СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"

Икрянинский район, Астраханской области




"Рассмотрено"

Руководитель МО

_____________

Д.Т.Джалмухамбетова

Протокол №___

От "__"___ 2019г.

"Согласовано"

Заместитель

Директора по УВР

____________________

И.А. Максимова

От "__"_______2019г

"Утверждаю"

Директор МБОУ

"Седлистинская СОШ"

_____________________

Л.Г. Сапрыкина

Приказ № __

От "__"___ 2019г



Рабочая программа


Предмет: биология

Класс : 7

Уровень обучения: базовый

Всего часов на изучение программы: 68

Количество часов в неделю: 2


Джакьяева М.Р.

Учитель химии и биологии


2019-2020 уч. год.


Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего об­разования, отражающими индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возмож­ность достичь следующих личностных результатов:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старши­мии младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуаль­ного и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к ок­ружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и обще­ства; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творче­ской деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условийи тре­бований, корректировать свои действияв соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителями сверстниками, ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования со­временных представлений о естественнонаучной кар­тине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окру­жающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов риска на здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

  • формирование представлений о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных, экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.






Содержание обучения


7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч.)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.


Тема 2. Строение тела животных. (2 ч.)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.


Тема 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека.


Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч.)

Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (5 ч.)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.



Тема 6. Тип Моллюски. (4 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.


Тема 7. Тип Членистоногие. (7 ч.)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Тема 8. Тип Хордовые. (6 ч.)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч.)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 ч.)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.


Тема 11. Класс Птицы. (9 ч.)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.



Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (10 ч.)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.



Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (6 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.















Перечень разделов и тем


Тема

Количество

часов

Лабораторные работы

Общие сведения о мире животных.

5


Строение тела животных.

2


Подцарство Простейшие.

4

Л/р №1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Подцарство Многоклеточные животные.

2


Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

5

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Тип Моллюски.

4

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Тип Членистоногие.

7

Л/р № 5«Внешнее строение насекомого».

Тип Хордовые.

6

Л/р №6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Л/р № 7«Внутреннее строение рыбы».

Класс Земноводные, или Амфибии.

4


Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

4


Класс Птицы.

9

Л/р № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Л/р № 9«Строение скелета птицы».

Класс Млекопитающие, или Звери.

10

Л/р №10«Строение скелета млекопитающих».

Развитие животного мира на Земле.

6


Итого

68




Календарно-тематический план

на 2019-2020 учебный год по биологии для 7 класса

Тема урока


Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки.

Домашнее задание

Дата

Общие сведения о мире животных

(5 ч.)

1

Зоология – наука о животных.






Зоология - наука о животных. Многообразие живот­ных, их распростра­нение. Дикие и до­машние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных.


Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйствен­ных растений.

Описывать признаки живот­ных.

Отличать животных от расте­ний.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека.

Гл. 1, § 1, 2,сх. 1-6, в. 1-5


2

Животные и окружающая среда.


Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот­ных


Гл. 1, § 2,сх. 1-6, в. 1-5


3

Классификация животных и основные систематические группы.


Влияние человека на животных.



Классификация жи­вотных. Значение классификации жи­вотных.

Методы изучения жи­вотных.

Основные систе­матические кате­гории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность.

Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

Давать определение понятию

место обитания животного.

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить при­меры различных форм взаимо­отношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

§3,4 , рис. 7-13, в. 1-5


4

Краткая история развития зоологии.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Общие сведения о мире животных".

Краткая история раз­вития зоологии

Характеризовать этапы разви­тия зоологии

§ 5


5

Экскурсия "Разнообразие животных в природе"

Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека

Соблюдать правила поведения в природе.



Строение тела животных

(2ч.)

6

Клетка.




Клетка как структур­ная единица организ­ма. Особенности жи­вотных клеток.

Цитология - наука о строении клетки.




Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей.

Отличать клетки животных от клеток.


Гл.2,§6,рис.18,в.1-4.


7

Ткани, органы и системы органов


Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей.

Орган - часть орга­низма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищевари­тельная, дыхатель­ная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, поло­вая. Организм как целост­ная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, дву­сторонняя.


