СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования обучающихся среднего профессионального образования «Прикладные вопросы математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики. Новизна состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования обучающихся среднего профессионального образования «Прикладные вопросы математики»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МТК)





Согласовано: Утверждаю:

На заседании Педагогического Совета Директор ГБПОУ МТК

ГБПОУ МТК ___________А.В. Волков

Протокол №_______ от_____________ «__»___________2017






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования обучающихся

среднего профессионального образования

«Прикладные вопросы математики»







Программу разработала

педагог дополнительного образования

Долгова Ирина Михайловна



Срок реализации программы – 1 год

Уровень программы базовый

Возраст обучающихся: 8-18 лет










Москва

2017

















Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике

ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ”

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8 – 18 лет

Срок реализации: 1 год.

Составитель:

Долгова Ирина Михайловна, преподаватель математики МТК

Москва, 2017













Пояснительная записка

Развитие математики во все времена определялось двумя движущими силами. Одна «внешняя сила» - связана с потребностями человеческой практики, понимаемой не в узко утилитарном смысле, но широко – как совокупности умственной и физической деятельности людей. Другая – «внутренняя сила» - вытекает из необходимости систематизации и обобщения накопленного материала, приведение его в порядок соответствии с канонами математики. Эти силы и проецируют два направления в математике, которые условно можно назвать «прикладным» и «теоретическим».

Пренебрежение прикладной стороной математики может привести к отрыву теории от практики, к возникновению псевдотеорий, единственной положительной чертой которых является их логическая непротиворечивость. Не менее опасно пренебрежение теоретической стороной математики, утилитарный подход к науке, ведущий к забвению фундаментальных исследований и в конечном итоге вредящий практике. Единство математики проявляется во взаимопроникновении прикладного и теоретического направлений, в их взаимном обогащении и влиянии.

Математическое образование всегда создает в умах учащихся некоторую картину состояния и развития математики. Важно, чтобы эта картина соответствовала реальности, отражала на доступном для учащихся уровне действительные взаимосвязи математики с окружающим миром. Человечество ценит математику за ее прикладное значение, за общность и мощь ее методов исследования, за действенные прогнозы при изучении природы и общества.

Понятие практической задачи имеет основанием деление человеческой деятельности на теорию и практику, противопоставление теории практике (практическая, т.е. не теоретическая, не абстрактная)

Наибольшее значение для решения практических задач из различных сфер человеческой деятельности имеет именно теоретическое математическое значение, выступающее в качестве метода научного познания действительности.

Современная педагогика видит три цели математического образования. Первая – общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.

Вторая цель – прикладная. Обучающийся, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у преподавателя остается одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо (не так уж важно каких) реальных процессов. Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли и т.д., но еще важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

Прикладная направленность преподавания математики связана со всеми тремя названными целями: с общеобразовательной (легче учить другие предметы), с прикладной (будущий специалист еще в школе получает необходимые навыки прикладного математического исследования), с воспитательной (мир един, и именно в содружестве с другими науками математика формирует у ребенка основы научной картины мира).



Направленность программы:

  • по содержанию является: научно - популярной;

  • по функциональному назначению: учебно-познавательной;

  • по форме организации: групповой;

  • по времени реализации: одногодичной.

Выбор данного направления в рамках прикладной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики, реализовать свой интерес к предмету, поддержать тематику уроков, проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе.

Программа рассчитана на базовый уровень овладения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики.

Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость. Она доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность. Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.

Актуальность программы обусловлена тем, что данная программа может способствовать созданию более сознательных мотивов учения. Она содержит обзорную базовую информацию, аналогичную содержанию элективных курсов в общеобразовательных школах, поэтому позволит подготовить обучающихся к профильному обучению на старшем этапе. Содержание данной программы представлено несколькими разделами.

Особое внимание в программе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, еще и измерения.

Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год. Включение в данную программу примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения, убеждают обучающихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, ее роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у обучающихся, пробуждают любознательность.

Основная цель – формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.

Выделяются следующие дополнительные цели:

  • формирование устойчивого интереса к математике и предоставление им возможности реализовать свой интерес к выбранному предмету;

  • выявление и уточнение уровня готовности к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей;

  • способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики;

  • научить решать задачи прикладного характера по математике.





Задачи:

  • расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;

  • формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;

  • способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;

  • убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;

  • расширить сферу применения математических знаний (фигуры на плоскости и в пространстве, приближенные вычисления, совершенствование измерительных умений, применение функций, векторов и др.);

  • формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;

  • развивать мышление;

  • формировать представления об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности;

  • ориентировать на профессии, которые связаны с математикой.


Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что решение выделенных в программе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, понимании единства мира, осознании положения об универсальности математических знаний.

Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.

С целью повышения познавательной активности обучающихся, формирования способности самостоятельного освоения материала школьники имеют возможность познакомиться с научно – популярной литературой по проблеме применения математики.


Данный курс рассчитан на 136 часов для обучающихся в возрасте 8-18 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, вводные, эвристические и аналитические беседы, работа по группам, тестирование, выполнение творческих заданий, познавательные и интеллектуальные игры, практические занятия, консультации, семинары, собеседования, практикумы, участие в олимпиадах.

Ожидаемые результаты

Хотя при изучении программы не ставится цель выработки каких – либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке учащихся; те, кому интересна математика и ее приложения, познакомятся с применением методов и идей математики в практической жизни, видят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности. Таким образом, данный курс сможет помочь ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования и применения математики.





Текущий и итоговый контроль

Механизм оценки усвоения программы

Уровень усвоения учащимися программы "Архимед" определяется соответствующими критериями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого подростка.

Для оценки эффективности обучения используются следующие формы контроля:

1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

2. Тематический контроль: тест.

3. Итоговый контроль: итоговый тест.


Готовность к интервьюированию (публичному выступлению) предполагает:

  • повторение и систематизация ранее изученного материал школьного курса математики;

  • овладение навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • повышение уровня своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • ознакомление с возможностями использования электронных средств для проведения презентаций, в том числе Интернет-ресурсов;


Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

  • уровень освоения основных приемов решения задач;

  • уровень овладения и возможность использования на практике техники сдачи теста;

  • уровень ознакомления и использования на практике нестандартных методов решения задач;


Формы подведения итогов

Участие в олимпиадах



  1. Учебно- тематический план


п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Исторические экскурсы в математику




1.

История метрических мер. Историческая справка о мерах времени.

2

1

1

2.

История возникновения процентов, развития пропорций и пропорциональных величин.

2

1

1

3.

История вычисления площадей прямолинейных фигур.

2

1

1

4.

История формул для вычисления объемов.

2

1

1

5.

История правильных многогранников и тел вращения.

2

1

1

6.

Подготовка и участие в интернет - олимпиадах.




2.

Математика вокруг нас




7.

Математика в физических явлениях.

2

1

1

8.

Математическая обработка химических и биологических процессов.

2

1

1

9.

Природные и исторические процессы с математической точки зрения.

2

1

1

10.

Математика и астрономические процессы.

2

1

1

11.

Геометрия вокруг нас.




12.

Подготовка и участие в интернет - олимпиадах.




3.

Математика в профессиях

2

1

1

13.

Математика в бизнесе: подсчет вариантов рационального использования времени делового человека.

2

1

1

14.

Математика в политехническом образовании.

2

1

1

15.

Технологические задачи на сплавы.

2

1

1

16.

Технологические задачи на процентное содержание.

2

1

1

17.

Функциональные зависимости с технологическим содержанием.

2

1

1

18.

Задачи на расчет расхода материалов и денежных средств.

2

1

1

19.

Задачи с элементами ценностно-ориентационной деятельности.

2

1

1

20.

Задачи, связанные с коммуникационными потребностями человека.

2

1

1

21.

Математика в сфере обслуживания: примеры быстрого счета.

2

1

1

22.

Математика в сфере обслуживания: задачи на взвешивание.

2

1

1

23.

Математика и искусство.

2

1

1

22.

Геометрия и архитектура.

2

1

1

23.

Золотое сечение в архитектуре.

2

1

1

24.

Математика в легкой промышленности.

2

1

1

25.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.




4.

Математика и сельское хозяйство




26.

Выражения с переменными в практике сельского хозяйства.

2

1

1

27.

Задачи о молоке.

2

1

1

28.

Задачи с фермерского подворья.

2

1

1

29.

Задачи на расчет расхода материалов и денежных средств в сельском хозяйстве.

2

1

1

30.

Использование математического аппарата для составления кормовых рационов животных.

2

1

1

31.

Решение текстовых задач на работу.

2

1

1

32.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.

2

1

1

5.

Финансовая математика




33.

Понятие процента. Основные задачи на проценты.

2

1

1

34.

Простые и сложные проценты.

2

1

1

35.

Формулы и схемы «простого процентного роста».




36.

