

Почему важно развивать свою

финансовую грамотность

1

2

От чего зависит благосостояние семьи

1

3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15

5

Деньги: что это такое

1

6

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

7

Из чего складываются доходы семьи

1

8

Учимся считать семейные доходы

1

9

Исследуем доходы семьи

1

10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1


11

Как появляются расходы семьи

1


12

Учимся считать семейные расходы

1


13

Исследуем расходы семьи

1


14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1


15

Как сформировать семейный бюджет

1


16

Ролевая игра «Семейный совет

по составлению бюджета»

1



17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1


18

Обобщение результатов изучения модуля 1

1


19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

1



Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10


20

Почему возникают риски потери

денег и имущества и как от этого

защититься

1


21

Что такое страхование и для чего

оно необходимо

1


22

Что и как можно страховать

1


23

Ролевая игра «Страхование»

1


24

Исследуем, что застраховано

в семье и сколько это стоит

1


25

Как определить надёжность

страховых компаний

1


26

Как работает страховая компания

1

27

Учебные мини-проекты «Страхование»

1

28

Обобщение результатов изучения модуля 2

1

29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

1

30–34

Резервные часы

5



34


7 класс


Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

Могут ли люди быть финансово

независимыми от государства

1

2

Что такое налоги и почему их надо платить

1

3

Какие бывают налоги

1

4

Учимся считать налоги

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги

семьи»

1

6

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

7

Исследуем, какие налоги платит

семья и что получает от государства

1

8

Как работает налоговая служба

1

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

10

Что такое социальные пособия

и какие они бывают

1

11

Учимся находить информацию

на сайте Фонда социального

страхования РФ

1



12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1



13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1



14

Учебные мини-проекты»Социальные пособия»

1





15

Обобщение результатов изучения модуля 3

1





16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»

1





17

Для чего нужны банки

1



18

Почему хранить сбережения

в банке выгоднее, чем дома

1






19

Какие бывают вклады


1



20

Что такое кредиты и надо ли их

брать

1



21

Изучаем сайт Центрального

банка РФ

1



22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1



23

Как избежать финансовых по-

1



24

Как работает банк

1



25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

1



26

Что мы знаем о бизнесе

1



27

Как открыть фирму

1



28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1



29

Ролевая игра «Открываем фирму»

1



30

Что такое валюта и для чего она нужна

1



31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1



32

Обобщение результатов изучения модуля 4

1



33

Презентация портфолио «Услуги

финансовых организаций и собственный бизнес»

1




Заключение

1



34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1




Итого

34




Всего

68



Содержание курса

5–6 КЛАССЫ


ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,финансовое поведение.


Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Обучающийся научится:

•    в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи)


  • сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;


- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;


- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;


- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;


- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;


- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;


- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;


- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;


- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

•  самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

•  оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

•  оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

•  самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.


МОДУЛЬ 1. Доходы и расходы семьи


Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные


  • символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления

расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджетаот грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения

метапредметных УУД):

- называть основные источники доходов семьи;

- составлять задачи, требующие денежных расчётов;

- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать

выводы о его сбалансированности;

•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;


- описывать свойства предмета, играющего роль денег;


- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;


- называть функции Центрального банка РФ в управлении


денежной системой страны;


- называть регулярные и нерегулярные источники дохода,


направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

- объяснять, как формируется семейный бюджет;


- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);


- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования,виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.


Личностные характеристики и установки:


•  осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;


•  понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.


Базовый уровень


Обучающийся научится:

•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

- соотносить вид страхования и его цель;

- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;


- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;


- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

- описывать виды страхования;


- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость стра­ховки;


- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.


7 КЛАСС

МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют


Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходныйналог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.


Личностные характеристики и установки:


•  понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;


•  осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;


•  оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень


Обучающийся научится:


•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога;


- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;


- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

- находить нужную информацию на социальных порталах;


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;


-  называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги;

- приводить примеры налогов, которые выплачиваются


семьей,­ и указывать их примерную величину;


- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;


- называть виды социальных пособий и указывать их при-


мерную величину;

- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;


- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.


МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес



Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став-


  1. ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.


Личностные характеристики и установки:


•  понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;

•  осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;

•  осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;

•  понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;­

•  понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Базовый уровень


Обучающийся научится:


•  в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):


- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;


- знать свои основные права и обязанности как потребителя;


- находить актуальную информацию об услугах банков;


- пользоваться пластиковой картой в банкомате;


- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;


- планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;


- сравнивать возможности работы по найму и собственногобизнеса;


- находить и анализировать информацию о курсе валют;


- проводить простые расчёты с использованием валютного курса.


•  в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):


- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);


- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ¸ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от


труда бизнесмена;


- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;


- объяснять причины существования различных валют;


- называть основные мировые валюты и страны их использования;


- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.


Учебно-методическое


и материально-техническое обеспечение курса

Основная литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак-тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

  1. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.


  1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас дляшкольников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.


  1. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.


  1. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.


  1. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико-


ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще-


обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:Сер. 31 «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru


  1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.


  1. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел-лект-Центр, 2010.


  1. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.


  1. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru

  1. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru


  1. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.


  1. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru


  1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.


  1. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансоваяграмотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий науроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.


  1. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическоепособие для учителей нач. классов, студентов сред.ивысш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.


  1. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)


  1. Метафорическая деловая игра: практическое пособие длябизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.


24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.


    1. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическоепособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.


    1. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики


  • школе. Режим доступа: http://www.hse.ru


    1. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? Режим доступа:http://project.1september.ru


    1. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим


доступа: http://pedsovet.ru


    1. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru


    1. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.

  1. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.


  1. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород:ФНС, 2006. 45 с.


  1. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru


  1. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пен-ниКаглер, Бонни Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Дополнительная литература


  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com


2Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций.


Томск: Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c.


3.Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.


4.Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю.Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.

5.Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса.


М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.


6. КийосакиР. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33пурри, 2006. 160 с.


7.Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.


8.Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит


  • банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.


9.Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.


10.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с.


11.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.


12.Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.


13.Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путьк финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.

  1. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.


  1. Сахаровская Ю.Куда уходят деньги. Как грамотно управлятьсемейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.

  2. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая книга, 2007. 386 с.


  1. СнайдерДи. Практическая психология для подростков, илиКак найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.


  1. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор.


М.: Кейс, 2010. 192 с.


  1. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри,1998. 136 с.


  1. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри,2006. 94 с.

Интернет-источники


  1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».


  1. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».


  1. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».


  1. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».


  1. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».


  1. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуа-


ционного обучения с использованием кейсов.


    1. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.


    1. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.


    1. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начина­ ющих предпринимателей».


    1. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.


    1. www.gks.ru — Федеральная служба государственной стати-


стики.


    1. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».


    1. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финанс. планирование жизни».


    1. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».


    1. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!