СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение задач повышенной сложности"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Актуальность данных занятий заключается в том, что для базисных планов по химии  общеобразовательных школ характерно эпизодическое включение расчетных задач, что ведет к поверхностным представлениям учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.  Так как на решение задач отведено очень мало времени,  то данный курс позволит устранить эти пробелы.  Он окажет помощь учащимся, выбирающим химию в старших классах для сдачи экзамена, а также участникам олимпиад разного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по химии "Решение задач повышенной сложности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина








Рабочая программа

элективного курса


«Решение задач повышенной сложности по органической химии»


для 10 класса









Составители:

к.х.н., доцент Золотов М.А.;

учитель химии

МБОУ Избердеевская сош,

Полубинская Г.П.












Пояснительная записка.


Элективный курс «Решение задач повышенного уровня сложности по органической химии» предназначен для учащихся 10-11 класса и носит предметно ориентированный характер. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени.

Рабочая программа курса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:

  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».

  2. Авторская программа С.Н. Филатовой ( сборник «Курсы по выбору: выбор за вами , часть 2 /Ред. Сост. Л.Г. Пройчева. М.: Центрхимпресс.2007-«Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».

Решение задач - это важнейший прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Данный курс совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, выполнять задания по цепочкам превращений органических веществ, углубляет знания учащихся, вырабатывает умения самостоятельно применять приобретенные знания. Умение решать задачи по химии - один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и повышенной сложности может быть более эффективно освоен курс органической химии, осуществлена подготовка учащихся к участию в олимпиадах по химии.

При изучении данного курса проводятся практикумы по решению расчетных и аналитических задач, выполняются контрольные работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу.


Цели курса:

_ создать условия для творческой самореализации и развития познавательного интереса, умения отстаивать свою точку зрения.

_ коррекция и углубление имеющихся химических знаний.

_ формировать навыки решения расчетных задач повышенного уровня сложности и умение выбрать рациональный способ решения задачи, составлять и применять алгоритм действий при решении.


Задачи курса:

_ познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности.

_ помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои задачи по данному алгоритму.

_ осуществлять межпредметную связь, а также связь химической науки с жизнью.



Содержание учебного материала.


Содержание рабочей программы включает 5 тем:


Тема 1. Решение задач на нахождение формул органических веществ (4 часа).

Расчеты по химическим формулам: нахождение массовой доли элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли.

Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров по продуктам его сгорания.

Расчеты на выведения формулы вещества по массе и объему (газ) полученных в результате реакций веществ.

Тема 2. Решение задач по уравнению химической реакции (6 часов).

Расчет количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчет массы исходного вещества по продуктам реакции.

Тема 3. Решение задач по синтезу органических веществ (8 часов)

Получение органического соединения определенного строения из отличающегося от него по строению соединения посредством одной или нескольких химических реакций.

Цепочки превращений органических веществ.

Тема 4. Решение комбинированных задач (8 часов)

Решение задач в условиях, которые сочетаются предыдущие типы.

Решение задач на смеси органических веществ. Решение задач алгебраическим путем (составление алгебраического уравнения с одним неизвестным, составление системы уравнений с двумя неизвестными).

Тема 5. Решение олимпиадных задач (8 часов)

Решение олимпиадных задач разного уровня (городские, региональные, российские и международные олимпиады.)


Учебно-методическое планирование

Наименование темы

Количество часов

1

Решение задач на нахождение формул органических веществ

4

2

Решение задач по уравнению химической реакции

6

3

Решение задач по синтезу органических веществ

8

4

Решение комбинированных задач

8

5

Решение олимпиадных задач

8

Итого:

34


Планируемый результат обучения


В результате изучения элективного курса учащиеся должны


знать:

_ все предложенные типы задач

_ основные методики решения задач

_ формулы применяемые при решении задач

_ основные и дополнительные способы решения химических задач

_ физико–химические величины и их единицы


уметь:

_самостоятельно определять способ решения

_ схематично записывать условия задачи

_ выбирать наиболее рациональный путь решения задач

_ составлять и применять алгоритмы действий при решении задач

_ правильно использовать физико-химические величины и их единицы

_ грамотно оформлять решения




























Список литературы:

Список литературы для учителя

  1. Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений с углублен. Изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова.-М.: Просвещение, 2004.

  2. Химия.10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С. ,Маскаев Ф.Н. и др. Химия,10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г.- Волгоград: Учитель,2004.

  3. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной.-Ульяновск:УИПКПРО,2005.


Список литературы для учащихся

  1. Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений с углублен. Изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова.-М.: Просвещение, 2004.

  2. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.- М.: Школа-Пресс,1999.

  3. Кушнарев А.А. Задачи по химии доля старшеклассников и абитуриентов.-М.: Школа-Пресс,1999.


Список литературы, который использовался при составлении программы


  1. Кузьменко Н.Е. Химия .Для школьников ст. классов и поступающих в вузы /Н.Е. Кузьменко , В.В. Кузьменко , В.А. Еремин ,В.А. Попков .- М.: ООО «Издательский дом « ОНИКС 21 век « : ООО «Издательство № Мир и Образование» ,2002.

  2. Химия для гумунитариев / Сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель,2005.

  3. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульянлвск: УИПКПРО,2004.

  4. Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю,Н., Чуранов С.С. Современная химия в задачах международных олимпиад.- М.: Химия, 1993.

Будруджак П. Задачи по химии –М.: Мир, 1989.









Приложение №1

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение задач повышенной сложности»

в 10 классе учителя химии Полубинской Г.П.


кол. ч.

Тема занятия

Дата

План.

Факт.

Решение задач на нахождение формул органических

веществ (4 часа)

1-2

2

Расчеты по химическим формулам.



3

1

Расчеты на выведение формулы вещества по абсолютной и относительной плотности паров по продуктам его сгорания.



4

1

Расчеты на выведения формулы вещества по массе и объему (газ) полученных в результате реакций веществ.



Решение задач по уравнению химической реакции (6 часов).

5-7

3

Расчет количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями



8-10

3

расчет массы исходного вещества по продуктам реакции.



Решение задач по синтезу органических веществ (8 часов)

11-13

3

Получение органического соединения определенного строения из отличающегося от него по строению соединения посредством одной или нескольких химических реакций.



14-16

3

Цепочки превращений органических веществ предельного ряда.




17-18

2

Цепочки превращений органических веществ непредельного и ароматического ряда.




Решение комбинированных задач (8 часов)

19-20

2

Решение задач в условиях, которые сочетаются предыдущие типы.



21-22

2

Решение задач на смеси органических веществ



23-24

2

Решение задач алгебраическим путем (составление алгебраического уравнения с одним неизвестным)



25-26

2

Решение задач алгебраическим путем (составление системы уравнений с двумя неизвестными).



Решение олимпиадных задач (8 часов)

27-28

2

Решение олимпиадных задач муниципального уровня.



29-30

2

Решение олимпиадных задач регионального и уровня.



31-32

2

Решение олимпиадных задач российского уровня.



33-34

2

Решение олимпиадных задач международного уровня.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!