СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса  «Практическое обществознание»  предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу  ГИА  в новой форме и рассчитана на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения  основного государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание»»


Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Практическое обществознание» предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу ГИА в новой форме и рассчитана на 34 часа. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для основной школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.


Цель курса: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через систематизацию, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по основным темам курса.

Задачи курса:

-повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению обществознания;

- способствовать повышению мотивации к высокопроизводительной учебной деятельности;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;

- развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач;

- формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

-формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ОГЭ по обществознанию.




От уровня подготовленности учащихся данного класса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.

Содержание курса включает:

- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ОГЭ по обществознанию.

- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.


Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.


Срок реализации: 1 год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 астрономический час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.



В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:


Логические:


Текстовые:


Коммуникативные:


  • соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

  • определять основания и способы своих и чужих действий;

  • определять способы видения мира другими людьми.


  • сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

  • оперировать с абстракциями различной степени сложности;

  • выдвигать гипотезы.

  • уметь освещать материал логически, последовательно;

  • при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение.

  • определять основания чужой точки зрения;

  • вести дискуссию;

  • проявлять толерантность.




Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права




Прогнозируемый (ожидаемый) результат обучения:

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

- характерные черты социального объекта, элементы его описания

уметь:

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.


Формы контроля:

  • Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома

  • Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)

  • Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме

  • Проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения для фронтальной беседы

  • Компьютерное тестирование по освоенной теме

  • Письменное тестирование

  • Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ГИА

  • Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)

  • Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом)



Принципы программы

  • Актуальность

Создание условий для подготовки учащихся к сдаче ГИА посредством актуализации их знаний.

  • Научность

Обществознание - учебная дисциплина, представляющая собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни.

  • Системность

Курс строится от актуализации теоретических знаний к практическим их применениям, от решения частных задач (конкретных заданий первого уровня конкретной образовательной линии) к решению общих.

  • Практическая направленность

Содержание элективного курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ГИА, так и применять их в повседневной социальной практике.

  • Обеспечение мотивации

  1. развитие и поддержание интереса к обществознанию как к науке

  2. прохождение данного курса способствует систематизации знаний по обществознанию и, тем самым, облегчает стартовые возможности для изучения предмета в старшей школе

  • Реалистичность

С точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы – возможно освоение за 34 часа, и к тому же дополнительное обстоятельство, позволяющее реализовать данную программу - хорошая мотивация у учащихся, так как они сами выбрали данный предмет для сдачи в форме ГИА.

  • Данный курс одновременно и ориентационный

Он расширяет кругозор, совершенствует знания и умения, удовлетворяет познавательный интерес школьников к общественным проблемам, осуществляет теоретически-практическое знакомство учащихся с возможностью решения многих проблем общества и конкретной личности.





Учебно-методическое обеспечение курса

1. Е.Н. Калачёва, Обществознание полный курс. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. (Самостоятельная подготовка к ГИА) М., «Экзамен», 2011

2. В.И. Курбатов, Пособие для подготовки к государственному экзамену и централизованному тестированию по обществознанию. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2004

3. Справочник школьника. Обществознание, учебно – справочное пособие. Под редакцией В.В. Барабанова, В.Г. Зарубина. М., «Астрель», 2003

4. И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов. М., «Эксмо», 2010

5. Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. Обществознание в таблицах и схемах. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2011

6. П.А. Баранов. Обществознание, полный справочник для подготовки к ГИА. М., «Астрель», 2014

7. А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачёва. Обществознание 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания (40 вариантов заданий. Ответы. Критерии оценивания) М., «Экзамен», 2017

8. О.А. Котова, Т. Е. Лискова. ОГЭ Обществознание, типовые экзаменационные материалы (30 вариантов) М., «Национальное образование» 2017

9. Контрольно-измерительные материалы ГИА по обществознанию.

10. Материалы портала федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru



Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.

Предполагаемые личностные результаты

1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный

элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые

  • для успешной сдачи ГИА в текущем году,

  • для подготовки теоретической базы и необходимых умений для дальнейшего обучения в старшей школе, затем успешной сдачи ЕГЭ, дающего возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации).

