СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) ,5 класс по предмету "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) ,5 класс по предмету "Человек"»

Планируемые результаты освоения учебного предмета « Человек»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные личностные результаты освоения учебного предмета:

1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

3.Формирование уважительного отношения к окружающим;

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6.Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

  • Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

  • Умение следить за своим внешним видом.

  • Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. •

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения по предмету «Человек», готовность их применения. Определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень.

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

  • Умение соотнести себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Имеет представление о собственном теле.

  • Относит себя к определенному полу.


  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания доступными способами.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол доступными средствами.


Участие в решении каждодневных жизненных задач, связанных с удовлетворением первоочередных потребностей:

  • Умение принимать помощь взрослого.

  • Эмоционально – положительно относится к гигиеническим процедурам.


  • Проявляет максимально возможную самостоятельность в самообслуживании: приеме пищи и пить, пользовании туалетом, выполнении гигиенических процедур, одевании и раздевании.


  • Умение производить отдельные доступные действия, операции по самообслуживанию и их последовательность.


  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях, боли или проблеме доступным способом.


Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

  • Имеет представление о семье и её членах как близких ребёнку людях.


  • Имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей. социальной роли, основных занятиях членов семьи, быте и досуге семьи.


Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.


Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Достаточный уровень

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.


  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.


  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.


  • Умение соблюдать правила гигиены.


  • Умение соблюдать правила поведения за столом.

  • Умение самостоятельно принимать пищу.

  • Умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

  • Умение сервировать стол и убирать со стола посуду.

  • Умение подбирать одежду и обувь по сезону.

  • Уметь застегивать застежку молнию, липучки, завязывать шнурки


  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.


Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.


  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Уметь выразить (карточкой, словом, жестом) свое эмоциональное состояние.


  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).


  • Умение следить за своим внешним видом.


Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.


  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


  • Знать родственные отношения в семье (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка.


  • Знать имена членов семьи, показывать их на фотографиях.


Формирование базовых учебных действий

1.Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2.Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

3.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного предмета « Человек»

Программа в 5 классе представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Представления о себе

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Семья

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи

Гигиена тела

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Одежда и обувь

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Прием пищи

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов на раздел

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во диагностических работ

1

Представление о себе

4

4

0

2

Гигиена тела

4

4

0

3

Одежда и обувь

14

14

0

4

Туалет

1

1

0

5

Приём пищи

7

7

0

6

Семья

4

4

0


Всего

34

34

0




Календарно-тематическое планирование



№ урока

Тема урока

Всего часов

Дата

Корректировка

l четверть

Представление о себе

1

Я – человек. Части тела человека

1



2

Части тела человека: туловище, руки, ноги, голова.

1



3

Правильная осанка.

1



4

Части лица человека: глаза. Гигиена зрения

1



Гигиена тела

5

Гигиена. Предметы личной гигиены.




6

Режим дня




7

Правила мытья рук. Последовательность мытья рук

1



8

Уход волосами. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»

1



ll четверть

Прием пищи

1

Правильное питание. Полезные продукты

1



2

Значение продуктов питания для здоровья человека

1



3

Правила поведения за столом.

1



Туалет

4

Правила посещения туалета

1



Одежда и обувь

5

Понятие «одежда», ее назначение

1



6

Повседневная одежда. Назначение, хранение,

уход.

1



7

Последовательность действий при одевании

повседневной одежды

1



8

Школьная одежда. Назначение, хранение, уход.

1



lll четверть

Одежда и обувь

1

Праздничная одежда. Назначение.

1



2

Одежда для прогулки. Сезонная одежда.

1



3

Застежка-молния.

1



4

Обувь. Её назначение.

1



5

Одеваем зимние сапоги и ботинки.

Последовательность действий.

1



6

Летняя обувь (туфли, сандалии)

1



7

Демисезонная обувь.(сапоги, кроссовки)

1



8

Хранение и уход за обувью.

1



9

Шнуровка обуви

1



10

Головные уборы. Их назначение.

1



lV четверть

Семья

1

Понятие о доме, семье, семейных обязанностей.

1



2

Семья (на основе сюжета одной из сказок «Три

медведя», «Репка» и др.)

1



3

Как правильно обратиться с просьбой

1



4

Любимые занятия в свободное время

1



Приём пищи

5

Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их

называние

1



6

Вилка, ложка. Еда, которую едят с помощью вилки, ложки.

1



7

Сервировка стола к празднику. Игра «В гости к кукле»

1



8

Закрепление изученного материала

1




Итого

34







Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

  • «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс» / под редакцией В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2010г.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы под.редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва 2007г.

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. – М..: Дидакт, 1984

  • 4Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. -М.: Просвещение, 1996.

  • Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М: Владос, 2003.

  • Маллер А.Р. Социально - трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. -М., Просвещение, 1990.

  • Маллер А.Р., Цикото Г.В.. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Асадема. 2003.

Учебно-практическое оборудование

  • предметные и сюжетные картинки;

  • фотографии с изображением членов семьи ребенка;

  • пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.; видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;

  • семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;

  • компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;

  • стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы др.












Критерии оценивания достижений учащихся

Во время обучения в 5 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

10

11

12

13

14

15

1

Представления о себе

Узнавать части тела, туловище, ноги; части лица человека. строения человека, внутренних органов человека . Знать вредные привычки.







2

Приём пищи

Сообщать о желании пить. Наливать жидкость в кружку. Сообщать о желании есть. Есть руками. Есть ложкой, есть вилкой. Использовать нож и вилку во время приема пищи. Использовать салфетку во время приема пищи. Накладывать пищи в тарелку.







3

Обращение с одеждой и обувью

Узнавать предметы одежды. Знать назначения предметов одежды. Узнавать детали предметов одежды. Знать назначения деталей предметов одежды. Узнавать предметы обуви. Знать назначение видов обуви. Различать сезонную обувь Узнавать головные уборы Знать назначение головных уборов. Выбирать одежду для прогулки в зависимости от погодных условий. Различать виды одежды Выбирать одежду в зависимости от предстоящего мероприятия. Различать сезонную одежду. Расстегивать липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка. Соблюдать последовательность действий при Контролировать свой внешний вид.







4

Гигиена тела

Умение соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Соблюдать последовательность действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.. Соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.










Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие -действие выполняется взрослым (ребѐнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

Активное участие - действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (вербальной или наглядной)

- по подражанию или образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно


зпв

чпв

пи

о

со

с

Сформированность представлений


- представление отсутствует

- не выявить наличие представлений

- представление на уровне:

использования по прямой подсказке

использования с косвенной подсказкой (изображение)

самостоятельного использования

-

?


пп

п

+



Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно



Методы контроля результатов обучения

  • устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.

  • письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.

  • практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

  • предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!