МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий ОПССЗ
протокол № 1 _______О.М Ткачева
от «01» сентября 2017г «02» сентября 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Экономика Организации
для специальности СПО: 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних
сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
Краснокамск 2017
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции».
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Матова Людмила Борисовна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
условия реализации учебной дисциплины |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Главная цель дисциплины Экономика организации – дать обучающимся системное целостное представление о базовых принципах, закономерностях и механизме функционирования организации (предприятия). Обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- организацию производственного и технологического процессов;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- методику разработки бизнес-плана;
Формируемые компетенции
- общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к монтажу.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять монтаж систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 1.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества монтаж ных работ..
ПК 2.2. Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем.
ПК 2.3. Организовывать производство работ по ремонту инженерных сетей и оборудования строительных объектов.
ПК 2.4. Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством.
ПК 2.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на основании рабочих чертежей.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часа;
самостоятельной работы обучающегося 56 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 2 |
Сквозная задача | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 56 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над сквозной задачей | 10 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 46 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Организация как основное звено рыночной экономики отраслей | | 16 | |
Тема 1.1. Предприятие, как форма организации, производящей производственную продукцию (работы, услуги). | 1 | Введение. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. . | 2 2 | 1-2 |
2 | Понятие, признаки и задачи организации в рыночной экономике. Типы организаций. Жизненный цикл организации. | 1-2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклады: Предпринимательская деятельность в Пермском крае Проблемы развитие машиностроения РФ 3. Жизненный цикл предприятия | 1 | |
Тема 1.2 Основные организационно-правовые формы организаций | 3 | Основные организационно-правовые формы организаций. Организационно-правовые формы хозяйствования: Основные характеристики и принципы функционирования. | 2 | 1-2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Объединения организаций (предприятий). Финансово-промышленные группы. Разработать таблицу группировки и классификации организационно-правовых форм организаций. | 2 | |
Тема 1.3 Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе | 4 | Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе. Структура предприятия. Организация производственного процесса на предприятии.. | 2 2 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучить вопросы: 1. Функции неформальных групп, влияние руководителя на неформальные группы. 2. Неформальное лидерство. | 2 | |
Тема 1.4 Основы логистики организации (предприятия) | 5 | Основы логистики организации. Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы логистики, ее объекты. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовиться к семинару по вопросам: Задачи логистики Закупочная логистика Производственная логистика Распределительная логистика Информационная логистика | 3 | |
Раздел 2. Материально-техническая база организации | | 29 | |
Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве | 6 | Понятие основных средств, их сущность и значение. Оценка, износ и амортизация основных средств. . | 2 | 2 |
| | | |
7 | Показатели использования основных производственных фондов. | 2 2 2 2 | 2 |
8 9 10 | Производственная мощность и производственная программа организации. Основные факторы, определяющие величину производственной мощности предприятия. Показатели использования производственной мощности: | 2 |
11. Практические занятия Сквозная задача по теме «Основные фонды предприятия» | 2 | |
12. Практические занятия Расчет показателей эффективности использования основных средств. | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщения: «НТП – основа развития интенсификации производства» Составить конспект по вопросу: 1. Направления улучшения использования основных производственных фондов. 2. Экономическая сущность аренды. 3. Нематериальные активы, понятие, сущность. | 2 | |
| 14 | Оценка эффективности применения оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств | | 2 |
15. Практические занятия Расчет показателей использования оборотных средств | 2 | | |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспект по вопросу: 1. Экономия элементов оборотных фондов на предприятии. Решение задач по пройденному материалу. | 2 | | |
Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность | 16 17 | Капитальные вложения и их эффективность. Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методики их расчета. | 2 2 | 2 | |
18 | контрольная работа №1 по разделу «Материально-техническая база предприятия» | 1 | |
19. Практическое занятие Расчет показателей эффективности капитальных вложений | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка к семинару по вопросам: 1.Энергосберегающие технологии в России. 2. Сущность и принципы инвестиционной деятельности 3. Виды и формы инвестиций. 4.Значение инвестиций для развития организации. 5. Франчайзинг как форма управления движением нематериальных активов, его сущность. | 4 |
Раздел 3. Кадры предприятия и оплата труда | | 24 | | |
Тема 3.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | 20 21 | Понятие трудовых ресурсов организации. Движение кадров и показатели их оборота. Состав и структура кадров организации. Производственно-промышленный персонал: основные рабочие, вспомогательные мени. | 2 2 | 2 | |
22 | Производительность труда. Методы и показатели ее измерения. Основные показатели производительности труда. Выработка часовая, дневная, месячная, квартальная, годовая. . | | 2 |
Практические занятия 23. Расчет численности персонала. 24. Расчет показателей производительности труда | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Состав и структура кадров Особенности состава структуры кадров в приборостроительной отрасли Оформление газеты «Современные профессии в экономике». Составление кроссворда. | 4 |