2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.

3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.

Предполагаемые метапредметные результаты:

1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность

2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций

3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • составление простого плана;

  • составление тезисов;

  • составление конспекта;

  • использование несложных реальных связей и зависимостей:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

  • выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • объективную оценку своих учебных действий;

  • корректировку своего собственного поведения в социуме;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

  • способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.).

4. Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе.

Предполагаемые предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека;

  • знание базовых ключевых понятий обществознания в объёме основной школы;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.


в ценностно-мотивационной сфере

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности;

  • знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни;

  • знание особенностей труда и основных требований трудовой этики;

  • знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.



Основные виды деятельности учащихся:


  • индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);

  • индивидуальная работа по выполнению заданий ГИА:

- решение тестовых заданий

- решение заданий на анализ признаков событий или явлений

-решение заданий на классификацию событий, явлений;

-решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском

обществе социальных ценностей;

-составление простого плана.

  • парная работа

  • групповая работа

  • творческая работа (составление кроссвордов по терминам и др.)

  • дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype»

  • прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий (в соответствии с Кодификатором)

  • онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.



Занятие может быть построено по плану:

1. Проверка домашней работы по теме (проверка, корректировка и систематизация знаний - формы разнообразные)

2. Коллективное решение типичных заданий

3. Проверка выполнения заданий

4. Индивидуальная работа по составлению плана текста

5. Проверка выполнения задания

6. Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

7. Задание на дом включает в себя выполнение заданий данной темы; освоение содержания новой темы: прочтение, осмысление, составление

конспекта, схемы, кроссвордов по понятиям темы.











При контроле проверяется:

1. Знание основных понятий, умение распознавать их в различном контексте;

2. Сравнивать изученные социальные объекты;

3. Интерпретировать изученные социальные явления и процессы, раскрывать их связи как внутренние так и внешние, давать оценку изучаемых социальных объектов.


1. ЗНАНИЯ.

Параметры: глубина, объем (диапазон)

Уровни оценки: высокий, средний, низкий

Оценка знаний

Показатели

Глубина

Объем

«Высокий уровень»

Знает значение системных понятий (типы общества, строение общества, структурные элементы строения общества), историю развития общественного процесса, основные проблемы по формированию взаимоотношений общества, государства, человека, может вычленить главное, обобщить информацию, самостоятельно сделать вывод, прогнозирует развитие процесса демократизации общества по ситуации формирования правовой культуры и социализации личности.

Владеет всем объемом знаний, полученных на занятиях, привлекает дополнительную информацию из различных источников

«Средний уровень»

Знает основные понятия (общество, сферы общества, государство, политический режим, социальное взаимодействие, экономика и рынок, право и правоотношения), грамотно использует их при ответе; задания, связанные с анализом и систематизацией информации, выполняет с помощью педагога

Владеет информацией, полученной на занятиях, но не всегда может актуализировать изученное ранее без помощи педагога

«Низкий уровень»

Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога.

Владеет только актуальной информацией, т.е. полученной на последнем занятии



2. УМЕНИЯ и НАВЫКИ.

Параметры: диапазон, грамотность, практическая целесообразность

Уровни оценки: высокий, средний, низкий

  • Критерии оценок: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки;

  • сложность и противоречивость природы человека, мир человеческого общения, духовную культуру;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач, отражающих проблемы жизни человека и общества;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:



Оценка

умений и навыков

Показатели

Диапазон

Грамотность

Практическая целесообразность

«Высокий уровень»

Владеет всеми навыками (технологическими, коммуникативными, оргдеятельностными,) предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, интерпретировать изученные социальные явления, приводить собственные примеры, давать оценку изученных социальных объектов.

Не допускает ошибок при выполнении навыков, предусмотренных программой.

Самостоятельно может построить алгоритм продуктивного процесса (технологического,поискового, творческого), не допуская ошибок в выборе приемов и действий, установлении их последовательности.

Анализирует процесс и результат в сопоставлении с целью деятельности.