Называть типы тканей животных

Характеризовать органы и системы органов животных

Гл.2,§7,8,рис.18,в.1-4.


Подцарство Простейшие

(4ч., л/р - 1)

8

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые


Общая характеристи­ка простейших как одноклеточных орга­низмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Осо­бенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деле­ние клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные аме­бы, радиолярии, фораминиферы


Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образова­ния цисты.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным ор­ганизмом.

§9,рис.21-24,в.3-5,модель амебы.


9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы

Одноклеточные и ко­лониальные жгутико­носцы. Среда обитания и ус­ловия жизни. Особенности строе­ния и жизнедеятель­ности. Наличие жгути­ков. Автотрофное и гете­ротрофное питание.


§9,рис.21-24,в.3-5,модель амебы.


10

Тип Инфузории


Лабораторная работа №1«Строение и передвижение инфузории»



Среда обитания. Особенности строе­ния инфузорий: нали­чие ресничек, два яд­ра, две сократитель­ные вакуоли, пищева­рительные вакуоли. Особенности жизне­деятельности: гетеро­трофное питание, по­ловой процесс. Многообразие инфузорий: дон­ные виды, парази­ты, малоподвиж­ные виды.

Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузо­рии-туфельки.

Доказывать, что инфузории - более сложные организмы.

Выделять особенности раз­множения у инфузорий.


§10,Рис.30-33,в.4-5,модель инфузории.


11

Значение простейших.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Подцарство Простейшие, или Одноклеточные"

Разнообразие организмов. Профилактика заболеваний, вызываемых животными

Объяснять происхождении простейших.

Распознавать представителей простейших

§11,Рис.30-33,в.4-5,модель инфузории


Подцарство Многоклеточные животные.

(2 ч.)

12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.



Признаки типа Ки­шечнополостные: лу­чевая симметрия, на­личие кишечной по­лости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колони­альные организмы. Размножение: беспо­лое и половое. Жизненные фор­мы кишечнополо­стных: полип и медуза.

Роль кишечнополост­ных в природе и в жизни человека. Тестирование по темам « Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополост­ных и симметрией тела.


Гл.4,§12,рис.36-43,в.4-8.


13

Разнообразие кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний по теме "Подцарство Многоклеточные"

Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека.

Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополост­ных и симметрией тела.

Гл.4,§13,рис.36-43,в.4-8.


Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

(5 ч., л/р - 2)

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика



Признаки типа Пло­ские черви: трехслой­ные животные, нали­чие паренхимы, появ­ление систем органов (пищеварительная, выделительная, по­ловая, нервная). Размножение. Гер­мафродиты, внутрен­нее оплодотворение

Плоские черви - воз­будители заболева­ний человека и жи­вотных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от за­ражения паразитическими червями.

Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и табли­цам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополост­ными

Сравнивать строение пресно­водной гидры и белой плана­рии.

§15,рис.48-52,в.1-3.


15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики


Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Взаимосвязь организмов и окружающей среды

Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника

§15,рис.48-52,в.1-3.


16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика


Образ жизни. Осо­бенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилакти­ки заражения.

Характеризовать образ жизни круглых червей.

§16-17,рис.60-61,в.4-6.


17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви.



Образ жизни и осо­бенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека.

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

§18,рис.65-69,в.1-4.


18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые.

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Обобщение и систематизация знаний по теме "типы Плоские черви", "Круглые Черви", "Кольчатые черви"

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Методы изучения живых организмов.

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

§18,рис.65-69,в.1-4.


Тип Моллюски

(4 ч., л/р - 1)

19

Общая характеристика типа Моллюски.


Тип Моллюски: среда обитания и образ жиз­ни, особенности строения (мантия, от­делы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной систе­мы. Процессы жизнедея­тельности.


Распознавать и описыватьживотных типа моллюсков.

Выделять особенности строе­ния и функций моллюсков.

Объяснять влияние малопод­вижного образа жизни на орга­низацию моллюсков.


§19,рис.70,в.3-5.