Тема 3.2 Организация труды и заработной платы | 25 | Формы и системы оплаты труда. Организация оплаты труда. Принципы организации оплаты труда. Понятие «оплаты труда» и «заработной платы» согласно ТК РФ. Тарифная система оплаты | 2 | 2 | |
| 26 | Трансформация системы оплаты труда в современных условиях. Бестарифная система оплаты труда. Зарубежный опыт оплаты труда. | | 2 | |
27 | Практическое применение сдельной и повременной формы оплаты труда на предприятиях промышленности | 2 | |
Практическое занятие 28. Расчет заработной платы работников организации. | 2 | |
| |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщения: Современные теории мотивации Практическое применение мотивационных теорий, методы стимулирования работников. Зарубежный опыт оплаты труда. Выполнение расчетов по индивидуальному заданию. | 4 |
Раздел 4. Основные экономические показатели деятельности организации | | 78 | | |
Тема 4.1 Себестоимость и ее калькуляция | 29 | Понятие и состав издержек производства и реализации продукции.Экономические издержки. Внешние издержки. Переменные и постоянные издержки.. | 2 2 | 2 | |
30 | Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция себестоимости. | 2 |
| 31. Себестоимость, ее виды (цеховая, производственная и полная), расчет себестоимости методом сметы и методом калькуляции. Методы калькулирования. | 2 | | |
32. Практические занятия Расчет издержек производства и обращения организаций. | 2 | |
33. Практические занятия Составление сметы затрат и калькуляция продукции. | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Издержки производства, их классификация Пути снижения затрат на производство продукции Изучить нормативную базу и принципы, применяющиеся при учете затрат на производство. Сообщение на тему: «Зарубежный опыт учета затрат в условиях рынка» | 4 |
Тема 4.2. Цена и ценообразование | 34 | Цена, ее сущность как экономической категории. Основные функции цены. Система цен. Ценовые стратегии и ценовая политика предприятия. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Доклады: Ценовые стратегии предприятия Ценовые стратегии на примере крупных предприятий края | 2 | |
| 35 | Прибыль и рентабельность организации Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, её источники и виды. | 2 | 2 | |
|
36. Практические занятия Расчет видов прибыли. | 2 | |
37. Практические занятия Расчет видов рентабельности | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сообщения: Прибыль – основной налоговый источник бюджета РФ Банкротство предприятий и их профилактика 3. Налог на прибыль предприятий и порядок его исчисления | 4 |
Тема 4.4. Финансовые ресурсы организации | 38 | Финансовые ресурсы организации. Понятие финансов организации, их значение и сущность. Финансовые ресурсы организации, их структура. | 2 | 2 | |
39 | Планирование финансов организации | 2 | |
40 | Разработка планов организации на текущий период | 2 | |
41 | План производства и реализации продукции | 2 | |
42 | План технического развития | 2 | |
43 | План по труду и кадрам | 2 | |
44 | План по себестоимости, прибыли и рентабельности | 2 | |
45 | Финансовый план | 2 | |
| Практические занятия 46. Расчет основных показателей эффективности деятельности организации | 2 | | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление конспекта по вопросам: 1.Функции финансов организации. 2. Принципы организации финансов. | 4 |
Сквозная задача | 20 | | |
47.Расчет объема ремонтных работ | 2 | |
48.Расчет объема ремонтных работ | 2 | |
49. Баланс рабочего времени работы рабочих. | 2 | |
50. Расчет численности рабочих. | 2 |
51. Расчет тарифного фонда заработной платы рабочих. | 2 |
52. Расчет годового фонда оплаты труда работников. | 2 |
53..Нормы обслуживания и их расчет | 2 |
54. Расчет запасных частей. | 2 |
55. Расчет сметы затрат на проведение ремонтов. | 2 |
56. Сводные показатели. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся над сквозной задачей: Подбор теоретического материала по выбранной теме. Расчет экономических показателей Оформление сквозной задачи с помощью средств MS Word | 10 2 6 2 | | |
Всего 168 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики организации».
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Л. Н. Чечевицына, Е. В. Чечевицына. Экономика предприятия. Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 384 с.
Дополнительные источники:
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009 г. – 384с
Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 735 с.
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. Спб.: Издат. дом «Питер», 2010. – 320 с.
Чечевицына Л.Н., Терещенко О.Н. Практикум по экономике предприятия. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с.
Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 .
Электронные учебники
Образовательные ресурсы Интернета – экономика (http://www.alleng.ru/edu/econom3.htm)
1. Экономика, организация и управление предприятием. (Учебное пособие) Зайцев Н.Л. (2008, 2-е изд., 455с.)
2. Экономика предприятия. (Учебник) Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. (2007, 4-е изд., 670с.)
3. Экономика предприятия. (Учебник) Скляренко В.К., Прудников В.М. (2006, 528с.)
4. Экономика предприятия. (Учебник) Титов В.И. (2008, 416с.)
5. Экономика предприятия. (Учебник) Ширенбек Х., пер. с нем. (2005, 15-е изд., 848с.)
6. Экономика предприятия (фирмы). (Учебник) Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. (2007, 3-е изд., 601с.)
7. Экономика предприятия: Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008, 2-е изд., 319с.)
Web-ресурсы
http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/ekonomika-skachat-uchebniki-po-ekonomike- knigi-po-ekono.html
http://institutiones.com/download/books
http://www.pandia.ru/text/77/209/82411.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации | Практические занятия по решению задач. |
Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации | Практические занятия. |
Находить и использовать необходимую экономическую информацию | Практические занятия. |
Определять организационно-правовые формы организаций | Составление и разработка схем (таблиц). Тестирование. |
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | Практические занятия. Тестирование. Индивидуальные задания. |
Знания: |
Сущность организации как основного звена экономики отраслей | Тестирование, экспертные оценки |
Основные принципы построения экономической системы организации | Экспертные оценки |
Организация производственного и технологического процессов. | Тестирование, экспертные оценки |
Принципы и методы управления основными и оборотными средствами. Методы оценки эффективности их использования. | Практические занятия, тестирование, экспертные оценки, индивидуальные задания |
Состав трудовых и финансовых ресурсов организации | Экспертные оценки, тестирование. |
Механизмы ценообразования | Тестирование, индивидуальные задания. |
Формы оплаты труда | тестирование, практические занятия. |
Основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации | Практические занятия. |
8