СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по органической химии» для 10 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по органической химии» для 10 класса»





Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ___ – АДМ

от «___» _______________ 2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Решение задач повышенной сложности

по органической химии»


для обучающихся 10 классов естественно-научного профиля

учителя химии Веселовой Л. А.






«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО

Протокол № ___ от __.__. 2020 г.


«


СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /



___ ___________________ 2020 г.







2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Решение задач является практическим применением теоретического материала, приложением научных знаний на практике.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Решение задач требует от обучающихся умение логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, проводить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом.

При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

Как средство контроля и самоконтроля процесс решения задач развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях обучающихся и разрабатывать тактику их устранения.

При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление обучающихся, а также формируется мировоззрение в цело; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке.


Цель курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии; а также развитие интереса школьников к химии.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширить и систематизировать знания обучающихся об органических соединениях;

- научить обучающихся методически правильно и практически эффективно решать задачи.

2. Развивающие:

- развитие умений выполнять химический эксперимент в соответствие с требованиями техники безопасности;

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- формирование творческого мышления.

3. Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели;

- воспитание самостоятельности и активности десятиклассников.


Области применения программы:


Программа факультативного курса «Решение задач повышенной сложности по органической химии» предназначена для профильной подготовки обучающихся 10 класса с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предлагаемый материал может быть использован для проведения уроков, близких по тематике школьной программы.


Новизна программы:


Практическая направленность, приближенность к жизни, раскрытие сущности многих процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, возможность на собственном опыте познать окружающий мир.

Ожидаемые результаты:


В результате обучения данного курса обучающиеся:

• Овладеют новыми знаниями по темам курса органической химии.

• Смогут определять экспериментальным путем ряд важнейших

органических соединений.

• Узнают важнейшие способы решения задач.

Всё это должно помочь обучающимся:

• продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

Диагностика результативности работы по программе:

• контрольные работы;

• практические работы;

• самостоятельные работы;

• беседы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

После изучения данного курса обучающиеся должны знать:

- способы решения различных типов усложненных задач;

- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

- стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса обучающиеся должны уметь:

• решать усложненные задачи различных типов;

• четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

• видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

• работать самостоятельно и в группе;

• самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

• владеть химической терминологией;

• пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.


Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Общие вопросы методики решения расчетных и экспериментальных задач

1

2

Углеводороды. Природные источники углеводородов и их переработка.

12

3

Кислородосодержащие органические соединения

8

4

Азотосодержащие органические соединения

8

5

Взаимосвязь органических соединений

5




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №1

Общие вопросы методики решения расчетных и экспериментальных задач по химии (1час)

Рациональное использование знаний по физике и математике для решения расчетных химических задач в свете политехнической подготовке учащихся.

За основу обозначения берется Международная система единиц СИ).

Физические знания, используемые в химии: масса тела, единица массы, расчет массы тела по его плотности и объему; давление, единицы давления; количество теплоты, единицы количества теплоты; уравнение Менделеева-Клайперона, газовые законы, пропорция, процент, графики, система алгебраических уравнений.

Основные понятия химии и их обозначения, применяемые при решении расчетных задач:

- относительная атомная масса элемента;

- относительная молекулярная масса вещества;

- масса, моль, молярная масса, молярный объем, молярная концентрация;

- относительная плотность, массовая доля, объемная доля, мольная доля;

- число структурных частиц, постоянная Авогадро, выход продукта.


Тема №2

Углеводороды. Природные источники углеводородов и их переработка (12час)

Номенклатура и изомерия основных классов курса органической химии. Природные источники углеводородов. Составление алгоритма решения расчетных задач по установлению молекулярной формулы вещества по различным данным и различными способами. Решение комбинированных расчетных задач на примеси и массовую долю выхода продукта, газовые смеси.

Тема №3

Кислородосодержащие органические соединения (6 час)

Вывод молекулярной формулы кислородосодержащего соединения.

Проведение качественных реакций на одноатомные и многоатомные спирты, альдегиды, карбоновые кислоты.

Решение расчетных задач на изученные виды.

Решение расчетных задач на осуществление генетической связи.

Практическая работа№1: «Химические свойства этанола: качественная реакция на одноатомный спирт, взаимодействие с натрием».


Тема №4

Азотосодержащие органические соединения (8 час)

Решение расчетных задач по выводу молекулярной формулы азотосодержащего органического соединения.

Решение расчетных задач на изученные виды.

Решение расчетных задач на осуществление генетической связи азотосодержащих органических соединений.

Практическая работа №2: «Получение глюкозы из картофеля»

Практическая работа №3: «Гидролиз целлюлозы и крахмала»


Тема №5

Взаимосвязь органических соединений (4 час)

Задачи по установлению генетической связи. Цепочки превращений органических веществ.

Взаимосвязь органических и неорганических соединений. Цепочки превращений.

Практическая работа № 4: «Характерные свойства изученных органических веществ»




ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменко Н., Еремин В., Попков В. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. 1998г

2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Химия. Задачник. 10 класс. М. Изд. центр «Вентана-Граф», 2017.

3. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. 2001г

4. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии.

5. Хомченко И.Г. Сборник задач для средней школы. М.1996г.

6. Хомченко И.Г., Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих ВУЗы. М.1994г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!