20

Класс Брюхоногие моллюски.



Многообразие и прак­тическое значение брюхоногих моллю­сков. Особенности строения.

Сравнивать строение моллю­сков и кольчатых червей.

§20,рис.70,в.3-5.


21

Класс Двустворчатые моллюски.



Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».


Комбинированный урок.

Многообразие и прак­тическое значение двустворчатых мол­люсков. Особенности строения. Строение раковины.


Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение двуствор­чатых моллюсков.

Сравнивать по плану дву­створчатых и брюхоногих мол­люсков.

§21-22,рис76-80,в.3-4.


22

Класс Головоногие Моллюски.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Тип Моллюски"

Многообразие и прак­тическое значение головоногих моллю­сков. Особенности строения

Выделять характерные признаки класса головоногие моллюски

§22,рис76-80,в.3-4.


Тип Членистоногие

(7ч., л/р - 1)

23

Общая характеристика типа Членистоногие.Класс Ракообразные.



Тип Членистоногие. Внешний скелет, от­делы тела, смешан­ная полость тела. Образ жизни и внеш­нее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищевари­тельная, дыхатель­ная, кровеносная, вы­делительная, нерв­ная, половая, органы чувств. Многообразие ра­кообразных: деся­тиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие.

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Узнавать по рисункам систе­мы внутренних органов.

Выделять отличия внутренне­го строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления ра­кообразных к среде обитания, образу жизни.

§23, рис.85-89,в.3-5.


24

Класс Паукообразные


Образ жизни и осо­бенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыха­ния наземного типа, отделы тела (головог­рудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особен­ности жизнедеятель­ности. Клещи. Значение пау­кообразных. Ловчие сети раз­личных видов пау­ков.

Выделять отличия внутренне­го строения паукообразных.

Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни

§24,рис.85-89,в.3-5.


25

Класс Насекомые.


Л/р № 5«Внешнее строение насекомых».



Образ жизни и осо­бенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппа­рата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрую­щий, сосущий. Типы ног у насе­комых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

Приводить примеры насеко­мых с различным типом ротово­го аппарата.

Выделять приспособления

насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером упот­ребляемой пищи.

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Узнавать системы внутренних органов.

§25,рис.97-99,в.1-4


26

Типы развития насекомых и многообразие.


Развитие насекомых: с неполным превра­щением и с полным превращением. При­знаки отрядов насе­комых. Стадии развития с неполным и полным превращением.


Приводить примеры насеко­мых с полным и неполным пре­вращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отря­дов.

Выделять особенности разви­тия насекомых.

§27,рис.100-103, таблица в тетради.


27

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых


Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и му­равьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомаш­ненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловод­ства. Охрана насекомых.


Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчел, муравьев.

§28,вопр.3-4,таблица в тетради.


28

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме "Тип Членистоногие"

Отрицательное зна­чение насекомых: вредители культурных растений, переносчи­ки заболеваний. Методы борьбы чело­века с насекомыми: физические, химиче­ские, агротехниче­ские, биологические.

Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам

§29


29

Обобщение и систематизация знаний по темам 1-7


Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Определять систематическую принадлежность животных.

повт.§24-29,задания в тетради.





Тип Хордовые

(6ч., л/р - 2)

30

Хордовые. Примитивные формы.


Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пи­щеварительная труб­ка, двусторонняя сим­метрия тела, вторич­ная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцет­ника П.С. Палласом. Развитие ланцет­ника.

Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам систе­мы внутренних органов.

Выделять особенности строе­ния ланцетника для жизни в воде.

Характеризовать особенности строения ланцетника.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по срав­нению с кольчатыми червями.

§ 30, рис 110-115, в 2-4


31

Надкласс Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение.

Л/р №6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»


Общие признаки под­типа Черепные: нали­чие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, разви­тие черепа, формиро­вание парных конеч­ностей. Особенности внешне­го строения на при­мере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и зна­чение органов чувств

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Осваивать приемы работы с определением животных.

§ 31


32

Внутреннее строение рыб.


Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пище­варительная, дыха­тельная, кровеносная, нервная, выдели­тельная.