«Средний уровень»

Владеет основными навыками, предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, приводить собственные примеры)

Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправить эти ошибки.

Умеет выбрать действия и установить их последовательность для достижения практической цели. Допускает незначительные ошибки

«Низкий уровень»

Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой. Часто нуждается в помощи педагога.

Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы. Нуждается в руководстве.

Не может самостоятельно выбрать действия для достижения поставленной цели и установить их порядок.


Контрольные тестовые и практические работы позволяют проверить следующие умения:

1. распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

2. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

3. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;

4. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);

5. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

6.применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

7. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

8. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.п.;

9.раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

10. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

11. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

12. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.


Типология заданий.

Типы заданий

По характеру ответа

По виду познавательной деятельности

По уровню сложности

1.

С выбором ответа

Выбор ответа из предложенных.

Базовый уровень

Анализ суждений и выбор ответа из предложенных оценок.

Повышенный уровень

2.

С кратким ответом

Заполнить пробел в схеме.

Базовый уровень

Определить пропущенное слово или словосочетание.

Повышенный уровень


Установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях.

3.

С развернутым ответом

Перечисление признаков.




Высокий уровень

Приведение примеров.

Задания – задачи в виде ситуации или высказывания и вопросы.

Составное задание, включающее фрагмент источника и задания по его интерпретации и анализу.


















  • Базовый уровень: умения перечислять и распознавать признаки предметов, явлений, черты объектов, сравнивать однородные социальные объекты, выявлять структурные элементы объектов с помощью схем.

  • Повышенный уровень: оценка истинности суждений; называть термины, понятия, социальные явления; классифицировать понятия, явления, социальные объекты (устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков).

  • Высокий уровень: раскрывать теоретическое положение на примерах и приводить примеры; решать проблемные ситуации; осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных текстов; излагать собственные рассуждения по социальным проблемам с опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт.



Алгоритмы выполнения заданий.


1. Задания на сравнение. Определить отличительный признак или общую черту.

- установить общее понятие для сравниваемых объектов.

- определить характерные черты для общего понятия.

- определить черты каждого объекта.

-установить признак отличия либо черту сходства.


2. Установление понятия по признаку.

- убрать из вариантов ответа те, которые выпадают из основного смыслового ряда.

- уточнить специфику каждого из оставшихся понятий и их возможные соотношения.

- выбрать правильный ответ.



3. Определение признака понятия.

- дать определение понятию, вспомнить его основные характеристики;

- из предложенных ответов выбрать подходящий.


4. Многосмысловые понятия.

- вспомнить все основные значения данного понятия.

- осмыслить контекст, в котором понятие употребляется.


5. Задания на классификацию. Заполнить пропуск в схеме.

- проанализировать соподчиненные элементы, определить их сходство.

- определить исходное общее понятие или основание классификации.

- определить искомый объект.


6. Задания на классификацию. Распределение позиций по группам.

- определить общее понятие для объектов.

- определить сущность общего понятия.

- уточнение признаков, лежащих в основе деления, т.е. уточнить, что отличает один объект от другого.


7. Соотнесение понятия и определения.

- установить наиболее характерные видовые отличия каждого понятия;

- соотнесение полученной информации с предложенными характеристиками.


8. Конкретизация явлений, теоретических положений примерами.

- уточнить само исходное положение, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления, т.е. развернуть положение, сформулировав ряд более

частных утверждений.

- каждый из направлений или аспектов конкретизировать примером.










Содержание программы курса

1. Введение. Особенности ГИА по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч.) ОГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ОГЭ.

Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ОГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ОГЭ (24 ч.)


Тема 1. Человек и общество (4 ч.) Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.

Важнейшие социальные институты. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Человек и общество»



Тема 2. Сфера духовной культуры (4 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества.

Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Наука в жизни современного общества.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Сфера духовной культуры »



Тема 3. Экономика (4 ч.) Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Рынок и рыночный механизм. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Экономика»



Тема 4. Социальная сфера (4 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Социальная сфера»


Тема 5. Сфера политики и социального управления (4 ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство.

