Аннотация к рабочей программе
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным среди выпускников средней школы.
Программа элективного курса «Теория и практика обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения заданий с кратким и развернутым ответами.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 и 11 классов и рассчитана на 34 часа в каждом классе. Срок реализации - 2 года.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
-На основе правил и норм: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 г., №189; СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020, № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г., №2.
Планируемые результаты освоения учебного элективного курса
Личностными результатами элективного курса являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Содержание учебного элективного курса
10 класс-34 часа
Введение (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию. Изменения в КИМах ЕГЭ, их структура. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий.
Тема 1. Человек (5 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема 2. Духовная культура (5 ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Наука. Функции современной науки. Этика науки. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений в РФ (20 ч.)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Тема 4. Общество: современное состояние и перспективы развития (2 ч.)
Общественное развитие. Эволюция и революция как формы
социальных изменений. Основные направления общественного
развития: прогресс, регресс. Многовариантность и противоречивость общественного развития. Глобализация и вызовы XXI века. Основные направления
глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI века. Социальные последствия
технического прогресс. Закономерности общественного развития в политической, правовой,
научной, педагогической деятельности.
Итоговое занятие (1ч)
11 класс-34 часа
Введение (1 ч.)
Тема 1. Экономическая сфера общества (15 ч.)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.
Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Рациональное поведение потребителя и производителя. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 2. Общество. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Гендер- социальный пол.
Тема 3. Политическая сфера общества (12 ч.)
Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический статус личности. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Итоговое занятие (1ч)
Тематическое планирование / 34 ч/
10 класс-34 часа
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Знакомство с демоверсией КИМ по обществознанию в новом году. Особенности КИМов ЕГЭ по обществознанию. | 1 | 1 | | спецификация и демоверсия |
Тема 1. Человек (5 ч.) |
2 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация личности. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
3 | Мотивы, потребности и интересы человека. Мировоззрение, его типы. Мышление. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
4 | Познание мира. Истина. Особенности профессиональной деятельности в сфере культуры, науки, образования. | 1 | 3 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
5-6 | Практическая работа с КИМами. | 2 | 4-5 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тема 2. Духовная культура (5 ч) |
7 | Понятие культуры. Мораль. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
8 | Религия. Искусство. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
9 | Наука. Образование. | 1 | 3 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
10-11 | Практическая работа с КИМами. | 2 | 4-5 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений в РФ (20 ч.) |
12 | Право в системе социальных норм. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
13 | Источники права. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
14 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | 1 | 3 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
15 | Конституция РФ. | 1 | 4 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
16 | Личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. | 1 | 5 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
17 | Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Федеративное устройство нашего государства. | 1 | 6 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
18 | Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. | 1 | 7 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
19 | Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. | 1 | 8 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
20 | Административное правонарушение и административная ответственность. | 1 | 9 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
21 | Уголовное право. Основные принципы уголовного права. | 1 | 10 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
22 | Гражданское право. Гражданские правоотношения. | 1 | 11 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
23 | Занятость и трудоустройство. | 1 | 12 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
24 | Семейное право. | 1 | 13 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
25 | Гражданские споры, порядок их рассмотрения. | 1 | 14 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
26 | Арбитражное судопроизводство. | 1 | 15 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
27 | Судебное производство по делам об административных правонарушениях. | 1 | 16 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
28 | Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса. | 1 | 17 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
29-31 | Практическая работа с КИМами. | 3 | 18-20 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тема 4. Общество: современное состояние и перспективы развития (2 ч.) |
32 | Общественное развитие, основные его направления. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
33 | Глобализация и вызовы XXI века. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тематическое планирование / 34 ч/
11 класс-34 часа
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Знакомство с демоверсией КИМ по обществознанию в новом году. Особенности КИМов ЕГЭ по обществознанию. | 1 | 1 | | спецификация и демоверсия |
Тема 1. Экономическая сфера общества (15 ч.) |
2 | Экономика как наука и сфера деятельности человека. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
3 | Типы экономических систем. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
4 | Функционирование рынков. | 1 | 3 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
5 | Факторы производства. | 1 | 4 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
6 | Рынок труда. Занятость и безработица. | 1 | 5 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
7 | Экономика предприятия. | 1 | 6 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
8 | Отраслевые структуры. Монополия и конкуренция. | 1 | 7 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
9 | Торговля. | 1 | 8 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
10 | Макроэкономические показатели и качество жизни. | 1 | 9 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
11 | Инфляция и ее последствия. | 1 | 10 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
12 | Денежный рынок. Финансовые институты. | 1 | 11 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
13 | Государственный бюджет. | 1 | 12 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
14 | Международная экономика. | 1 | 13 | | лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
15-16 | Практическая работа с КИМами. | 2 | 14-15 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тема 2. Общество. Социальная сфера (5 ч) |
17 | Общество как система: элементы и подсистемы. Основные социальные институты. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
18 | Социальная мобильность, каналы социальной мобильности в современном обществе. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
19 | Социальные группы, их типы. | 1 | 3 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
20-21 | Практическая работа с КИМами. | 2 | 4-5 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
Тема 3. Политическая сфера общества (12 ч.) |
22 | Политика и политическая деятельность. | 1 | 1 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
23 | Политическая система, ее структура и функции. | 1 | 2 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
24 | Политические институты. Роль средств массовой информации в политической жизни общества | 1 | 3 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
25 | Государство как основной политический институт. | 1 | 4 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
26 | Форма государства. | 1 | 5 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
27 | Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. | 1 | 6 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
28 | Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. | 1 | 7 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
29 | Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. | 1 | 8 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
30 | Человек в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Политическая идеология. | 1 | 9 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
31 | Политический процесс. Особенности политического процесса в современной России. | 1 | 10 | | Лекции, КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
32-33 | Практическая работа с КИМами. | 2 | 11-12 | | КИМы ЕГЭ, задания с кратким развернутым ответом |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | | Без задания |
2