СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 кл "Стилистика и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный  курс «Стилистика и культура речи» предназначен  для  учащихся  9-ых  классов  и  рассчитан  на  17  часов. Элективный  курс  поможет   объяснить  принципы лингвистических явлений,  их  возникновение, позволит ученику закрепить навыки создания монологических высказываний  в  устной  и  письменной  форме.  Вопросы  культуры  речи,  нормативного  произношения  и  ударения,  практические  задания  и  тесты  помогут  закрепить  знания  по  основным  разделам языкознания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 кл "Стилистика и культура речи"»

Пояснительная записка


Элективный курс «Стилистика и культура речи» предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.

Элективный курс поможет объяснить принципы лингвистических явлений, их возникновение, позволит ученику закрепить навыки создания монологических высказываний в устной и письменной форме. Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по основным разделам языкознания.

Культура речи тесным образом связана со стилистикой русского языка и с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, т. е. его словарного состава, грамматики, произношения. Культура речи оценивает уместность и целесообразность употребления грамматических норм, степень выразительности.

Назначение данного элективного курса состоит в том, чтобы сформировать функциональную грамотность ученика, чья устная и письменная речь ориентирована на нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), на нормы речевого этикета.

Основное направление в процессе учебной деятельности - систематизация знаний по орфографии и пунктуации, создание текстов различных стилей и жанров, что позволит обеспечить языковое и речевое развитие ученика, сформирует в выпускнике личность, способную к эффективной коммуникации и социализации.

Цель элективного курса: совершенствовать умение использовать различные выразительные средства в устной и письменной речи.

Программа направлена на достижение следующих задач:

• знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;

• совершенствование умения точно, логично и последовательно излагать мысли;

• самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи)

• практически использовать лингвистические знания и умения в творческих работах - сочинениях- рассуждениях по тексту тестов ОГЭ.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний в коммуникативной и познавательной деятельности ученика.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- отбирать фактический языковой материал для создания устного и письменного высказывания;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.












Содержание тем элективного курса

Раздел 1

Стилистика и культура речи (3 часа).


1.Введение. «Уметь говорить- искусство. Уметь слушать - культура».(Д. С.

Лихачёв)

2-3.Нормативное произношение и ударение.


Раздел 2

Стилистика и лексика ( 3 часа)


4.Правильность и точность словоупотребления.

5.Значение слова и лексическая сочетаемость.

6.Функционально- стилевая принадлежность слова.


Раздел 3

Правильное использование грамматических норм (3 часа)


7.Употребление форм имён существительных и имён прилагательных.

8.Употребление имён числительных и местоимений.

9. Употребление форм глагола. Трудные случаи именного и глагольного

управления.


Раздел 4

Синтаксические нормы (4часа )


10.Согласование сказуемого с подлежащим.

11.Норма управления. Выбор правильного падежа и предлога.

12. Употребление деепричастных оборотов.

13.Обобщение материала по нормам языка.


Раздел 5

Учимся правильно выражать свои мысли (4 часа)


14/15.Что значит рассуждать? (Требования к сочинению-рассуждению ).

16.Работа с черновиками сочинения- рассуждения.

17.Итоговое занятие. Работа с тестами по культуре речи.

















Календарно-тематическое планирование






Название

темы

Количество

часов

Дата проведения



Всего

Лекции

Практическая работа


Вид деятельности

По плану

По факту

Раздел 1

Стилистика и культура

речи

1

Введение.

«Уметь говорить-

искусство.

Уметь слушать-культура»(Д.С.Ли-хачёв)


1

Беседа




7.09

7.09

2/3

Нормативное произношение и ударение

2


практикум

Индивидуальная работа с карточками

7.09

14.09

7.09

14.09

Раздел 2

Стилистика и лексика

4

Правильность

и точность словоупотребления


1


лекция

практикум

Индивидуальная работа с карточками

14.09

14.09

5

Значение слова и лексическая сочетаемость


1



практикум


Работа с текстами

21.09

21.09

6

Функционально- стилевая принадлежность слова


1


лекция



21.09

21.09

Раздел 3

Правильное использование грамматических норм

7

Употребление форм имён существительных и имён прилагательных



1



практикум


Работа с тестами

28.09

28.09

8

Употребление имён числительных и местоимений


1


практикум

Тесты, практ.

задания

28.09

28.09

9

Употребление

форм глагола.

Трудные случаи именного и глагольного управления




1



лекция



Тексты ОГЭ

5.10

5.10

Раздел 4

Синтаксические нормы

10

Согласование сказуемого с подлежащим



1


практикум

Тексты ОГЭ

5.10

5.10

11

Норма управления. Выбор правильного падежа и предлога.



1


лекция



Тексты ОГЭ

12.10

12.10

12

Употребление

деепричастных оборотов


1



практикум


тесты

12.10

12.10

13

Обобщение материала по нормам языка


1


семинар

тесты

19.10

19.10

Раздел 5

Учимся правильно выражать свои мысли

14-15

Что значит рассуждать?

(Требования к сочинению-рассуждению)


2


лекция с элементами беседы



работа с текстами ОГЭ

19.10

26.10


19.10

26.10


16

Работа с черновиками

сочинения-рассуждения


1


практикум

работа с текстами ОГЭ

26.10

26.10

17

Итоговое занятие. Работа с тестами по культуре речи


1


практикум

Работа с тестами

2.11

2.11












Список литературы


Для учителя:


1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1982.

2.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.

3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?-М., 1988.

4.Розенталь Д.Э. , Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М.:Рольф,

2002.



Для учащихся:


1. Сенина Н. А. Русский язык .9-ый класс. Итоговая аттестация. –Ростов-на-

Дону.: Легион,2015.

2. И.В. Пасечник, Л.В.Карелина, Н.Н.Васинькова. Русский язык. ОГЭ 2020. – Пермь. Издательство «Знание», 2019.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!