Политическая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Сфера политики и социального управления»


Тема 6. Право (4 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Публичное право. Правовая культура граждан.

Правовое государство и гражданское общество.

Практикум: Решение типичных заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом по теме «Право»


3. Тестовый практикум (8 ч.)


Практическое решение тестовых заданий

Психологическая готовность к тестированию

Итоговое обобщение




Календарно-тематическое планирование

занятия

Темы


Дата

по плану

по факту

1.

Вводное занятие: Знакомство с особенностями ОГЭ по обществознанию.

Деятельность учащихся

Знакомство с порядком проведения ОГЭ, порядком подсчета результатов. Правила работы со спецификацией, виды заданий, критерии к оцениванию. Содержательные линии.



2.

Ознакомление с демонстрационным вариантом ОГЭ по обществознанию. Вводная диагностика.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами.

Деятельность учащихся

Работа с кодификатором и спецификатором. Ответы на вопросы вводной анкеты. Знакомство с правилами оформления бланков. Тестирование по тексту демоверсии ГИА, самоанализ результативности имеющихся знаний.



3.

Человек и общество

Деятельность учащихся

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная)

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



4.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Человек и общество»

Деятельность учащихся

Учащиеся выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях.



5.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Человек и общество»

Деятельность учащихся

Учащиеся выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



6.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Человек и общество»

Деятельность учащихся

Учащиеся выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



7.

Сфера духовной культуры

Деятельность учащихся

Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Разгадывание кроссворда (понятия по данной теме занятия). Работа с текстами, совершенствуют навык пользования алгоритмом составления простого плана

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



8.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Сфера духовной культуры»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



9.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Сфера духовной культуры»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



10.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Сфера духовной культуры»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



11.

Экономика

Деятельность учащихся

Устная работа с планом, предложенным учителем (он для подготовки к занятию был доступен для ознакомления учащихся на сайте школы на личной странице учителя). При необходимости учащийся может работать схемами, составленными учащимся заранее. Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная.

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



12.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Экономика»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



13.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Экономика»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



14.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Экономика»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях



15.

Социальная сфера

Деятельность учащихся

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Выполняют компьютерное тестирование.

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



16.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Социальная сфера»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях. Выполняют тестовые задания по теме занятия.



17.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Социальная сфера» Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания по теме занятия



18.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Социальная сфера» Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания по теме занятия



19.

Сфера политики и социального управления

Деятельность учащихся

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем.). Работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом (сначала индивидуальная, затем групповая, затем коллективная)

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



20.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Сфера политики и социального управления»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях. Выполняют тестовые задания по теме занятия. Работа с кодификатором.



21.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Сфера политики и социального управления»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях. Выполняют тестовые задания по теме занятия. Работа с кодификатором.



22.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Сфера политики и социального управления»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях. Выполняют тестовые задания по теме занятия. Работа с кодификатором.



23.

Право

Деятельность учащихся

Устная работа с планами-конспектами, схемами, составленными учащимися заранее. Работа с презентацией учителя, содержащей ненаполненные содержанием элементы схем. Парная работа по составлению пояснений к кроссворду, имеющему лишь ответы (понятия по данной теме занятия). Компьютерное тестирование по проверке умений анализа, сравнения, классификации по теме «Право»

Повторение материала по теме. Термины. Понятия. Определения. Тематический тест.



24.

Решение типичных заданий с выбором ответа по теме «Право»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания по теме «Право». Работа с кодификатором.



25.

Решение типичных заданий с кратким ответом по теме «Право»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания по теме «Право». Работа с кодификатором.



26.

Решение типичных заданий с развернутым ответом по теме «Право»

Деятельность учащихся

Учащиеся вспоминают теоретический минимум, который пригодится для выполнения заданий, выполняют задания, взаимообучение в случае обнаружения пробелов в знаниях

Выполняют тестовые задания по теме «Право». Работа с кодификатором.



27.

