Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике «Задачи с параметрами» рассчитана на учащихся 11-х классов, проявляющих интерес к предмету математика. Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы С.А. Субханкуловой «Задачи с параметрами», издательство «Илекса», 2010 г. и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время при подготовке к ЕГЭ. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Цель курса:
Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, практикумы по решению задач, семинары. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Основные формы организации учебных занятий: беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для обучающихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Одним из образовательных результатов является разработка и защита проектов обучающимися.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащийся должен:
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Решение задач с параметрами»
№ занятия | Содержание материала | Количество часов | Дата проведения занятия | Корректи-ровка |
1. | ОДЗ. Общие методы решения уравнений. Алгебраические уравнения | 1 | | |
2. | Методы подстановки при решении систем уравнений | 2 | | |
3. | Симметрические и однородные системы | 4 | | |
4. | Числовые неравенства и их свойства | 2 | | |
5. | Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов и свойства непрерывности | 2 | | |
6. | Методы решения тригонометрических уравнений | 4 | | |
7. | Методы решения иррациональных уравнений и неравенств и их систем. | 4 | | |
8. | Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств и их систем. | 4 | | |
9. | Использование свойств функций при решений уравнений и неравенств | 2 | | |
10. | Тригонометрические подстановки. Векторы в алгебре | 2 | | |
11. | Примеры решения уравнений и неравенств с параметром. | 6 | | |
Содержание курса
Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах с параметрами.
ОДЗ. Общие методы решения уравнений. Алгебраические уравнения
Методы решения систем уравнений с параметрами
Методы подстановки при решении систем уравнений. Симметрические и однородные системы
Методы решения неравенств с параметрами
Числовые неравенства и их свойства. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов и свойства непрерывности
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами
Методы решения тригонометрических уравнений
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами
Методы решения иррациональных уравнений и неравенств и их систем.
Логарифмические и показательные уравнения и неравенства с параметрами
Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств и их систем.
Нестандартные методы решения уравнений и неравенств с параметрами
Использование свойств функций при решений уравнений и неравенств. Тригонометрические подстановки. Векторы в алгебре
Более сложные уравнения и неравенства с параметром
Примеры решения уравнений и неравенств с параметром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варламова Т.П.. Рекомендации по планированию факультативного курса по математике. СОИПиПКК, 2005
2. Виленкин Н.Я. Математический анализ 10-11, пособие для углубленного изучения математики. Мнемозина, 2001.
3. И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1991.
4. М.И. Сканави, Сборник задач по математике для поступающих в вузы. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2001.
5. 3000 конкурсных задач по математике, 2009г. Под редакцией Бобылева Н. А.
6. Варианты КИМ для подготовки к ЕГЭ 2014-2016 гг.