СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного предмета ( русский язык) для 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс русского языка считается завершённым в 9 классе. Но в 10-11 классах снова встаёт проблема повторения правил русского языка, так как впереди учащихся ждут экзамены. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2 часа), повторение правил и применение их на практике бывает крайне сложно, так как просто не хватает на это времени: ведь ещё необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка. Данный элективный курс углубляет и систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах; он нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о  функционировании слова в речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного предмета ( русский язык) для 10 класса»

Пояснительная записка

Программа элективного курса по русскому языку предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа и подготовлена с учётом программы Власенкова А. И,

Курс русского языка считается завершённым в 9 классе. Но в 10-11 классах снова встаёт проблема повторения правил русского языка, так как впереди учащихся ждут экзамены. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2 часа), повторение правил и применение их на практике бывает крайне сложно, так как просто не хватает на это времени: ведь ещё необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка. Данный элективный курс углубляет и систематизирует знания учащихся, полученные в 5-9 классах; он нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Цели элективного курса:

- обобщить полученные знания по орфографии и пунктуации за курсы 5-9 классов;

- систематизировать знания о трудных случаях орфографии и пунктуации;

- сформировать умение выбирать правило, соответствующее данной орфограмме и пунктограмме, что значительно облегчит задачу усвоения правил;

- помочь учащимся в постижении сущности современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака, а также в освоении принципов русской пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования.

Для достижения целей курса используются приёмы:

  • работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

  • семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма.

В качестве обучающих пособий предлагаются традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, книги по занимательной лингвистике, сборники тестовых тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ.

Элективный курс призван решить следующие задачи:

  • дать рекомендации по употреблению орфографии, знаков препинания в случаях, ещё не закреплённых правилами, внедрять данные рекомендации в практическую жизнь учащихся;

  • ориентировать учащихся на осмысленное пользование знаками препинания;

  • развить способности анализировать орфографическое и пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической направленности;

  • показать, как на базе правил происходит обогащение функций знаков препинания в практике печати;

  • выработать у учащихся навыки орфографической и пунктуационной грамотности, развить творческий потенциал учащихся, повысить культуру письменной речи;

  • выработать навыки решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Программа курса построена по принципу модулей и состоит из двух частей: «Орфография» ( 9 тем, 19 часов) и «Пунктуация» ( 6 тем, 15 ч.). Основными видами деятельности обучающихся выбраны практикумы и тренинги, необходимые для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ.

В модуле «Орфография» повторяются отдельно только самые сложные темы. В модуле «Пунктуация» углубляются и систематизируются знания по синтаксису и пунктуации, так как именно эти ошибки чаще всего доводят работу школьника или абитуриента до неудовлетворительной оценки. При изучении курса «Русский язык» в 5-9 классах у учащихся возникает проблема в соблюдении норм пунктуации. Очень часто знаки препинания ставятся неосознанно, автоматически. Учащиеся не всегда понимают природу пунктограммы, её значение при письме. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её сущность, её принципы, усвоить системность. Школьная программа по русскому языку рассматривает употребление знаков препинания, которые регламентируются правилами. Но всё чаще и чаще ребята встречаются с пунктуационным разнобоем, который нуждается в упорядочении. Чтобы знаки препинания привести в систему и не было пунктуационного разнобоя, разработан модуль «Пунктуация». Поэтому главная задача элективного курса - поэтапно отработать ту или иную тему, активизировать навыки грамотного письма, совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явления, обобщить и систематизировать изученное. В данном элективном курсе изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской орфографии и пунктуации – причём пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Материалом для анализа послужили прежде всего отрывки из произведений русской классической литературы. Поэтому курс носит интегрированный характер. Однако наметить перспективы в развитии орфографии и пунктуации невозможно без выявления тенденций, обнаруживающихся в современной литературной практике. Поэтому при изучении данного курса используются примеры из периодической современной печати.

Изучение курса строится на применение исследовательского метода, что позволяет наиболее глубоко проникнуть в синтаксическую, орфографическую и пунктуационную тайну текста. В центре – поисковый принцип обучения, позволяющий учащемуся быть в роли первооткрывателя. Занятия начинаются с создания проблемной ситуации, которая приводит к противоречию. Это позволяет создать атмосферу научной лаборатории, где проводят опыты учёные-дети и делают открытия. Поэтому занятия проводятся в форме языковой лаборатории. А анализируя тексты на старославянском и древнерусском языках, сопоставляя эти тексты с переводами на современный русский язык, учащиеся действительно чувствуют себя настоящими лингвистами. А всё это вместе позволяет постичь сущность русской орфографии и пунктуации, их законы, усвоить их стандарты и исключения, даёт возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Содержание программы.

Раздел «Орфография».


Тема 1. Правописание приставок. (Неизменяемые приставки, приставки на с и з,

приставки пре- и при-; иноязычные приставки).

Тема 2. Безударные гласные в корне слова. (Безударные гласные,

проверяемые, непроверяемые,).

Тема 3. Чередующиеся гласные в корне.

Тема 4. О и Ё после шипящих.

Тема 5.Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях,

причастиях.

