СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной степенью отсталости) для учащегося 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 (адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной степенью отсталости)

ПО ПРЕДМЕТАМ:

 

Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек, Домоводство, Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура, Коррекционно-развивающие занятия

 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной степенью отсталости) для учащегося 3 класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной степенью отсталости)

ПО ПРЕДМЕТАМ:


Речь и альтернативная коммуникация, Математические представления, Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Человек, Домоводство, Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура, Коррекционно-развивающие занятия



Начальное общее образование, надомная форма обучения, 3-Е класс, Друзик Г.К.

Учитель – составитель: Бабенкова М.Н.


Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка


Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей ученика. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика, следующие:

- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Это – я», «Я в школе»)

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, бабушка, дедушка);

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию общения и речи через создание ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

- формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;

- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);

- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

- использовать малые фольклорные формы для формирования представлений о простейших явлениях природы и социальной действительности.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность учащегося;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);

  • Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);

  • печатные буквы;

  • буквы (серия «Мини игры»);

  • буквы (серия «Умные карточки»);

Демонстрационный материал «Игрушки», «Семья», «Картинный словарь», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Времена года», «Профессии», «Транспорт»

  • сюжетные картины,

  • игрушки: пирамидки, мячи, куклы, машинки, мягкие игрушки,

  • плакаты с наклейками «Сад и огород», «Транспорт»

  • муляжи овощей, фруктов, грибов,

  • набор деревянных овощей, фруктов, грибов в мешочках,

  • набор разрезных овощей и фруктов,

  • тематические пазлы и разрезные картинки,

  • тематические трафареты,

  • фотографии детей, членов семьи

  • игра «Часть и целое»,

  • шнуровки,

  • набор ёлочных украшений,

цветная бумага.

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

«хорошо» ― от 51% до 65% задания.

«отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Речь и альтернативная коммуникация

Введение

Данная программа предназначена для формирования системы родного языка на уроках развития речи у детей с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости.Диапазон их речевого развития будет варьироваться от практически полного отсутствия звучащего слова до фразовой речи.

Программа построена на основе следующих разделов:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;Устная речь; Звукоподражание; Альтернативная коммуникация

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Развитие общих речевых навыков

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Устная речь

Я - человек

  • Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела - голова (глаза, нос, рот, уши), руки на себе и использование пиктограмм. Упражнения в отработке аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию. Игра с куклой: "Погладь животик, головку", "Кукла плачет"

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Экскурсия в школьный парк. Наблюдение за явлениями природы. Описание природы и погоды.

Звукоподражание

Знакомство детей с внешним видом животных и птиц. Изучение и называние и звукоподражание кошки, собаки, лисы, волка, курицы, петуха, цыпленка, голубя, воробья. По возможности знакомить с их повадками, просматривая видеофильмы, во время наблюдений на улице, экскурсий в зимний сад. Знать условия жизни домашних и диких животных и птиц, чем их можно накормить, показать части их тела.

Альтернативная коммуникация

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

Чтение и письмо

Учить узнавать и показывать себя (части тела) в зеркале, подражая взрослому.

Учить подражать движениям взрослого в зеркале: хмуриться. улыбаться, обнимать себя руками, гладить и др.

Учить раскладывать в ряд (слева направо) различный материал (дидактический, карточки и т.д.), сначала одинаковый по характеристикам, потом чередуя его по одному отличающимися признаку (цвету, форме, величине).

Учить соотносить одинаковые предметы.

Учить соотносить игрушку с ее изображением на картинке.

Работа с пишущим предметом, развитие правильного захвата. Написание по пунктирной линии и по обводке. Работа в прописях. Письмо по примеру учителя на доске и в тетради.


Математические представления

Пояснительная записка


У детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Поэтому обучение счету организуется на практической наглядной основе. Под формированием математических умений и навыков учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате их обучения.

 Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

  Программа направлена на достижение следующих целей: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.  

Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика:

- формирование общеучебных умений и навыков; 

- формирование математических представлений;

-развитие элементарной ориентировки в пространстве и количественных отношениях окружающей действительности;

- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;

- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность учащегося;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:предполагается то, что учащиеся будут знать:

- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

- что такое точка, прямые и кривые линии, отрезок

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

- выделять заданную геометрическую фигуру из 2-4 предложенных,

- проводить прямую линию через 1 и 2 точки по линейке

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- наборы «Умные карточки. Цифры», «Геометрические фигуры»,

-мячи, куклы, игрушки разного размера,

- набор цветных кубиков «Малыш»,

- набор деревянных форм в мешочке,

-наборы геометрических фигур из пластмассы «Учись считать» по количеству детей,

- счётные полочки,

- деревянные счёты,

- трафареты «Геометрические фигуры»,

- кубики с цифрами,

- игра «Мои первые цифры»,

- мини-игра «Цифры»,

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

«хорошо» ― от 51% до 65% задания.

«отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Математические представления

Введение

Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение). Пересчет предметов по единице в пределах трех. Развитие количественных представлений – множество («один», «много», «мало», «пусто»). Устная и письменная нумерация в пределах трех.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Развитие представлений о величине (большой, маленький), весе (тяжелый, легкий), размере (широкий, узкий, высокий, низкий) и цвете. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметовпо длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметовпо ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 4-х (6-ти, 8-ми) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), справа, слева. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

Окружающий природный мир

Пояснительная записка


В классах для обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.

На предметных уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

– формирование целостной картины растительного мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях мира растений;

  • вызывать интерес к разнообразию мира растений;

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

  • слушать и слышать учителя;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

  • оценить собственные чувства, поведение, способности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • находить ответы на картинке;

  • следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность учащегося;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты обучения:

  • узнавать изученные объекты и явления растительного мира;

    • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

    • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

    • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

    • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    • осознавать свою неразрывную связь с природой;

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Живой мир 3 класс, Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва«Просвещение», 2012.

С.В. Кудрина Окружающий мир. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Москва, «Владос», 2010.


Содержание учебного предмета Окружающий природный мир

Введение

Программа построена на основе следующих разделов:

Времена года, Овощи, Фрукты и ягоды, Комнатные растения, Деревья

Времена года

Лето. Осень. Зима, Весна. Сезонные изменения в неживой природе в соответствии с временем года. Признаки времени года. Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями происходящими в природе осенью, зимой, весной, летом».Знакомство с ягодами, цветами. Поделки из сушеных листьев, шишек, веток и цветов.

Овощи.

Сбор урожая осенью. Овощи: свекла, морковь, помидор, огурец, картофель, перец. Внешний вид, расцветка, вкус. Выполнение аппликаций.

Фрукты и ягоды

Фрукты – яблоко, груша, банан, апельсин. Ягоды – вишня, смородина, клубника, малина, слива. Цвет, форма, вкус, размер. Сравнение фруктов и ягод по форме, цвету, размеру

Комнатные растения

Экскурсия в зимний парк. Знакомство с комнатными растениями (Кактус, фиалка). Внешние признаки - цвет, запах. Распознавание. Польза данного растения для человека. Поделка из пластилина и зубочисток "Кактус"."Цветы в горшке" . Практическое занятие - сравнение герани и бегонии по внешним признакам, запаху и тактильно. Сравнение комнатных и дикорастущих растений. Уход за комнатными растениями

Деревья

Сравнение строения деревьев (клен, береза, дуб, рябина, ель, сосна) их сходства и различия. Ствол дерева. Крона и ветви дерева. Листья. Сравнение листьев разных деревьев по размеру, цвету, форме. Аппликация с природным материалом "Дерево в саду"


Окружающий социальный мир

Пояснительная записка


Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Предполагаемые результаты обучения:

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин»;

Домоводство

Пояснительная записка

Уроки домоводства являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной ученикам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе педагог проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку вещи, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции и самостоятельно без помощи учителя.

Учащийся приобретает первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  Знания и умения, которые даются детям на уроках, должны постоянно закрепляться и вводиться в их повседневную жизнь.

 На уроках детально обрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые у них.

Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, важнейший фактор в формировании трудолюбия. Учителю необходимо способствовать развитию инициативы учащихся. В связи с этим решающее значение имеют игровые приемы, они позволяют учителю скрыть свою педагогическую позицию, активно воздействовать на учащихся.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • Развитие художественных способностей и потребности к творческому самовыражению, пониманию ценности различных видов искусства, социализация личности ребенка;

  • Воспитание у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления;

  • Формирование у детей умений и навыков в прикладном творчестве, потребности трудиться и осознание необходимости трудовой деятельности;

  • Приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы выстраивать собственное социальное поведение.

Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика следующие:

  • Развивать у детей воображение в различных видах рукоделия, мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;

  • Закреплять представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни;

  • Формировать у обучающихся стремление к внешней и внутренней культуре взаимоотношений;

  • Содействовать бережному отношению школьников к результатам собственного труда и труда других людей, учить соблюдать гигиенические нормы;

  • учить содержать в чистоте окружающее пространство, вещи;

  • осознавать логическую последовательности определенных действий;

  • формировать необходимые знания, умения и навыки по бытовому труду;

  • прививать навыки самостоятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;


- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность ученика;

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

-части тела человека;

-предметы личной гигиены и правила пользования

-названия предметов повседневной одежды;

-верхнюю и нижнюю одежду и уход за ней

-продукты питания (хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясные продукты);

-элементарные правила сервировки стола;

-режимные моменты дня и их соблюдение;

Предполагается, что учащиеся будут уметь:

-самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;

-выполнять чистку зубов под контролем взрослого;

-выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (под контролем учителя);

-различать верхнюю и нижнюю одежду и ухаживать за ней;

-различать хозяйственные предметы для уборки пола, парт, шкафчиков и столов;

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

-демонстрационный материал по темам;

-расчёски, зубные щётки, тюбики с зубной пастой, мыльницы, мыло, полотенца;

-одежда;

-веники, совки, тряпки;

-посуда;

-видеоматериалы по теме.

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Домоводство

Введение

Программа построена на основе следующих разделов:

Гигиена, Одежда, Дом.

Гигиена

Личная гигиена. Закрепление умения показывать и называть части тела. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Навыки и правила утренней зарядки. Уметь следить за чистотой рук: мыть их без напоминания после пользования уборной и всякого загрязнения.

Уметь чистить зубы, полоскать рот. Уметь самостоятельно, без помощи, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (чистка зубов, умывание, причесывание, принятие душа).

Одежда

Весенне-осенняя, зимняя, летняя одежда. Виды верхней одежды. Одевание и раздевание. Аккуратно без напоминания воспитателя складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уход за одеждой и обувью. Внешний вид мальчика (аккуратность, опрятность в одежде). Виды одежды, их назначение. Уход за одеждой: стирка, чистка. Хранение одежды. Виды обуви (сезонная), назначение: спортивная, домашняя, выходная. Правила хранения обуви. Уход за обувью.Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи сапожной или платяной щеткой. Уметь определять, все ли пуговицы на месте. Правила ручной стирки. Средства для стирки белья. Правила и предметы для сушки одежды. Знакомство с прищепками, сушилками для белья. Подготовка одежды к сезонному хранению

Дом

Знакомство с жилыми комнатами (гостиная, спальня, другие жилые помещения: размещение вещей, мебели и др.). Чем убирают квартиру. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Правила повседневной уборки. Уход за полом. Практические работы по уходу за жилищем.


Содержание учебного предмета

Окружающий социальный мир

Введение

Программа представлена следующими разделами«Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город и Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Квартира, дом, двор

  • Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.)Получит возможность построить дом из кубиков

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице,

  • Создать условия для понимания назначений комнат с помощью пиктограмм, картинок

Предметы быта

  • Получит возможность узнавать о бытовых приборах, их назначении. Выбирать нужную пиктограмму из 2х

  • Получит возможность узнавать среди других предметов стол, стул, шкаф, кровать) Выбирать нужную пиктограмму из 2х

  • Способствовать развитию умения применять начальные сведения о предмете.

Школа

  • Представления о школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.) Умение находить свою парту, занимать ее по сигналу . Знать и использовать эталоны школьного поведения;

  • Получит представления о школьных принадлежностях (тетрадь, карандаш, портфель). Способствовать узнаванию предмета

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в общественных местах.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, воспитатель).

  • Представления о социальных ролях людей (воспитатель, няня, учитель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

Город и Транспорт

Представления о городе, транспорте и его назначение, о расположенных на улице и рядом объектах (игровая площадка, автобус, машина, здание, дом идр.)

