СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 9 класс (Сонин)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 9 класс (Сонин)»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13









АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с задержкой психического развития

основного общего образования

«Биология», 9 класс









Количество часов на год: 68.

Всего в неделю: 2 часа.

Уровень: базовый











1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в основной школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

  • пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности

  • низкий уровень общей осведомлённости

  • нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

  • недостаточность зрительного и слухового восприятия

  • слабая координация движения, недоразвитие моторики

  • негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)

  • снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность учащихся.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Формы работы для детей с ОВЗ:

  • индивидуальная

  • групповая

  • по образцу

  • по алгоритму.


2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,

– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,

– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).

Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.

5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю

6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю

8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю

9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю

Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.


4. Описание ценностных ориентиров при изучении

учебного предмета «Биология»

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определѐнной систематической группе;

 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Выпускник получит возможность научиться:

 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

 основам исследовательской и проектной деятельности в области биологии и экологии, включая умения выдвигать гипотезу, ставить цель, формулировать задачи, планировать исследование, оформлять результаты, представлять работу на защиту и защищать еѐ в ходе дискуссии;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет ресурсе информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

биологии являются: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), из них 68 часов – основной курс биологии, в котором выделены 20 часов на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.


п/п

Название раздела, темы

Содержание раздела, темы

1

Введение (3 часа)

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация

  • Схемы, отражающие структуры царств живой природы.

2

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов)


Тема 1.1.  Химическая организация клетки

(5 часов)

Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. РНК, её структура и функции.

Демонстрация

  • Объёмные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например, поливинилхлоридом).


Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.


Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация

  • Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа.

  • Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

  • Модели клетки.

  • Схемы строения органоидов растительной и животной клеток.

  • Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

     Практические работы:

  1. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*

3

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)


Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация

  • Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.


Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация

  • Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий).

  • Таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.

  • Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе.

4

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)


Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация

  • Карты хромосом человека.

  • Родословные выдающихся представителей культуры.

  • Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

 Практические работы:

  1. Решение генетических задач и составление родословных.


Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация

  • Примеры модификационной изменчивости.

Практические работы:

  1. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).


Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация

  • Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков.

  • Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

5

Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле (19 часов)


Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация

  • Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.


Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация

  • Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».


Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (4 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация

  • Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования.

  • Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Практические работы:

  1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

  2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.


Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа).

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска; предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Демонстрация

  • Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования.

Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.


Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация

  • Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.


Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Демонстрация

  • Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

  • Схемы развития царств живой природы.

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)


Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация

  • Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие её отдельные составные части.

  • Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

  • Схемы круговорота веществ в природе.

  • Карты, отражающие геологическую историю материков, распространённость основных биомов суши.

  • Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.

Практические работы:

  1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

  2. Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.


Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация

  • Карты заповедных территорий нашей страны.

Лабораторные работы

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.


Резерв



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ТЕМА

Кол-во часов


КЭС


КПУ

Введение (3 часа)

1

Биология как наука о живой природе.

1

1.1

2.1.1

2.8

2

Признаки живых организмов.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Уровни организации жизни»).

1

2.2

1.1.1

2.8

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»).

Входная контрольная работа

1

3.5

2.5

2.6

2.8

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов)

Тема 1.1  Химическая организация клетки (5 часов)

4-5

Неорганические вещества клетки.

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Неорганические вещества клетки»).

2

2.1

2.3.1

6

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органические вещества клетки»).

1

2.1

2.3.1

7

Органические вещества клетки. Белки

1

2.1

2.3.1

8

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

1

2.1

2.3.1

Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

9

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

2.1

1.2.1

10

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов.

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Схема пластического обмена).

1

2.1

1.2.1

1.2.2

2.8

11

Энергетический обмен внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Схема энергетического обмена).

1

2.1

1.2.1

1.2.2

2.8

Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов)

12

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

ВПМ 7: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Строение прокариотической клетки»)

1

2.1

1.2.1

1.2.2

2.8

13

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение эукариотической клетки»)

1

2.1

1.1.2

14

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

2.1

1.1.2

15

Деление клеток. Митоз

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составить схему «Митоз»).

1

2.1

1.1.2

16

Клеточная теория строения организмов.

1

2.1

1.1.2

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа)

17

Размножение. Бесполое размножение.

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Бесполое размножение»).