Называть отделы, органы сис­тем и их функцию.

Перечислять характерные чер­ты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плава­тельного пузыря для костных рыб.

Выделять особенности строе­ния рыб.

§ 31-32, рис 118-121, в 3-4


33

Особенности размножения рыб



Л/р № 7«Внутреннее строение тела рыбы».



Органы размножения. Размножение и раз­витие рыб. Места на­гула и нереста у про­ходных рыб. Особенности поведе­ния: миграции, забота о потомстве.

Характеристика особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде.

Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению.

§ 32, рис 118-121, в 3-4


34

Основные систематические группы рыб.




Хрящевые рыбы: аку­лы и скаты. Многообразие кости­стых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в проис­хождении наземных позвоночных живот­ных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.


Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Распознавать и описывать

наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водо­емах Брянкой области.

Перечислить особенности строения кистеперых и двояко­дышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

§33, рис 124-127


35

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.


Обобщение и систематизация знаний по теме "Тит Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы"

Практическое значе­ние рыб. Рыболовст­во. Промысловое значе­ние рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, кар­пообразные. Рациональное ис­пользование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, исполь­зуемые в прудовых хозяйствах.

Различать основные группы промысловых рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

§34, рис 124-127, в 3-5


Класс Земноводные, или Амфибии

(4 ч.)

36

Среда обитания и внешнее строение земноводных. Общая характеристика


Признаки класса. Места обитания и об­раз жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.


Узнавать отделы скелета зем­новодных.

Описывать внешнее строение земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строе­ния земноводных.

Сравнивать скелет земновод­ных и костных рыб.

§ 35, рис 132-133


37

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии.

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания

§ 36, рис 132-133, в 2-4


38

Годовой цикл жизни и происхождение земноводных.


Размножение. Внеш­нее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.

Находить сходство в размно­жении и развитии рыб и земно­водных.

Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа

§ 37, рис 138-140


39

Разнообразие и значение земноводных.

Обобщение и систематизация знаний по теме " Класс Земноводные"

Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие».

Устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных , их охране.

§ 38, рис 138-140, в 3-5


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

(4 ч.)

40

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика



Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета


Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни

Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся».

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона

§ 39, рис 142-143


41

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.


Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.

Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

§ 40, рис 142-143, в 3-4


42

Разнообразие пресмыкающихся.




Отряды класса Пре­смыкающиеся: че­шуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степ­ная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокоди­лы.


Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать

представителей отрядов пре­смыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

§41, рис 150-153


43

Значение пресмыкающихся, их происхождение


Обобщение и систематизация знаний по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии"


Роль пресмыкающих­ся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древ­них пресмыкающихся. Причины их вымира­ния. Зверозубые яще­ры. Происхождение пресмыкающихся от древних земно­водных

Характеризовать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека

Обосновать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.

§ 42, рис 150-153, в 2-3


Класс Птицы

(9 ч., л/р - 2)

44

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц.


Л/р № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев».




Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.


Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полёта

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

§ 43, рис 156-158


45

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.


Л/р № 9«Строение скелета птицы».


Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

§ 44, рис 156-158, в 1-3


46

Внутреннее строение птицы



Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.


Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.

§ 45, рис 161-166


47

Размножение и развитие птиц.


Органы размножения. Развитие яйца и за­родыша. Выводковые и гнездо­вые птицы

Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения

Объяснять строение яйца и назначение его частей

Описывать этапы формирования яйца

§ 46, рис 161-166, в 3-5


48

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.


Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.


Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

§ 47, рис 170-176


49

Разнообразие птиц

Экологические группы птиц по местам оби­тания: птицы лесов, водоемов и их побе­режий, открытых про­странств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищ­ные и всеядные пти­цы.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

§48, рис 170-176, в 3-4


50

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц



Охрана и привлече­ние птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охра­на. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование чело­веком.-

Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека.

