муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
«Средняя общеобразовательная школа №21,
г. Альметьевска, Республики Татарстан
«Принято» «Утверждено»
Руководитель МО Руководитель
_____ / Шамиюнова А.М./ МБОУ «СОШ №21»
Протокол № 1 от _____/Тухфатуллина Е.А./
«29» августа 2018г. Приказ № 248 от
«31» августа 2018 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Практикум по математике»
Шамиюновой Амины Мунировны,
I квалификационной категории
по математике,
10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«31» августа 2018 г.
2018-2019 учебный год.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. В процессе изучения данного элективного курса десятиклассники знакомятся с различными методами решения задач с модулем, нестандартными задачами, предлагаемыми в КИМах для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Практика итоговых экзаменов в школе показывает, что задачи представляют для учащихся наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане, и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена. Старшеклассники, изучившие данный материал, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Десятиклассники, изучившие данный элективный курс, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Элективный курс поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Цели курса:
- на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
- формирование представлений о различных видах уравнений и неравенствах, универсальных и нестандартных методах их решения, овладение универсальными и нестандартными методами их решения.
- закрепить и систематизировать теоретические и практические навыки решения задач; научить выделять из общего количества текстовых задач опорные, ключевые задачи; научить решать задачи несколькими способами.
- прочное и осознанное овладение учащимися системы математических знаний и умений по теме «Текстовые задачи», которые ученики могли бы применить в нестандартных ситуациях.
- оказание индивидуальной и систематической помощи по основным разделам математики;
- обучение учащихся некоторым методам и приемам решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики.
Задачи курса:
- формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- формирование поисково-исследовательского метода.
- формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы.
- развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
- расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
- развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
- развитие способности к самоконтролю и концентрации, умения правильно распорядиться отведенным временем.
Содержание курса
Алгебраические выражения. 6 часов.
Некоторые практические рекомендации.
Преобразование числовых и алгебраических выражений.
Замена переменных.
Условные равенства.
Освобождение от иррациональности в знаменателе.
Разбор методов решения типовых задач.
Функции и графики функций. 12 часов
Построение графиков функций без помощи производной.
Операции над графиками функций: сложение, умножение.
Линейные преобразования функций и графиков.
Модуль функции и функция от модуля.
Построение графиков сложных функций.
Элементарное исследование функций.
Графические методы решения, оценки числа корней уравнений и неравенств.
Графики уравнений с двумя неизвестными.
Графический анализ систем с двумя неизвестными.
Вычисление и сравнение значений тригонометрических функций.
Обратные тригонометрические функции и их графики.
Исследование тригонометрических функций.
Уравнения, неравенства и системы уравнений. 11 часов
Решение уравнений, неравенств, общие положения, замена неизвестного, приемы решения.
Уравнения, решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности входящих в них функций.
Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями.
Решение иррациональных уравнений. Появление лишних корней.
О понятии допустимых значений неизвестного.
Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами.
Уравнения и неравенства, содержащие модуль.
Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами.
Разрешение уравнения относительно параметра.
Уравнения и системы уравнений с параметрами, в которых требуется определить зависимость числа решений от параметра.
Текстовые задачи. 5 часов
Основные типы текстовых задач. Этапы их решения.
Задачи на отыскание оптимальных значений.
Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида.
Выбор неизвестных. Составление ограничений.
Защита рефератов.
В разделе «Итоговое повторение» предполагается провести заключительный контрольный тест по материалам и в форме ЕГЭ, содержащий задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Требования к уровню подготовки
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений.
знать способы решения систем уравнений.
знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом. Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, тригонометрических выражений.
решать иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства.
решать системы уравнений изученными методами.
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
применять аппарат математического анализа к решению задач.
