Пояснительная записка
Элективный курс «Стилистика и культура речи» предназначен для учащихся 9-ых классов и рассчитан на 17 часов.
Элективный курс поможет объяснить принципы лингвистических явлений, их возникновение, позволит ученику закрепить навыки создания монологических высказываний в устной и письменной форме. Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по основным разделам языкознания.
Культура речи тесным образом связана со стилистикой русского языка и с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, т. е. его словарного состава, грамматики, произношения. Культура речи оценивает уместность и целесообразность употребления грамматических норм, степень выразительности.
Назначение данного элективного курса состоит в том, чтобы сформировать функциональную грамотность ученика, чья устная и письменная речь ориентирована на нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), на нормы речевого этикета.
Основное направление в процессе учебной деятельности - систематизация знаний по орфографии и пунктуации, создание текстов различных стилей и жанров, что позволит обеспечить языковое и речевое развитие ученика, сформирует в выпускнике личность, способную к эффективной коммуникации и социализации.
Цель элективного курса: совершенствовать умение использовать различные выразительные средства в устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
• знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
• совершенствование умения точно, логично и последовательно излагать мысли;
• самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи)
• практически использовать лингвистические знания и умения в творческих работах - сочинениях- рассуждениях по тексту тестов ОГЭ.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний в коммуникативной и познавательной деятельности ученика.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- отбирать фактический языковой материал для создания устного и письменного высказывания;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Содержание тем элективного курса
Раздел 1
Стилистика и культура речи (3 часа).
1.Введение. «Уметь говорить- искусство. Уметь слушать - культура».(Д. С.
Лихачёв)
2-3.Нормативное произношение и ударение.
Раздел 2
Стилистика и лексика ( 3 часа)
4.Правильность и точность словоупотребления.
5.Значение слова и лексическая сочетаемость.
6.Функционально- стилевая принадлежность слова.
Раздел 3
Правильное использование грамматических норм (3 часа)
7.Употребление форм имён существительных и имён прилагательных.
8.Употребление имён числительных и местоимений.
9. Употребление форм глагола. Трудные случаи именного и глагольного
управления.
Раздел 4
Синтаксические нормы (4часа )
10.Согласование сказуемого с подлежащим.
11.Норма управления. Выбор правильного падежа и предлога.
12. Употребление деепричастных оборотов.
13.Обобщение материала по нормам языка.
Раздел 5
Учимся правильно выражать свои мысли (4 часа)
14/15.Что значит рассуждать? (Требования к сочинению-рассуждению ).
16.Работа с черновиками сочинения- рассуждения.
17.Итоговое занятие. Работа с тестами по культуре речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
Всего | Лекции | Практическая работа | Вид деятельности | По плану | По факту |
Раздел 1 Стилистика и культура речи 3ч |
1 | Введение. «Уметь говорить- искусство. Уметь слушать-культура»(Д.С.Ли-хачёв) | 1 | Беседа | | | 7.09 | 7.09 |
2/3 | Нормативное произношение и ударение | 2 | | практикум | Индивидуальная работа с карточками | 7.09 14.09 | 7.09 14.09 |
Раздел 2 Стилистика и лексика 3ч |
4 | Правильность и точность словоупотребления | 1 | лекция | практикум | Индивидуальная работа с карточками | 14.09 | 14.09 |
5 | Значение слова и лексическая сочетаемость | 1 | | практикум | Работа с текстами | 21.09 | 21.09 |
6 | Функционально- стилевая принадлежность слова | 1 | лекция | | | 21.09 | 21.09 |
Раздел 3 Правильное использование грамматических норм 3ч |
7 | Употребление форм имён существительных и имён прилагательных | 1 | | практикум | Работа с тестами | 28.09 | 28.09 |
8 | Употребление имён числительных и местоимений | 1 | | практикум | Тесты, практ. задания | 28.09 | 28.09 |
9 | Употребление форм глагола. Трудные случаи именного и глагольного управления | 1 | лекция | | Тексты ОГЭ | 5.10 | 5.10 |
Раздел 4 Синтаксические нормы 4ч |
10 | Согласование сказуемого с подлежащим | 1 | | практикум | Тексты ОГЭ | 5.10 | 5.10 |
11 | Норма управления. Выбор правильного падежа и предлога. | 1 | лекция | | Тексты ОГЭ | 12.10 | 12.10 |
12 | Употребление деепричастных оборотов | 1 | | практикум | тесты | 12.10 | 12.10 |
13 | Обобщение материала по нормам языка | 1 | | семинар | тесты | 19.10 | 19.10 |
Раздел 5 Учимся правильно выражать свои мысли |
14-15 | Что значит рассуждать? (Требования к сочинению-рассуждению) | 2 | лекция с элементами беседы | | работа с текстами ОГЭ | 19.10 26.10 | 19.10 26.10 |
16 | Работа с черновиками сочинения-рассуждения | 1 | | практикум | работа с текстами ОГЭ | 26.10 | 26.10 |
17 | Итоговое занятие. Работа с тестами по культуре речи | 1 | | практикум | Работа с тестами | 2.11 | 2.11 |
Список литературы
Для учителя:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1982.
2.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.
3.Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?-М., 1988.
4.Розенталь Д.Э. , Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.- М.:Рольф,
2002.
Для учащихся:
1. Сенина Н. А. Русский язык .9-ый класс. Итоговая аттестация. –Ростов-на-
Дону.: Легион,2015.
2. И.В. Пасечник, Л.В.Карелина, Н.Н.Васинькова. Русский язык. ОГЭ 2020. – Пермь. Издательство «Знание», 2019.