СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по математике «Уравнения и неравенства с параметрами»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Уравнения и неравенства с параметрами» составлена на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Математика 10 – 11 классы., Волгоград, Учитель, 2009 г   с учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по  алгебре и началам математического анализа

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике «Уравнения и неравенства с параметрами»»


Рассмотрена на заседании МО «Математика и Информатика» и рекомендована к утверждению протоколом заседания МО от .2020г. №1

Руководитель МО:_________
(Пуля Л.Е...)



Согласовано замдиректора по

УВР_____________
(Сергеева В.В.)

«___»________2020г

Утверждена приказом

директора школы

№ __ от_______г.


____________ Кравцова М.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Рабочая программа элективного курса

по математике

«Уравнения и неравенства с параметрами»

для учащихся 10 класса

учителя МБОУ СОШ №4

с.Малые Ягуры

Туркменского района

Ставропольского края

Пуля Лидии Егоровны

Курс рассчитан на 34 часа

Годы реализации программы: 2020 - 2021


Рабочая программа по элективному курсу «Решение уравнений и неравенств с параметрами» составлена на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Математика 10 – 11 классы., Волгоград, Учитель, 2009 г с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по алгебре и началам математического анализа




Результаты освоения курса


В результате изучения курса обучающийся

должен знать:

  • понятие параметра;

  • что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему уравнений и неравенств с параметром;

  • основные способы решения различных уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с параметром (линейных и квадратных);

  • алгоритмы решений задач с параметрами;

  • зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра свойства решений уравнений, неравенств и их систем;

  • свойства функций в задачах с параметрами.

должен уметь:

  • определять вид уравнения (неравенства) с параметром;

  • выполнять равносильные преобразования;

  • применять аналитический или функционально-графический способы для решения задач с параметром;

  • осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;

  • использовать в решении задач с параметром свойства основных функций;

  • выбирать и записывать ответ;

  • решать линейные, квадратные уравнения и неравенства; несложные иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства с одним параметром при всех значениях параметра.

должен владеть:

  • анализом и самоконтролем;

  • исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.

Изучение данного курса дает обучающимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;

  • усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;

  • применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;

  • проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;

  • овладеть исследовательской деятельностью.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (1ч).

Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром


Тема 1. Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром (12 ч).

Линейные уравнения с параметром. Алгоритм решения ли­нейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с параметрами. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов а и b. Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Линейные неравенства с параметрами. Решение линейных неравенств с параметрами. Классификация систем линейных уравнений по количеству решений (неопределенные, однозначные, несовме­стные). Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Параметр и количе­ство решений системы линейных уравнений.


Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства(11ч).

Понятие квадратного уравнения с параметром. Алгоритми­ческое предписание решения Квадратных уравнений с парамет­ром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависи­мость, количества корней уравнения от коэффициента а и дис­криминанта. Решение с помощью графика. Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Реше­ние квадратных уравнений с параметрами при наличии допол­нительных условий к корням уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции. Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения параметра найти все ре­шения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа («найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа. Решение квад­ратных неравенств с параметром второго типа.


Тема 3. Аналитические и геометрические приемы реше­ния задач с параметрами (9ч).

Использование графических иллюстраций в задачах с пара­метрами. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относи­тельно параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с параметром.


Тема 4. Решение различных видов уравнений и нера­венств с параметрами (1ч).

Решение тригонометрических уравнений, неравенств с па­раметром. Решение логарифмических уравнений, неравенств с параметром. Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром.


Учебно-тематический план


п/п

название разделов

количество часов

1

Введение

1

2

Линейные уравнения, их системы и неравенства с параметром.

12

3

Квадратные уравнения и неравенства.

11

4

Аналитические и геометрические приемы решения задач с параметрами

9

5

Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами

1

Итого

34


















Рассмотрена на заседании МО «Математика и Информатика» и рекомендована к утверждению протоколом заседания МО от . 2020 г. №1

Руководитель МО:_________
(Пуля Л.Е...)



Согласовано замдиректора по

УВР_____________
(Сергеева В.В.)

«___»________2020г

Утверждена приказом

директора школы

№ __ от_______г.


____________ Кравцова М.В.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по математике

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Основные виды деятельности учащихся


Виды и формы контроля

Дата

план

Факт

1

Понятие уравнения с параметрами.

Урок изучения нового материала

Знать понятие уравнений с параметрами..

Решение уравнений с параметрами..


1.09


2

Решение линейных уравнений с параметрами.

Урок применения знаний и умений

Знать определение линейного уравнения с параметром.уметь применять алгоритм решения линейных уравнений с параметрами.

Решение уравнений с параметрами,выполнение тестирования

тест

8.09


3

Решение линейных уравнений с параметрами

Урок применения знаний и умений

Уметь находить зависимость количества корней от значения коэффициентов a и b. Уметь решать линейные уравнения с параметрами.

Выполнение работы над ошибками,решение уравнений с параметрами..


15.09


4

Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнений.

Урок применения знаний и умений

Уметь решать линейные уравнения с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнений.

Устный опрос, решение уравнений с параметрами..


22.09


5

Решение уравнений,приводимых к линейным.

Урок применения знаний и умений

Уметь решать линейные уравнения с параметрами, приводимых к линейным

Устный опрос, решение уравнений с параметрами..


29. 09


6

Решение уравнений ,приводимых к линейных

Урок применения знаний и умений

Устный опрос, решение уравнений с параметрами..