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
уметь применять вышеуказанные знания на практике
выполнять построения и проводить исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, выполнять расчеты практического характера, использовать математические формулы и самостоятельно составлять формулы на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
добывать нужную информацию из различных источников;
проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы;
обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения |
План | Факт |
Алгебраические выражения. 6 часов. |
-
| Некоторые практические рекомендации. | 1 | 7.09 | |
-
| Преобразование числовых и алгебраических выражений. (Тест) | 1 | 14.09 | |
-
| Замена переменных. | 1 | 21.09 | |
-
| Условные равенства. | 1 | 28.09 | |
-
| Освобождение от иррациональности в знаменателе. | 1 | 5.10 | |
-
| Разбор методов решения типовых задач. (Практическая работа) | 1 | 12.10 | |
Функции и графики функций. 12 часов |
-
| Построение графиков функций без помощи производной. | 1 | 19.10 | |
-
| Операции над графиками функций: сложение, умножение. | 1 | 26.10 | |
-
| Линейные преобразования функций и графиков. | 1 | 9.11 | |
-
| Модуль функции и функция от модуля. | 1 | 16.11 | |
-
| Построение графиков сложных функций. | 1 | 23.11 | |
-
| Элементарное исследование функций. (Самостоятельная работа) | 1 | 30.11 | |
-
| Графические методы решения, оценки числа корней уравнений и неравенств. | 1 | 7.12 | |
-
| Графики уравнений с двумя неизвестными. | 1 | 14.12 | |
-
| Графический анализ систем с двумя неизвестными. (Тест) | 1 | 21.12 | |
-
| Вычисление и сравнение значений тригонометрических функций. | 1 | 11.01 | |
-
| Обратные тригонометрические функции и их графики. | 1 | 18.01 | |
-
| Исследование тригонометрических функций. (Практическая работа) | 1 | 25.01 | |
Уравнения, неравенства и системы уравнений. 11 часов |
-
| Решение уравнений,неравенств,общие положения, замена неизвестного, приемы решения. | 1 | 1.02 | |
-
| Уравнения,решение которых основано на использовании монотонности и ограниченности входящих в них функций. | 1 | 8.02 | |
-
| Нестандартные по формулировке задачи, связанные с уравнениями. (Самостоятельная работа) | 1 | 15.02 | |
-
| Решение комбинированных уравнений. Появление лишних корней. | 1 | 22.02 | |
-
| О понятии допустимых значений неизвестного. | 1 | 1.03 | |
-
| Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. | 1 | 8.03 | |
-
| Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 1 | 15.03 | |
-
| Уравнения и неравенства, содержащие модуль.(Тест) | 1 | 22.03 | |
-
| Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами. | 1 | 5.04 | |
-
| Разрешение уравнения относительно параметра. | 1 | 12.04 | |
-
| Уравнения и системы уравнений с параметрами, в которых требуется определить зависимость числа решений от параметра. (Практическая работа) | 1 | 19.04 | |
Текстовые задачи. 5 часов | | |
-
| Основные типы текстовых задач. Этапы их решения. | 1 | 26.04 | |
-
| Задачи на отыскание оптимальных значений. | 1 | 3.05 | |
-
| Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. | 1 | 10.05 | |
-
| Выбор неизвестных. Составление ограничений. | 1 | 17.05 | |
-
| Защита рефератов. | 1 | 24.05 | |
-
| Итоговое повторение. | 1 | 31.05 | |
Литература
Литература для учителя:
.Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов., С. Б. Кадомцев и др.]/-18-е изд.-М.: Просвещение, 2014.-255 с.: ил.
Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010\ под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион-М, 2014, 2015, 2016 г, 2017,-480с.
Единый государственный экзамен 2016, 2017, 2018. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся \ ФИПИ – М.: Интеллект-центр, 2010.-96с.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. - М: Просвещение,1998.
Кочагин В.В., Кочагина М.Н. ЕГЭ 2013. Математика. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2014, 2015, 2016 г.
Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1999.
Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник и др. – М.: Дрофа, 2005.
Колесникова С.И. Математика. Решение сложных задач ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2012.
Материалы открытого банка данных ЕГЭ по математике (http://www.mathege.ru).
Литература для учащихся:
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.] под ред. А. Н. Колмогорова.-19-е изд.-.: Просвещение, 2014.-384с.: ил.
Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов., С. Б. Кадомцев и др.]/-18-е изд.-М.: Просвещение, 2004.-255 с.: ил.
Математика. Подготовка к ЕГЭ-2014,2015,2016г, 2017г. под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.-480с.
Единый государственный экзамен 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 г. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся \ ФИПИ – М.: Интеллект-центр,
Материалы открытого банка данных ЕГЭ по математике (http://www.mathege.ru)
Решу ЕГЭ, Обучающая система Д. Гущина, интернет сайт.