1

2.2

1.2.1

18

Половое размножение. Развитие половых клеток.

Оплодотворение.

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу « Половое размножение»).

1

2.2

1.2.1

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

19

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

1

2.2

1.2.1

20

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы эмбрионального и постэмбрионального развития).

1

2.2

1.2.1

21

Общие закономерности развития.

1

2.2

1.2.1

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)

22-23

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя.

2

2.2

1.1.2

24

Первый закон Г. Менделя.

1

2.2

1.1.2

25

Второй закон Г. Менделя.

1

2.2

1.1.2

26

Третий законы Г. Менделя.

1

2.2

1.1.2

27-28

Сцепленное наследование генов. Генетика пола.

2

2.1

1.1.2

1.2.1

29-30

Генотип как система взаимодействующих генов.

2

2.1

1.1.2

31

Решение генетических задач.

1

2.1

1.1.2

Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов)

32-33

Наследственная (генотипическая изменчивость).

ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками)

2

2.2

1.2.1

2.8

34-35

Фенотипическая (модификационная) изменчивость.

ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками)

2

2.2

1.2.1

2.8

36-37

Выявление изменчивости организмов.

2

2.2

1.2.1

Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

38

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Центры происхождения культурных растений»).

1

2.2

3.4

39

Методы селекции растений, животных.

1

2.2

3.4

40-41

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

2

2.2

3.4

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

42

Становление систематики.

1

3.5

2.1.2

43

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

1

3.5

2.1.2

Тема 4.2 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов)

44

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

3.5

2.1.2

45

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

3.5

2.1.2

46

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

3.5

2.1.2

47-48

Формы естественного отбора.

2

3.5

2.1.2

Тема 4.3 Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.

(4 часа).

49

Вид, его критерии и структура. Популяции.

ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Работа с учебником).

1

5.1

2.1.1

2.5

2.8

50

Элементарные эволюционные факторы.

1

5.1

2.1.4

2.8

51

Главные направления эволюции.

1

3.5

2.7

52

Типы эволюционных изменений

1

3.5

5.1

2.1.5

Тема 4.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа)

53

Приспособительные особенности строения и поведения животных

1

3.5

2.5

2.8

54

Забота о потомстве

1

3.5

2.5

55

Физиологические адаптации

1

3.5

2.1.5

2.8

Тема 4.5 Возникновение жизни на Земле (2 часа)

56

Современные представления о происхождении жизни.


1

3.5

2.1.2

2.8

57

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

1

3.5

2.1.2

2.8

Тема 4.6 Развитие жизни на Земле (3 часа)

58

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

ВПМ 17: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»).

1

3.5

2.8

59

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

ВПМ 18: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»).

1

3.5

2.8

60

Место и роль человека в системе

органического мира. Эволюция человека.

1

4.1

2.1.7

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов)

Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов)

61

Структура биосферы.

1

5.3

2.1.4

62

Круговорот веществ в природе.

ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Составить схемы круговоротов основных веществ биосферы).

1

5.2

1.2.2

63

Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы.

1

5.1

1.2.2

64

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

5.2

1.2.2

65

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Составить схемы взаимоотношений между организмами).

1

5.1

1.2.2

Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

66

Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере.

1

5.2

2.1.3

2.1.5

67

Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы

1

5.2

5.3

2.1.3

2.1.5

68

Резерв (1 час)






Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из трех частей. Продолжительность работы 45 минут.

Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.

Часть II(В)- содержит 3 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задания на определение соответствия;

Часть III(С) - 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.


Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В3) от 0 до 2 баллов. Часть С – 3 балла. Максимальное количество баллов -29

Оценка «5» за 27 -29 балла

Оценка «4» за 20 -26 баллов

Оценка «3» за 15 – 19 баллов

Оценка «2» за 1 – 14 баллов


8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебное оборудование и компьютерная техника

Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.

Виды деятельности

Учебно-методическое обеспечение

выделяет существенные признаки живых организмов;


Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

Комнатные растения

Гербарии

Коллекции

проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Комнатные растения

соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

Инструкции по технике безопасности

наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений;

Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки

устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка»

объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии»

раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);


выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии


выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии

различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

Микроскопы, микропрепараты

раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике


сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии

Коллекция семян


Основные ЭР:

1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/

2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

5. Каталог образовательных ресурсов сети


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!