СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 7 класс (Сонин)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 7 класс (Сонин)»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с задержкой психического развития

основного общего образования

«Биология», 7 класс









Количество часов на год: 70

Всего в неделю: 2 часа.

Уровень: базовый
















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в основной школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

  • пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности

  • низкий уровень общей осведомлённости

  • нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

  • недостаточность зрительного и слухового восприятия

  • слабая координация движения, недоразвитие моторики

  • негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)

  • снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • развитие умения планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность учащихся.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.


Формы работы для детей с ОВЗ:

  • индивидуальная

  • групповая

  • по образцу

  • по алгоритму.

По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:

I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьёзная индивидуальная работа.

II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.


2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,

– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,

– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).


Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.

5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю

6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю

8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю

9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю

Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.


4. Описание ценностных ориентиров при изучении

учебного предмета «Биология»

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Ученик научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Ученик научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов) и процессов жизнедеятельности, характерных для животного организма;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Личностным результатом изучения предмета является формирование

следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры



Метапредметным результатом изучения курса является формирование

универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является сформированность

следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;


6. Содержание учебного предмета «Биология»

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 час в неделю), из них 70 часов – основной курс биологии, в котором выделены 21 час на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления». Предусмотрено проведение 14-ти лабораторных работ, 9-ти практических работ. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

п\п

Название раздела, темы

Содержание раздела, темы


1

Введение (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»).

2

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Практические работы:

Пр.р. №1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

3

Раздел 2. Царство Грибы (4 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №1 «Строение плесневого гриба мукора».

Пр.р. №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение представителей различных систематических групп грибов»).

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение лишайников»).

4

Раздел 3. Царство Растения (16 часов)


Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Лабораторные работы

Л.р. №2. «Определение по рисункам и гербариям высших и низших растений».

Л.р. №3 «Изучение внешнего строения водорослей».

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Составить схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов).


Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»).


Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа)


Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторные работы:

Л.р. №4. «Изучение внешнего строения мха».

Л.р. №5. «Изучение внешнего строения папоротника».

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»).


Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторные работы:

Л.р. №6. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные растения»).


Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные работы:

Л.р. №7. «Изучение строения покрытосеменных растений».

Л.р. №8. «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения».

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные растения»).

5

Раздел 4. Царство Животные (39 часов)


Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Практические работы:

Пр.р. №3. «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях».

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Распределение животных и растений по планете: биогеографические области – работа с картой).


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)


Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Лабораторные работы:

Л.р. №9. «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки».


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 час)


Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Типы симметрии у многоклеточных животных»).


Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (2 часа)


Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Практические работы:

Пр.р. №4. «Изучение регенерации кишечнополостных, на примере гидры».

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение гидры, медузы и колонии коралловых полипов»).


Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 часа)


Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Практические работы:

Пр.р. №5. «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня».

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни).


Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 час)


Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Практические работы:

Пр.р. №6. «Жизненный цикл человеческой аскариды».


Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)


Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторные работы:

Л.р. №10. «Внешнее строение дождевого червя».


Тема 4.8. Тип Моллюски (3 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные работы:

Л.р. №11. «Внешнее строение моллюсков».

ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков»).


Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторные работы:

Л.р. №12. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Представители низших и высших ракообразных»).

ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ракообразных, паукообразных и насекомых»).


Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.


Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)


Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.


Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)


Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Практические работы:

Пр.р. №7. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему строения кистеперых и лучепёрых рыб»).


Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)


Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Практические работы:

Пр.р. №8. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни».

ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Многообразие амфибий).


Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика строения земноводных и рептилий»).


Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)


Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторные работы

Л.р. №13. «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».

ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Системы органов птиц»).


Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)


Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Лабораторные и практические работы:

Л.р. №14. «Изучение строения млекопитающих».

Пр.р. №9 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Экологические группы млекопитающих»).

6

Раздел 5. Вирусы (2 часа)



Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнение схемы «Общая характеристика вирусов»).

5

Резерв (3 часа)




7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




ТЕМА

Кол-во часов


КЭС



КПУ

Введение (3 часа)

1

От клетки до биосферы.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»).

1

1.1

2.1.1

2

Чарлз Дарвин и происхождение видов.

1

3.5

2.1.2

3

Что такое систематика

1

1.1

2.5

2.6

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа)

4

Систематика прокариот. Строение бактериальной клетки.

Пр.р. №1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

1

3.1

1.1.1

2.3.1

5

Особенности жизнедеятельности прокариот.

1

3.1

1.1.1

2.5

6

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

3.1

2.3.4

Раздел 2. Царство Грибы, лишайники (4 часа)

7

Общая характеристика царства Грибы.

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение представителей различных систематических групп грибов»).

1

3.2

1.1.1

8

Многообразие грибов.

Л.р. №1 «Строение плесневого гриба мукора».