6.10


7

Решение систем линейных уравнений(с двумя переменными) с параметрами

Урок изучения нового материала

Знать классификацию систем линейных уравнений по количеству решений(неопределенные, однозначные, несовместные)

Устный опрос, решение систем уравнений с параметрами..


13.10


8

Решение систем линейных уравнений(с двумя переменными) с параметрами

Урок применения знаний и умений

Знать понятие системы линейных уравнений с параметрами. Уметь применять алгоритм решения систем линейных уравнений с параметрами. Знать понятия «Параметр» и уметь находить количество решений системы линейных уравнений.

Устный опрос, решение систем уравнений с параметрами,выполнение самостоятельной работы..

Самост.

работа

20.10


9

Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры

Урок применения знаний и умений

Анализ сам.работы,

решение систем уравнений с параметрами..


27.10


10

Обобщение по теме «Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры»

Урок применения знаний и умений


Устный опрос,,решение систем уравнений с параметрами


10.11


11

Решение линейных неравенств с параметрами

Урок изучения нового материала

Знать определение линейных неравенств с параметрами,

Уметь решение линейных неравенств с параметрами

Уметь решать систем линейных неравенств с одной переменной , содержащих параметры.

Устный опрос,,решение неравенств с параметрами..


17.11


12

Решение линейных неравенств с параметрами с помощью графической интерпретации

Урок применения знаний и умений

Выполнение сам.работы, решение неравенств с параметрами..

Самост.

работа

24.11


13

Решение систем линейных неравенств с одной переменной , содержащих параметры.

Урок применения знаний и умений

Выполнение сам.работы, решение систем неравенств с параметрами..

Самост.

работа

1.12


14

Решение квадратных уравнений с параметрами

Урок применения знаний и умений

Знать понятие квадратного уравнения с параметром.алгоритмическое представление решения квадратных уравнений с параметром. Уметь решать квадратные уравненияс параметрами.,решать квадратные уравнения с параметром первого типа( «для каждого значения параметра найти все решения уравнения»)

Анализ сам.работы,

решение квадратных уравнений с параметрами,работа в группах


8.12


15

Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами

Урок изучения нового материала

Уметь применять теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами ,.знать расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки.

Устный опрос, решение квадратных уравнений с параметрами,работа в парах


15.12


16

Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным

Урок применения знаний и умений

Уметь решать квадратные уравнения с параметрами при наличии дополнительных условий к корням уравнений

Устный опрос, решение квадратных уравнений с параметрами,работа в парах


22.12


17

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра

Урок применения знаний и умений

Уметь решать квадратные уравнения второго типа( «найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет заданным условиям»)

Устный опрос, решение квадратных уравнений с параметрами,работа в группах


29.12


18

Расположение графика по отношению к оси абсцисс в зависимости от знаков коэффициента а и дискриминанта

Урок применения знаний и умений

Устный опрос, решение квадратных уравнений с параметрами



12.01


19

Расположение корней квадратного уравнения с параметрами

Урок применения знаний и умений

Выполнение сам.работы, решение квадратных уравнений с параметрами

Сам.работа

19.01


20

Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений

Урок применения знаний и умений

Уметь решатьзадачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции

Анализ самост.работы,решение квадратных уравнений с параметрами


26.01


21

Обобщение по теме «Квадратные уравнения с параметрами»

Урок применения знаний и умений


Устный опрос, решение квадратных уравнений с параметрами,работа в группах


2.02


22

Решение квадратных неравенств

Урок изучения нового материала

Уметь решать квадратные неравенства с параметром первого типа. Уметь решать квадратные неравенства с параметром второго типа

Устный опрос, решение квадратных неравенств с параметрами


9.02


23

Решение неравенств методом интервалов

Урок применения знаний и умений

Устный опрос, решение квадратных неравенств с параметрами


16.02


24

Нахождение заданного количества решений уравнения или неравенства

Урок применения знаний и умений

Знать зависимость количества корней от коэффициента а и дискриминанта

Устный опрос, решение квадратных неравенств с параметрами


2.03


25

Графический метод решения задач с параметрами

Урок применения знаний и умений

Уметь использование графических иллюстраций в задачах с параметрами

Устный опрос, решение квадратных неравенств с параметрами


9.03


26

Решение задач с параметрами графически

Урок применения знаний и умений

Решение задач с параметрами графически,работа по таблице


16.03


27

Применение понятия «пучок прямых на плоскости»

Урок применения знаний и умений

Устный опрос, решение задач с параметрами


30.03


28

Фазовая плоскость

Урок изучения нового материала

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в парах


6.04


29

Использование симметрии аналитических выражений

Урок изучения нового материала

Уметь применять использование симметрии аналитических выражений

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в группах


13.04


30

Решение относительно параметра

Урок применения знаний и умений

Уметь применять метод решения относительно параметра

Решение задач с параметрами ,работа в парах


20.04


31

Область определения помогает решать задачи с параметром

Урок применения знаний и умений

Уметь применять использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в группах


27.04


32

Использование метода оценок и экстремальных свойств функции

Урок изучения нового материала

Знать и уметь использовать метода оценок и экстремальных свойств функции при решении задач с параметрами

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в группах


4.05


33

Равносильность при решении задач с параметрами

Урок применения знаний и умений

Уметь применять равносильные переходы при решении уравнений и неравенств с параметром

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в группах


18.05


34

Решение тригонометрических , показательных, логарифмических и иррациональных уравнений и неравенств

Урок применения знаний и умений

Уметь решать тригонометрические , показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства с параметром

Устный опрос, решение задач с параметрами,работа в парах и группах

Обобщение материала

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!