Программа учебного курса «Бюджетная грамотность» для учащихся 10-х классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:
1. приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
2. описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
3. описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
4. объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
5. анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
7. находить и оценивать экономическую информацию;
8. рационально планировать семейный бюджет;
9. оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
10. осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
11. осваивать различные способы решения экономических задач;
12. рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
13. обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:
о формах, видах и функциях денег;
о личном балансе и бюджете;
3. о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг и страховании;
4. об экономической деятельности фирм и государства;
5. о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства.
Экономические функции домохозяйства. Личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции; знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением. Потребление домашних хозяйств. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение. Личный баланс и бюджет. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Уровень жизни и прожиточный минимум. Планирование семейного бюджета. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики. Финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов; знание видов депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов вкладчиков. Агентством по страхованию вкладов. Деньги и их функции. Банки. Банковская система. Вклады. Страхование вкладов. Инвестиции. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Электронные деньги.
Раздел 3. Ценные бумаги. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг. Облигации. Акции. Векселя и банковские сертификаты. Государственные ценные бумаги.
Раздел 4. Государственный бюджет. Бюджет: основные характеристики бюджета. Формирование и исполнение бюджета. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты. Причины и следствия возникновения государственного долга. Региональные муниципальные бюджеты. Понятие о налогах и их типах. Федеральные целевые программы. Страхование. Политика изменения учетной ставки. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Социальные услуги государства. Составление налоговой декларации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Бюджет частного домохозяйства | 10 |
3 | Деньги и основы денежной политики | 6 |
4 | Ценные бумаги | 5 |
5 | Государственный бюджет | 12 |
6 | Итоговый урок | 1 |
| Итого | 35 |