1

3.2

1.1.1

9

Роль грибов в природе и жизни человека.

Пр.р. №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

1

3.2

1.1.1

2.3.4

10

Лишайники.

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение лишайников»).

1

3.2

1.1.1

1.2.1

Раздел 3. Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (1 час)

11

Общая характеристика царства Растений.

Л.р. №2. «Определение по рисункам и гербариям высших и низших растений».

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Составить схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов).

1

1.1

2.1.1

Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)

12

Строение и особенности жизнедеятельности водорослей.

Л.р. №3 «Изучение внешнего строения водорослей».

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»).

1

3.3

1.1.1

2.3.3

13

Многообразие водорослей. Их роль в природе и жизни человека.

1

3.3

2.3.3

Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа)

14

Общая характеристика подцарства Высшие растения.

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»).

1

3.3

2.3.3

15

Отдел Моховидные.

Л.р. №4. «Изучение внешнего строения мха».

1

3.3

2.3.3

16

Отдел Плауновидные и Хвощевидные

1

3.3

2.3.3

17

Отдел Папоротниковидные.

Л.р. №5. «Изучение внешнего строения папоротника».

1

3.3

2.3.3

Тема 3.4. Высшие семенные растения.

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

18

Отдел Голосеменные (хвойные) растения.

Л.р. №6. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

1

3.3

2.3.3

19

Многообразие и значение голосеменных растений.

ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные (Хвойные) растения»).

1

3.3

2.3.3

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные

(Цветковые) растения (7 часов)

20

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

Л.р. №7. «Изучение строения покрытосеменных растений».

1

3.3

2.3.3

21

Классификация покрытосеменных растений.

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные (Цветковые) растения»).

1

3.3

2.3.3

22

Общая характеристика семейства двудольных растений.

Л.р. №8. «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения».

1

3.3

2.3.3 2.3.5

23

Многообразие и значение двудольных растений

1

3.3

2.3.3 2.3.5

24

Общая характеристика семейства однодольных растений.

1

3.3

2.3.3 2.3.5

25

Многообразие и значение однодольных растений

1

3.3

2.3.3 2.3.5

26

Контрольная работа по теме «Царство Растений».

(Текущий контроль).

1

3.3

2.3.3 2.3.5

Раздел 4. Царство Животные (40 часов)

Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)

27

Общая характеристика царства Животные.

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Распределение животных и растений по планете: биогеографические области – работа с картой).

1

2.2

3.4

1.2.1

2.4

2.6

Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные или Простейшие (2 часа)

28

Строение и особенности жизнедеятельности одноклеточных животных.

1

2.2

3.4

1.2.1

2.4

29

Многообразие и значение простейших.

Л.р. №9. «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки».

1

2.2

1.2.1

2.6

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)

30

Происхождение и систематика многоклеточных животных.

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Типы симметрии у многоклеточных животных»).


1

2.2

1.2.1

Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (2 часа)

31

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Строение гидры, медузы и колонии коралловых полипов»).

1

3.4

1.2.1

32

Многообразие кишечнополостных.

Пр.р. №4. «Изучение регенерации кишечнополостных, на примере гидры».

1

3.4

1.2.1

Тема 4.5 Типы: Плоские черви (2 часа)

33

Тип Плоские черви, класс Ресничные черви.

1

3.4

1.2.1

34

Паразитические плоские черви.

Пр.р. №5. «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня».

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни).

1

3.4

1.2.1

3.1

Тема 4.6 Тип Круглые черви (1 час)

35

Тип Круглые черви, или Нематоды.

Пр.р. №6. «Жизненный цикл человеческой аскариды».

1

3.4

1.2.1

Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа)

36

Тип Кольчатые черви. Строение и особенности жизнедеятельности.

1

3.4

1.2.1

37

Л.р. №10. «Внешнее строение дождевого червя».

1

3.4

1.2.1

38

Многообразие кольчатых червей.

1

3.4

1.2.1

Тема 4.8 Тип Моллюски (3 часа)

39

Общая характеристика типа Моллюски.

1

3.4

2.5

2.6

40

Систематика и многообразие моллюсков.


1


3.4

2.6

2.1.5

41

Л.р. №11. «Внешнее строение моллюсков».

ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков»).

1

3.4

2.6

2.1.5

Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)

42

Общая характеристика типа.

1

3.4

2.1.5

2.3.4

43

Класс Ракообразные.

Л.р. №12. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Представители низших и высших ракообразных»).


3.4

2.1.5

2.3.4

44

Класс Паукообразные.


1

3.4

2.1.5

2.3.4

45

Класс Насекомые.

1

3.4

2.1.5

2.3.4

46-47

Многообразие насекомых.

2

3.4

1.2.1

48

ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ракообразных, паукообразных и насекомых»).