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в общественных местах, в транспорте и на улице.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (водитель, пешеход и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, правилах поведения согласно социальным ролям



ИскусствоМузыка и движение

Пояснительная записка

Преподавание музыки и движения в их взаимосвязи обусловлено необходимостью осуществления коррекции психического и физического развития учащихся средствами музыкально-ритмической деятельности. Уроки способствуют развитию слухового внимания, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- подготовка детей к восприятию музыки;

- развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку;

- формирование музыкально-ритмических движений.

Содержание обучения направлено на социализацию, развитие двигательной сферы, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

- развитие общей моторики и двигательных навыков

-развитие чувства ритма

- развитие подражательных действий

- учить детей слышать музыку

- учить двигаться в соответствии с темпом музыки.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять и выражать свои эмоции;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- самостоятельная деятельность учащегося.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- ориентироваться в пространстве зала: находить центр, сходиться к центру и расходиться на свои места по заданию учителя,

- уметь образовывать круг, закручивать «спирали»

- двигаться в хороводе по часовой и против часовой стрелки,

- повторение элементарных танцевальных движений за педагогом (приседания, подскоки, повороты головы, повороты вокруг себя),

- двигаться в парах,

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- бубны

- мячи

-флажки

-погремушки

- аудио «Моцарт для малышей»

- аудио «Ритмика для малышей

- аудио с музыкальными играми Е. Железновой

- аудиоустройство

- записи музыки и песен из Интернет-ресурсов.

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Музыка и движение

Программа построена на основе следующих разделов:

Музыка и развитие. Движение и музыка

Музыка и развитие

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).

Движение и музыка

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку.

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.



Изобразительная деятельность

Пояснительная записка

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

  • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности.

  • развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке.

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • коррекция мелкой моторики кистей и пальцев рук;

  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

В процессе обучения по предмету «Изобразительная деятельность» происходит коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • воспитывать интерес к изобразительному искусству;

  • раскрыть значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • воспитывать в детях эстетическое чувство и понимание красоты окружающего мира;

  • формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах;

  • расширять художественно-эстетический кругозор;

  • уметь организовать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

  • уметь следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

  • знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • уметь пользовать материалы для рисования.

  • освоить разные виды изобразительной деятельности.

  • формировать умение создавать простейшие художественные образы;

  • воспитывать у учащихся умение согласованно и продуктивно работать в группе, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективная работа»).

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;

  • проявлять и выражать свои эмоции;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

  • слушать и слышать учителя;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, вокализации);

  • с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

  • оценить собственные чувства, поведение, способности;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • находить ответы на картинке;

  • работать группе;

  • следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность учащегося;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты обучения

Предполагается, что учащиеся будут знать:

  • названия инструментов (кисти, краски, карандаши, мелки);

  • названия основных цветов указанных материалов.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • называть инструменты, с помощью которых выполняют графические работы (1 уровень – самостоятельно, 2 и 3 уровень – совместно с учителем);

  • анализировать образец (совместно с учителем);

  • выполнять предложенную работу (1уровень -по инструкции учителя, 2 уровень- под контролем учителя, 3 уровень-с помощью учителя);

  • использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (рисование);

  • выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Изобразительное искусство. 3 класс (Рау М.Ю.)

  • кисти, краски, стаканчики, бумага;

  • карандаши, мелки

  • трафареты

  • раскраски

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Изобразительная деятельность

Введение

Программа построена на основе следующих разделов:

Работа с карандашами. Работа с красками. Выполнение комбинированных аппликаций. Лепка

Работа с карандашами

Развитие моторики рук-удерживание карандаша в руке. Удерживание пишущего предмета в руке, произвольное проведение линий "Рука в руке". Знакомство с горизонтальной, вертикальной, наклонной, кривой линией. Рисование линий по пунктирной линии, по соединительным точкам, рисование в разных направлениях. Работа над движением руки во время рисования. Знакомство с различными цветами карандашей - Красный и синий, желтый, зеленый. Раскрашивание геометрических фигур различным цветом. Раскрашивание рисунка из геометрических фигур по образцу с помощью учителя

Работа с красками

Работа с кистью - удерживание кисточки и выработка умения аккуратной работы с кистью и краской. Рисунок "Весна", "Зимний лес", раскрашивание основы дерева кисточкой и красками. Знакомство с пальчиковыми красками. Выполнение основных элементов. Рисунок "Апельсин", "Репа". Рисунок "Овощи на огороде" - работа разными цветами

