Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации Белоярского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Директор школы
МБОУ «Черноусовская СОШ № 19» Загвоздина Н.В Гноевых В.Ю.
Протокол № ______ _______________________ _____________________
«____»_____________2020г. «____»_____________2020г «____»___________2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
Обществознание: от теории к практике
(Рабочая программа для учащихся 11 класса)
Среднее общее образование
Уровень базовый
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Загвоздина Татьяна Олеговна,
учитель истории и обществознания,
с. Черноусово
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ.
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089, с изменениями внесенными: Приказом Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, Приказом Минобрнауки России от 31.08.2009 № 320, Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 № 427, Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 № 39, Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, Приказом Минобрнауки России от 23.06.2015 № 609, Приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 № 506
Устава МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19».
Учебного плана МБОУ «Черноусовская средняя общеобразовательная школа № 19» на 2020-2021 учебный год.
Элективный курс: «Обществознание: от теории к практике» предназначен для учащихся 11 классов. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов. Вводит ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучает вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и других) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
готовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Современные подходы к оценке образовательных достижений учащихся по обществознанию.
Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию. Тенденции развития КИМов ЕГЭ, особенности построения КИМов. Анализ результатов экзамена за предыдущие годы. Рекомендуемая литература для подготовки ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускников средней школы. Спецификация экзаменационной работы, кодификатор элементов содержания. Классификация и особенности заданий ЕГЭ на примере последней демоверсии. Классификация заданий по основным разделам курса, по проверяемым элементам подготовки, по типам и уровню сложности.
Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполнения работы: инструкция по организации, проверке и оценке работ учащихся; требования к оформлению ответов на разные типы заданий; особенности бланков ЕГЭ и рекомендации по оформлению ответов.
Общество
Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация. Сферы жизни общества. Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество. Социальные изменения. Деятельность людей — реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
Человек
Антропогенез: теории происхождения человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность, ее социализация и воспитание. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Интересы и способности человека. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Познание и знание. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Духовно-нравственная сфера жизни общества
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб - и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство: формы и основные направления. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.
Социальная сфера жизни общества
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России.
Политическая сфера жизни общества
Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы. Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей. Политическая система. Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства. Государственный аппарат. Национально-государственное устройство. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы. Политическое участие граждан. Основные черты гражданского общества. Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология. Местное самоуправление. Политическая культура. Правовое государство. Политическая жизнь современной России.
Экономическая сфера жизни общества
Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Экономические системы. Многообразие рынков. Конкуренция. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Специализация. Обмен. Деньги и их функции. Банки. Инфляция. Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Рынок труда. Безработица. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Россия в условиях рыночной экономики.
Право
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения, Правонарушения. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международное гуманитарное право. Правовая культура.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Обществознание: от теории к практике»
11 класс
(17,5 ч.)
№ урока п\п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Современные подходы к оценке образовательных достижений учащихся по обществознанию | 1 |
2-3 | Общество | 2 |
4-5 | Человек | 2 |
6-7 | Духовно-нравственная сфера жизни общества | 2 |
8-9 | Социальная сфера жизни общества | 2 |
10-11 | Политическая сфера жизни общества | 2 |
12-13 | Экономическая сфера жизни общества | 2 |
14-15 | Право | 2 |
16-17 | Решение тестовой работы в формате ЕГЭ | 2 |
| Резерв | 0,5 |
| Итого | 17,5 |