1

3.4

1.2.1

2.1.5

2.3.4

Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)

49

Общая характеристика типа Иглокожие

1

3.4

2.1.5

Тема 4.11 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 час)

50

Отличительные особенности и систематика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник-представитель подтипа Бесчерепных.

1

3.4

2.5

Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)

51

Общая характеристика рыб.

Пр.р. №7. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».

1

3.4

2.5

52-53

Многообразие рыб. Основные систематические группы рыб.

ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему строения кистеперых и лучепёрых рыб»).

2

3.4

2.3.4

2.1.5

Тема 4.13 Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа)

54

Общая характеристика и особенности жизнедеятельности земноводных.

Пр.р. №8. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни».

1

3.4

1.2.1

2.3.4

55

Многообразие и значение земноводных.

ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Многообразие амфибий).

1

3.4

2.1.5

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)

56

Общая характеристика и особенности жизнедеятельности пресмыкающихся.

1

3.4

1.2.1

2.3.4

57

Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся.

ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика строения земноводных и рептилий»).

1

3.4

2.1.5

Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа)

58

Общая характеристика, строение и особенности жизнедеятельности птиц.

Л.р. №13. «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни».

ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы « Системы органов птиц»).

1

3.4

1.2.1

2.3.4

59

Размножение, развитие и происхождение птиц.


1

3.4

1.2.1

2.8

60

Дневные и ночные птицы

1

3.4


1.2.1

61

Экологические группы птиц.

1

3.4

2.6

Тема 4.16 Класс Млекопитающиеся, или Звери (5 часа)

62

Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности класса Млекопитающиеся.

Л.р. №14. «Изучение строения млекопитающих».

1

2.2

3.4

1.2.1

2.3.4

63

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери.

1

3.5

2.1.2

64

Многообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих.

ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Экологические группы млекопитающих»).

1

3.4

1.1.1

1.2.1

65

Значение млекопитающихся для человека.

Пр.р. №9 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека».

1

5.1

5.3

2.1.2

66

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1



Раздел 5. Вирусы (2 часа).

67

Особенности строения и происхождения вирусов.

ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнение схемы «Общая характеристика вирусов»).

1

3.5

5.2

2.1.2

68

Многообразие и значение вирусов.


1

3.5

2.1.2

2.8

69-70

Резерв (2 часа)





Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из двух частей. Продолжительность работы 45 минут.

Часть I(А) содержит 20 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.

Часть II(В)- содержит 5 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.

Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В5)от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -30

Критерии оценивания:

Часть А оцениваются в один балл – 20 баллов

Часть В – оценивается в два балла – 10 баллов

Итого: 30 балл

Оценка «5» за 25 -30 балла

Оценка «4» за 19 -24 баллов

Оценка «3» за 15 – 18 баллов

Оценка «2» за 1 – 14 баллов.


8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебное оборудование и компьютерная техника

Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.


Виды деятельности


Учебно-методическое обеспечение

выделяет существенные признаки живых организмов;


Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

Комнатные растения

Гербарии

Коллекции

проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Комнатные растения

соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

Инструкции по технике безопасности

наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений;

Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки

устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка»

объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии»

раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);

Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии

Коллекция «Конечности насекомых различных сред обитания»

выделяет существенные признаки представителей разных царств;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии

различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

Микроскопы, микропрепараты

раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии

Коллекция семян

выявляет признаки крупных систематических групп растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные);

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии, динамические пособия по ботанике, гербарии, коллекции шишек, плодов и семян, муляжи овощей и фруктов

различает по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп;

Комнатные растения, печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, динамические модели по ботанике

выявляет признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений, различает по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения этих классов

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

Гербарии

выделяет основные признаки царства бактерий, различает по изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий;

Печатные пособия «Бактерии»

раскрывает роль бактерий в природе и жизни человека;

Печатные пособия «Бактерии»

аргументирует и приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями;

Печатные пособия «Бактерии», комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

выделяет существенные признаки царства грибов, различает по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, муляжи грибов

доказывает необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами;

Муляжи грибов

выделяет основные признаки царства животных, различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных;

Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии, скелеты позвоночных животных:

костистая рыба, лягушка, голубь, кролик, кошка

аргументирует, приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями;

Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии

выделяет основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых), различает представителей этих типов по внешнему виду, схемам и описаниям;

Печатные пособия: комплект таблиц по зоологии

объясняет общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

Печатные пособия, палеонтологическая коллекция, гербарии

описывает и использует приемы ухода за растениями и домашними животными;

Комнатные растения

приводит доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды;

Датчик шума


Учебники:

«Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», издательство «ДРОФА», авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2016.


Основные электронные образовательные ресурсы:

1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/

2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

5. Каталог образовательных ресурсов сети


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!