Выполнение комбинированных аппликаций

Знакомство с восковыми мелками, выбор цвета для рисунка. Рисунок восковыми мелками на цветной бумаге "Листопад". Рисование новогодней ёлки цветными карандашами и красками. Изготовление из пластилина новогодних украшений. Украшение аппликации снежинками и салютом, нарисованными восковыми мелками. Рисунок красками - "Желтое солнце", «Лето», «Зимующие птицы». Аппликация из цветной бумаги "Лесные дары". Раскрашивание груши и яблока восковыми мелками. Знакомство с трафаретами: Обводка трафарета «Тыква», «Слива» и раскрашивание восковыми мелками и карандашами.

Лепка

Освоение новых приемов и способов работы с пластическими материалами – соленое тесто, кинетический песок, пластилин. Учить выполнять поделки и постройки пооперационной демонстрацией процесса выполнения задания отраженно-сопряженным способом.

Учить лепить из базовых форм и фигур простые поделки; познакомить с декоративной и рельефной лепкой. Манипуляции с пластилином, кинетическим песком; Сминание, сжимание, сплющивание, отрывание кусочков, прихлопывание, ставить отпечатки; Украшение работы отпечатками острых предметов; Раскатывание из пластических масс цилиндра, шара, яйца, жгутиков, колбаски; Видоизменение цилиндра, шара, яйца путем сплющивания их в пластину, диск, овал.Работа с пластилином разного цвета. "Пирамидка".Составление композиции из пластилина на картоне "Летние цветы".


Человек

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

Формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.

Задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

  • формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);

  • развивать способность выражать свое настроение и по­требности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

  • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты:

  1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  3. Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты:

  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • представления о собственном теле;

  • отнесение себя к определённому полу;

  • умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;

  • умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

  • представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:

  • умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

  1. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

  • умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

  • умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).

  • умение следить за своим внешним видом.

  1. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:

  • представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение следовать правилам поведения.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • части тела человека: руки, ноги, туловище, голова, спина, живот,

  • предметы личной гигиены: зубная щётка, расчёска, мыло, полотенце,

  • названия предметов повседневной одежды: майка, трусы, футболка, рубашка, брюки,

  • различать верхнюю и нижнюю одежду,

  • названия столовых приборов: ложка, вилка, нож,

  • запоминание названий посуды: тарелка, чашка, блюдце, стакан,

  • различать хозяйственные предметы для уборки пола и столов: тряпка, тазик с водой, веник, совок.


Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: расчёсывание волос, мытьё рук,

  • выполнять чистку зубов под контролем взрослого

  • выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения (выбросить мусор в мусорное ведро, протирка столов, мытьё доски, подметание пола) под контролем взрослого

  • складывать физкультурную форму в шкафчики

  • мыть тарелки с помощью взрослого

  • сидеть за столом во время приёма пищи, вставать из-за стола всем классом после окончания приёма пищи,

  • относить за собой использованную посуду и помогать другим.

  • пользоваться средствами гигиены;

  • уметь следить за своим внешним видом;

  • уметь содержать в порядке свои вещи;

  • соблюдать правила поведение в классе, столовой, на прогулке

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

демонстрационный материал: «Части тела человека», «Предметы гигиены», «Одежда», «Посуда»,

  • расчёски, зубные щётки, тюбики с зубной пастой, мыльницы, мыло, полотенца по количеству детей,

  • куклы,

  • набор кукольной посуды,

  • набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, набор постельного белья),

  • посуда, столовые приборы по количеству детей,

  • веники, совки, швабры, тряпки, тазики по количеству детей.

  • Серия «Умные карточки». Мой дом.

  • Серия «Я буду говорить». Кубики действий: сидит, смотрит, читает.

  • Серия «Рассказы по картинкам». Распорядок дня.

  • Серия «Твоя игра». Мой дом.

  • Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.

  • Шнуровки.

  • Набор детских ёлочных украшений.

  • Натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой.

  • Печатные пособия (таблицы) по разделам программы.

  • Предметные и сюжетные картинки по темам.

  • Пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану.