Приводить примеры хозяйст­венных групп и пород кур.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Распознавать и описывать

домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

§ 49, рис 187-190, в 3-4, подг. к зачету


51

Экскурсия "Птицы леса( парка)"

Методы изучения живых организмов

Наблюдать и описывать поведение птиц в природе



52

Обобщение и систематизация знаний по темам: "Класс Земноводные, или Амфибии", "Класс Пресмыкающиеся", или Рептилии", "Класс Птицы"


Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов животных различных классов.

Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции



Класс Млекопитающие, или Звери

(10 ч., л/р - 1)

53

Общая характеристика класса . Внешнее строение Млекопитающих


Признаки класса Мле­копитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешне­го строения. Строение кожи. Шер­стяной покров. Железы млекопитаю­щих.


Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез млекопитающих.


§ 51, рис 191-193


54

Внутреннее строение млекопитающих

Л/р №10«Строение скелета млекопитающих».


Особенности внут­реннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмы­кающимися.


Описывать строение кожи.

Выделять особенностей внеш­него строения.

Сравнивать по заданным кри­териям внешнее строение мле­копитающих и рептилий.

§ 51, рис 191-193, в 3-


55

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

.


Размножение и раз­витие, забота о по­томстве. Годовой жиз­ненный цикл и сезон­ные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.


Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Доказывать преимущества жи­ворождения и вскармливания детенышей молоком.


§ 52, рис 200-204


56

Происхождение и многообразие млекопитающих

Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.

Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих

§ 53, рис 200-204, в 4-7


57

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.



Признаки отряда. Семейства отряда Хищные.

Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и не­жвачных.

Приводить примеры млекопи­тающих различных отрядов.

Находить черты сходства ме­жду отрядами Грызуны и Зай­цеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.


§ 54, рис 208-211


58

Высшие, или Плацентарные звери.Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопыные,

Непарнокопытные, Хоботные


Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных

Приводить примеры млекопи­тающих различных отрядов.

Находить черты сходства ме­жду отрядами Грызуны и Зай­цеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.


§ 55, рис 208-211, в 1-3, табл.


59

Высшие, или Плацентарные звери: Отряд Приматы.



Признаки отряда. Сходство человеко­образных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная.


Называть общие черты строе­ния приматов.

Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизован­ные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.


§ 56, рис 218,


60

Экологические группы млекопитающих.

Экскурсия "Разнообразие млекопитающих"

Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни.

Называть экологические группы животных

§ 57, рис 218, в 1-3, табл.


61

Значение млекопитающих для человека.



Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитаю­щих: заповедники, зоопарки, акклимати­зация.

Тестирование по темам «Млекопитающие»

Приводить примеры хозяйст­венных групп и пород млекопи­тающих.

Распознавать и описывать

домашних зверей.

Называть промысловых живот­ных.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры

редких и охраняемых млекопи­тающих.

Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.

§ 58-59, рис 220-226, табл., в 3-4, подг. к зачету


62

Обобщение и систематизация знаний по теме "Класс Млекопитающие, или Звери"


Характеризовать особенности строения представителей класса Млекопитающие, или Звери.



Развитие животного мира на Земле

(6 ч.)

63

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина



Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эво­люции. Многообразие живот­ных - результат эво­люции. Естественный от­бор и наследст­венная изменчи­вость.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства

эволюции животного мира.


§ 60, рис 227, в 1-3


64

Развитие животного мира на Земле

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания

Характеризовать основные этапы эволюции животных



65

Современный мир живых организмов. Биосфера

Экосистемная организация живой природы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и прекращения энергии.

Называть и раскрывать характерные признаки уровней организации жизни на Земле.

Составлять цепи питания , схемы круговорота веществ в природе



66

Обобщение и систематизация знаний по темам 8-13


Систематизировать знания по темам раздела "Животные"



67

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса


Применить основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям



68

Экскурсия "Жизнь природного сообщества весной"

Методы изучения живых организмов

Описывать природные явления

Соблюдать правила поведения в природе








Ресурсное обеспечение рабочей программы:


  1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. В.М. Константинов. «Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2». М.: Вентана-Граф, 2018.

  3. «Природоведение. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2014

  4. В.М.Константинов. «Биология. Животные. Методическое пособие для учителя». М.: Вентана-Граф, 2014.

  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!