Тема 6. Правописание НЕ и НИ с раздельными частями речи. (НЕ с

существительными, прилагательными, наречиями, с глаголами деепричастиями,

причастиями, числительными, местоимениями, со словами категории

состояния. Особые случаи слитою и раздельного написания НЕ; различие

частиц НЕ и НИ ).

Тема 7. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. (Правописание

сложных слов, наречий, производных предлогов; международные

словообразовательные элементы, термины).

Тема 8. Правописание омонимичиых форм разных частей речи.

(Правописание функциональных омонимов: наречия с приставками и

существительные с предлогами, союзы и местоимения с предлогами,

частицами, производные предлоги и самостоятельные части речи).

Тема 9. Разделительный ъ и ь.


Раздел «Пунктуация».


Тема 1. Знаки препинания при однородных членах предложения. ( Знаки

препинания при однородных членах предложения; обобщающие слова при

однородных членах предложения; однородные и неоднородные определения).

Тема 2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

(Обособление определении, приложений, обстоятельств, уточняющих

оборотов, оборотов с союзом как; обособление обращений, вводных слов).

Тема 3. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. (Придаточные

предложения, которые не выделяются запятыми, тире и двоеточие в СПП).

Тема4. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. (Точка с

запятой двоеточие и тире в БСП).

Тема 5. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Тема 6. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. (Прямая речь.

Диалог. Цитаты).

Особенности элективного курса :

  • основное внимание уделяется теоретическим сведениям, не изучаемым или недостаточно изучаемым в курсе русского языка 8-9 классов;

  • теоретический материал подаётся блоками в виде таблиц и схем, что позволяет систематизировать материал и способствует лучшему его осмыслению и запоминанию;

  • закрепление ведётся на художественных текстах, изучаемых в школе, и на литературоведческих материалах;

  • при закреплении навыков пунктуации используются различные виды графических работ (графическое комментирование, составление схем и т. д.);

  • опорным умением для овладения пунктуационной грамотности является умение выделять грамматические основы предложений;

  • продолжается работа по составлению тематических словарей, что расширяет словарный запас учащихся;

  • большое внимание будет уделяться активизации в речи учащихся изучаемых синтаксических категорий.



В результате изучения курса учащиеся должны знать:


  • освоить минимум основ языкознания;

  • видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);

  • знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;

  • уметь применять на практике полученные знания, умения и навыки;

  • знать основные принципы орфографии и пунктуации;

  • усвоить процессы словообразования;

  • видеть связи нашего языка с языками мира.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема

Форма проведения

Кол.час.

Дата

( план)

Дата ( фокт)

1

Вводное занятие

Вводное занятие «Хочу быть грамотным»

Деловая инра

1



2

Орфография

Правописание приставок

Практикум

1



3-4


Безударные гласные в корне слова

Лабораторная

работа

(составление

опорного

конспекта).

Практикум.

2



5-7


Корни с чередованием

Лабораторная

работа

(составление

опорного

конспекта).

Практикум.

3



8


О и Ё после шипящих

Лекция.

Практикум

1



9-11


Н и НН в существительных,

прилагательных и причастиях

Орфографический тренинг

3



12-13


Правописание НЕ и НИ с различными

частями речи

Лабораторная

работа

(составление

опорного

конспекта).

Практикум.

2



14-15


Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Практикум

2



16-17


Правописание омонимичных форм

разных частей речи

Практикум

2



18


Употребление Ь и Ъ

Практикум

1



19


«Проверь свою грамотность»

Деловая игра

1



1-2

Пунктуация

Знаки препинания между однородными

членами предложения

Практикум

2



3-5


Знаки препинания в предложениях с

обособленными членами предложения

Лабораторная

работа

(составление

опорного

конспекта).

Практикум

3



6-7


Знаки препинания в

сложноподчиненном предложении

Практикум


2



7-9


Знаки препинания в бессоюзном

сложном предложении

Практикум

3



10-12


Знаки препинания в сложном

предложении с различными видами связи

Практикум

3



13-14


Знаки препинания в предложениях с

прямой и косвенной речью

Практикум

3



15


«Проверь свою грамотность»

Деловая игра

1






Литература.


  1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. – М.: «Просвещение», 1974.

  2. Дейкина А.Д.. Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М, 2001.

  3. Каменская Р.А. Опыт использования активных форм обучения преподавания дисциплины. Культурология. – Волгоград, 2004.

  4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: «Просвещение»,2000.

  5. Русский язык / -2001. № 41, 45, 46, 47, 48. – 2002. - № 1,4, 5, 6, 8, 12, 15, 24.

  6. Словарь ассоциативных норм русского языка/ под редакцией А.А. Леонтьева. – М., 1977.

  7. Ожегов с.И. Словарь русского языка. – Изд. 2.- М., 1975.

  8. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М.: Просвещение, 1975.

  9. Колесов В.В. История русского языка в картинках. М.: Просвещение, 1982.

  10. Иконников С. Диалоги о культуре. – М.:, 1977.

  11. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1976.

  12. Успенский Л. По закону буквы. – М.: Молодая гвардия, 1979.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!