Описание системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП. Формы и сроки контроля знаний, умений, навыков (входного, текущего, рубежного, итогового). Результаты деятельности учащихся соотносятся с оценками типа:

  • «удовлетворительно» (зачёт), если обучающий верно выполнил от 35% до 50% задания;

  • «хорошо» ― от 51% до 65% задания.

  • «отлично» - свыше 65%.


Содержание программы учебного предмета Человек

Представления о себе.

Идентификация себя как девочки. Узнавание (различение)частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела

Гигиена тела.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок).

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки.


Адаптивная физкультура

Пояснительная записка


Одним из важнейших направлений работы с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Программа по адаптивной физической культуре включает 3 раздела: «Коррекционные подвижные игры», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка».

Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры.

Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование.

Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки; мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол.


Содержание учебного предмета Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств).

Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственно активностью, самостоятельностью и независимостью:

Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивно деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:

Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.

Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.


Коррекционно-развивающие занятия.

Пояснительная записка


Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, учащихся с интеллектуальными нарушениями, их потенциальных возможностей. Данные уроки имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельность, конструированию, разного рода упражнений и игр. Работа по программе строится с учётом следующих направлений:

- развитие моторики,

- развитие графомоторных навыков,

- тактильно-двигательное восприятие,

- кинестетическое и кинетическое развитие,

- восприятие цвета, формы, величины,

- развитие зрительного восприятия,

- восприятие пространства и времени.

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • Коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в психомоторном и сенсорном развитии ребёнка;

  • Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

  • Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами

  • Формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, наблюдения, предметно- практической);

  • Развитие способности к коллективной деятельности;

  • Формирование интереса к уроку;

  • Подготовка детей к восприятию учебного материала.

  • Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию двигательной и сенсорной сферы.

Задачи, которые решаются в процессе обучения ученика, следующие:

- развитие цветовосприятия,

- развитие соотносящих действий,

- развитие двуручной деятельности,

- развитие зрительно-моторной координации,

- развитие зрительного восприятия,

- развитие моторных навыков.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность учащегося;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- повторять движения и позы;

- выполнять соотносящие действия обеими руками;

- различать оттенки: оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый;

- сравнивать предметы, находить отличия;

- составлять разрезные картинки;

- бросать кольца и мячи в соответствующие центры на полу;

- подбирать оттенки к основным цветам;

- штриховать в разных направлениях и рисовать по трафарету;

- определять предметы на ощупь, выделять разные свойства и качества;

- обводить контуры предметных изображений;

- выделять и различать части знакомых предметов;

- определять различные свойства, вещества (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

- Набор карточек «Цвета и формы»;

- Настольная игра «Цвета»;

- Цветная мозаика;

- Набор разрезных овощей и фруктов из пластмассы;

- Плакаты «Овощи», «Фрукты»;

- Наборы «Рыбалка»;

- Деревянные удочки;

- 2 пирамидки, 2 куклы, 2 мяча;

- Игрушки: кукла, мяч, машинка, кубики;

- Кольцеброс, игра «Тир», кольцо и мячики, мяч и кегли;

- Шнуровка;

- Карточки с предметами мебели.


Содержание программы учебного предмета Коррекционно-развивающие занятия

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Упражнения на развитие моторики рук и пальцев

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал. Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Развитие общей моторики

Удерживать голову. Выполнять движения головой. Выполнять движения руками, пальцами рук. Выполнять движения плечами. Сидеть. Ударять по большому мячу рукой ногой. Дотягивание и захват предмета, находящегося на расстоянии 7-8 см, находящегося перед ребенком, подвешенного на длинной нитке (с раскачиванием и без раскачивания предмета). Захват воздушного шарика, подвязанного на веревочке мяча. Перекладывание предметов из одной руки в другую. Удержание в руке двух маленьких кубиков. Складывание мелких предметов в коробку. Качание назад – вперед стоя на четвереньках. Поднимать и доставать предметы из положения стоя. Переступать из обруча в обруч с помощью взрослого. Продвигаться вверх по лестнице. Умение спускаться по лестнице.

Игровые упражнения

Во время прогулки организуются подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.). В теплое время года на прогулке необходимо предусмотреть кратковременное пребывание (до 3-5 минут) детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки походить 2-3 минуты босиком по теплому песку или травке (предварительно убедившись в их чистоте и безопасности).


38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!