Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена.
В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Цель курса
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы.
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
Структура курса
Темы:
Первоначальные сведения. 1ч
Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
Уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям, содержащим параметры. 2ч.
Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 3ч
Линейные уравнения с параметрами и модулями. Графический способ решения линейных уравнений с параметрами и модулями. 4 ч.
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч
Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 7ч
Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами 3ч
Нестандартные задачи с параметрами. 3ч
количество решений уравнений;
уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями
XII. Итоговое занятие. Защита рефератов.3ч.
Краткое содержание курса
I. Первоначальные сведения.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами.
Цель: Дать первоначальное представление учащимся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметры.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметры.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Квадратные уравнения, содержащие параметры.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Расположение корней квадратного трехчлена.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.
VI. Нестандартные задачи.
Планирование (34 часа)
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Вид деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1 | Что такое параметр. Основные понятия уравнений с параметрами | 1 | Ввести понятие параметра как числа, обозначенного буквой | Понять смысл введенных обозначений | 5.09 | | |
2-3 | Уравнения с параметрами (первой степени) | 2 | Связать материал предыдущего занятия с решением линейных уравнений по общей схеме | Знать, что относительно множества решений любого линейного уравнения возможны лишь 3 случая | 12.09 19.09 | | |
4-5 | Уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям | 2 | Вспомнить общие методы решения рациональных уравнений | Научиться рассматривать все возможные случаи решения и записывать правильно ответ | 26.09 3.10 | | |
6-8 | Линейные неравенства с параметрами | 3 | До каждого ученика довести смыл схемы решения линейных неравенств | Знать и уметь решать линейные неравенства по указанной схеме | 10.10 17.10 24.10 | | |
9-10 | Линейные уравнения с параметром и модулем | 2 | Повторить свойства модуля, изучить различные подходы в решении такого вида уравнений | Научиться пользоваться равносильными переходами, изложенными в материале данной темы | 31.10 14.11 | | |
11-12 | Графические приемы при решении | 2 | Вспомнить способы построения графиков функций, содержащих модуль, метод интервалов | Научиться видеть все возможные способы расположения графиков заданных функций в зависимости от параметра | 21.11 28.11 | | |
13-19 | Квадратные уравнения и неравенства с параметрами | 7 | Ввести понятие уравнения Ах 2+ Вх + С = 0 , где А,В,С – выражения, зависимые от параметров, х – переменная. Работа по схеме | Научиться решать квадратные уравнения и неравенства с параметром, правильно оформлять решение, записывать ответ | 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 | | |
20-26 | Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами | 6 | Повторить материал по теме «Теорема Виета », рассмотреть схему решения данного класса задач, используя свойства квадратичной функции | Научиться пользоваться таблицей, применять теорему Виета, логически рассуждать и составлять системы неравенств по условию задачи | 6.02 13.02 20.02 27.02 5.03 12.03 | | |
27-29 | Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами | 3 | Ввести новый метод решения систем линейных уравнений по правилу Крамера, понятие определителя системы | Научиться вычислять определители 1 порядка, исследовать решение системы с помощью определителей | 19.03 2.04 9.04 | | |
30-32 | Нестандартные задачи | 3 | Разобрать нестандартные задачи, предлагаемые на экзаменах в выпускных классах в форме ЕГЭ. | Уметь применять все способы, предлагавшиеся на предыдущих занятиях в нестандартной ситуации. | 16.04 23.04 30.04 | | |
33-34 | Защита проектов | 3 | Выступление уч-ся по своим работам | Уметь кратко излагать тему, цель, обосновать актуальность своей работы, отвечать на возникшие вопросы | 7.05 14.05 21.05 | | |
Заключение
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Литература
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.: ИЛЕКСА, 2005.
Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Чебоксары. Издательство ЧГУ,1997
Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.
Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г
Нырко В.А.,Табуева В.А. Задач и с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г
Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999
11. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2016 г
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Аналитические и графические приемы решения задач с параметрами.
Свойства функций в задачах с параметрами.
Применение производной при решении задач с параметрами.
Методы поиска необходимых условий.
Задачи с параметрами на ЕГЭ.
Координатно-параметрический метод в задачах с параметрами.
3