Изучение и практическое усвоение технологии работы с диаграммами - решение заданий № 23, 24

Деятельность учащихся

Совершенствование умения читать диаграмму и извлекать из неё необходимую информацию. Практикум по решению заданий с диаграммами. Обучающее решение задач. Решение заданий. Учащиеся работают с текстами, которые предполагает коллективную работу совместно с учителем, работу в паре, самостоятельную работу учащихся.



28.

Изучение и практическое усвоение технологии составления плана текста - решение задания № 26

Деятельность учащихся

Совершенствование умения составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Формирование базового умения составлять план предложенного текста (понимать основную мысль и структуру текста, определять и кратко формулировать центральную идею каждой смысловой части).



29.

Отработка умений работы с текстом - решение заданий № 27, 28

Деятельность учащихся

Совершенствование умения извлекать из текста информацию, представленной в явном виде. Выявление адекватности понимания выпускниками отдельных идей текста. Учащиеся демонстрируют умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в тексте; извлекать из текстов знания по заданным темам; анализировать и обобщать несистематизированную информацию.

Содержание работы с текстом:

- умение анализировать и интерпретировать информацию;

- умение правильно использовать обществоведческие понятия при анализе и интерпретации текста;

- соотносить значение отдельных авторских слов и фраз с изученным материалом;

- определять логические связи в тексте;

-связывать авторские идеи друг с другом и с текстом в целом;

- понимать отдельные мысли автора и общую идею документа;

- применять теоретические идеи документа к фактам, не содержащимся в тексте;

- соотносить содержание документа с реалиями современности.



30.

Решение демо версии 2016 года

Деятельность учащихся

Практическая работа по решению тестов. Учащиеся работают с демо - версией 2016 года, затем проверяют свои знания и, в случае необходимости, их корректируют. Учащиеся демонстрируют умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.



31.

Решение демо версии 2017 года

Деятельность учащихся

Практическая работа по решению тестов. Учащиеся работают с демо - версией 2017 года, затем проверяют свои знания и, в случае необходимости, их корректируют. Учащиеся демонстрируют умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.



32.

Решение демо версии 2018 года

Деятельность учащихся

Практическая работа по решению тестов. Учащиеся работают с демо - версией 2018 года, затем проверяют свои знания и, в случае необходимости, их корректируют. Учащиеся демонстрируют умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.



33.

Психологическая готовность к тестированию

Деятельность учащихся

Обучающиеся знакомятся с советами психолога по особенностям поведения на экзамене.



34.

Итоговое занятие

Деятельность учащихся

Участвуют в «круглом столе» по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА, к данному занятию готовят те задания, которые у них при домашней работе при самообразовании вызвали сложности. Отработка навыков выполнения заданий. Консультации.





Рекомендации по работе с текстом ГИА по обществознанию.

1. Не торопясь, прочитай текст.

2. Постарайся определить тему текста, его главную мысль.

3. Ещё раз прочитай текст.

4. Выдели в тексте смысловые части. Как правило, в тексте количество смысловых частей или равно количеству абзацев или меньше Если абзацы начинаются со слов «Во-первых», «Во- вторых» вполне возможно, что автор просто продолжает развивать ранее высказанную мысль.

5. Прочитай по очереди каждую из смысловых частей, подчеркни предложение, в котором в данной части содержится её (части) главная мысль.

6. Озаглавь части. Названия частей должны быть ёмкими и короткими, в них должно быть кратко сформулировано главное.

7. Перепиши план в черновик.

8. Ещё раз перечитай текст, сверяясь с записями пунктов плана. При необходимости подкорректируй план.

9. Продолжай работать с заданиями уровня С по тексту дальше, возможно, работа над ними приведёт тебя к идее более точного названия пунктов плана.

10. Запиши план текста в бланк ответа.




ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2. http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федерального института педагогических измерений

3. http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"

4. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

5. http://egeigia.ru/ - ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена»

6. http://opengia.ru/- Открытый банк заданий ОГЭ

7. http://ege.yandex.ru - Подготовка к ОГЭ

8. www.alleng.ru - Портал о пособиях по подготовке к ГИА

9. http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

10.  http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm  - полная электронная версия курса  «Введение в обществознание», 8-9 классы.

11. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

12. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!