Формулы и схемы «сложного процентного роста».




37.

Задачи на «цены».

2

1

1

38.

Решение задач с газетной полосы.

2

1

1

39.

Решение задач на повышение и понижение цен на товары и услуги.

2

1

1

40.

Решение задач на начисление простых процентов за часть года.

2

1

1

41.

Решение задач на изменение годовых ставок простых процентов.

2

1

1

42.

Решение задач на капитализацию простых процентов.

2

1

1

43.

Решение задач на многократное начисление процентов в течение одного года.

2

1

1

44.

Решение задач на многократное начисление сложных процентов в течение нескольких лет.

2

1

1

45.

Решение задач на ежегодные начисления сложных процентов.

2

1

1

46.

Решение производственно-экономических задач с помощью линейной функции.

2

1

1

47.

Использование в экономических расчётах уравнения прямой линии.

2

1

1

48.

Функциональные зависимости с экономическим содержанием.

2

1

1

49.

Финансовые пирамиды. Закон сохранения. Расчётные задачи.

2

1

1

50.

Повторение формул и финансовых законов. Доступные финансовые процедуры.

2

1

1

51.

Как выбрать выгодный вклад в банке. Как накопить деньги? Акции.

2

1

1

52.

Фирмы-распространители. Сетевая технология. Решение задач.

2

1

1

53.

Проценты в статистических расчетах.

2

1

1

54.

Проценты в статистических расчетах.

2

1

1

55.

Финансово-экономические задачи.




56.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах

2

1

1

57.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.

2

1

1

58.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.

2

1

1

6.

Математика в быту

2

1

1

59.

Задачи на учет расходов семьи.

2

1

1

60.

Задачи на оплату покупок, расчет за покупки.

2

1

1

61.

Задачи, связанные с коммуникационными потребностями человека.

2

1

1

62.

Итоговый контрольный тест.

2

1

1

63.

Анализ итоговой работы. Обобщающий урок.

2

1

1

64.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.

2

1

1

65.

Подготовка и участие в интернет – олимпиадах.

2

1

1

66.

Участие в конкурсах

2




Итого:

136





Условия реализации:

Оборудование:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия;

  • учебные дидактические материалы;

  • стенды, комплект плакатов, модели;

  • проектор;

  • сеть Интернет;

  • телевизор;

  • DVD – плеер;

  • компьютер;

  • видеофильмы по математике, истории математики, слайдовые презентации.



Список литературы


Основная литература.


  1. Математика, 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/А.Г. Мордкович, И.М. Смирнов, П.В. Семенов и др.; под ред. А.Г. Мордковича, И.М. Смитрновой. - М.: Мнемозина, 2012.

  2. Математика, 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/А.Г. Мордкович, И.М. Смирнов, П.В. Семенов и др.; под ред. А.Г. Мордковича, И.М. Смитрновой. - М.: Мнемозина, 2012.

  3. Сборник заданий ЕГЭ 2013 - 2015 годы.

  4. Александров А.Д. Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2000г.

  5. Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ. 11 класс. Учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2000г.

  6. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997г.

  7. Паповский В.М. Углубленное изучение геометрии в 10-11 классах. – М.: Просвещение, 1993


Дополнительная литература.


  1. Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Самостоятельные и контрольные работы. Авторы: А.П.Ершова, В.В. Голобородько. М: Илекса, 2005.

  2. Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2011. 10-11 классы/Под редакцией Ф. Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

  3. Кодификатор, спецификация заданий ЕГЭ 2015 -2016 г.

  4. Интернет – источники:

1. Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru

2. Он-лайн тесты:

3. http://uztest.ru/exam?idexam=25

4. http://egeru.ru

5. http://reshuege.ru/

6. ФИПИ http://fipi.ru/

7. МИОО http://www.mioo.ru/ogl.php#

5) Гайдуков И.И. Абсолютная величина: Пособие для учителей. 2-е изд. М., 1968.

6) Гурский И.П. Функции и построение графиков. Просвещение 1968.

7) Замыслова А.И. Единый госэкзамен. Ростов-на Дону 2003

8) Зильберг Н.И. Алгебра для углубленного изучения математики. Псков, 1992.

9) Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Задачник-практикум по математике Москва 2005.

10) Потапов М.К., Олехник С.Н. Конкурсные задачи по математике Москва 2001.

11) Шахмейстер А.Х. Математика (серия книг). Для тех, кто хочет учиться. Пособие для школьников, абитуриентов и учителей. С.-Петербург. Москва 2006г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!