СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Дубенцовская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ: Дубенцовская СОШ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ: Дубенцовская СОШ

__________ Т.Н. Лирник


Приказ от 30.08. 2019 № 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


_________ экономика ______________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 10 класс


Количество часов 10 класс – 17 часов


Учитель: Дубовец Галина Николаевна

ФИО учителя










Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике. Авторской программы по экономике Р.И. Хасбулатова: Программа курса экономики для 10-11 классов образовательных

организаций/ авт. – сост. Г.И. Грибанова. – М.: Дрофа, 2014;).



ст. Дубенцовская

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы явились следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  • Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru);

  • Письмо Минобрнауки Ростовской области от 25.04.2018 г №24/4.1-5705 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2019-2020 учебный год;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ: Дубенцовская СОШ на 2019-2020 учебный год.



Общая характеристика учебного предмета

Курс «Экономика» (10 и 11 классы) призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности учащихся.

 Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических знаний и способов действий.

Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни. Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.

ЦЕЛИ:

Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие гражданского образования, экономического образа мышления;

потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению

экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и

самореализации;

 воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и

предпринимательской деятельности;

 освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства,

об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в

учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или

для самообразования;

 овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую

информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить

к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической

деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и

государства; выносить аргументированные суждения по экономическим

вопросам с применением элементов научного анализа;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных

экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве

наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

ЗАДАЧИ:

 содействовать самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

 формировать человека – гражданина, интегрированного в современную

действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие

гражданского общества и утверждение правового государства;

 воспитывать гражданственность и любовь к Родине;

 создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем,

адекватных современному уровню научных знаний;

 выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической

культуры;

 интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми , народами,

различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными

группами;

 помощь в реализации права учащимися на свободный выбор взглядов и убеждений с

учетом многообразия мировоззренческих подходов;

 ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

 помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения

образования или будущей профессиональной деятельности.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых

личностных, метапредметных и предметных результатов.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ КУРСА «Экономика»

Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении содержания курса по экономике, должны стать:

• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;

•гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

•готовность к служению Отечеству, его защите;

•сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

•сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

•нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;  отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• экологическое мышление, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

•ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Экономика» должны стать:

•сформированность системы знаний об экономической сфере, определяющей жизнь общества, а также пространства, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

•понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительного отношения к чужой собственности;

•формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

•владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения, анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

•сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

•умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика и т. д.);

•способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

•понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

• представление об экономической науке как системе теоретических и прикладных знаний; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

•владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

•владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

•умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

Метапредметными результатами изучения экономики выпускниками основной школы являются:

•умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

•владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применение различных методов познания;

•готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

•умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

•умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

•владение языковыми средствами — способность ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;

•владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Место предмета в базисном учебном плане. Курс экономики рассчитан на 2 года обучения (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).  

Общая недельная загрузка в каждом году обучения— 1 час. В соответствии с графиком-календарем ОО на 2019-2020 учебный год рабочая программа составлена 0,5 часа в неделю или 17 часов в рамках учебного года.


Содержание учебного предмета.


Содержание программы 10 класс

Тема 1. Экономика — наука и практика

Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления».

Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.

Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.

Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.

Тема 2. Экономическая система государства

Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики.

Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.

Россия как страна с переходной экономической системой.

Тема 3. Спрос

Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.

Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.

Тема 4. Предложение

Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.

Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.

Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.

Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения. Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.

Тема 6. Конкуренция. Типы рынков

Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.

Тема 7. Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата

Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов.

Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.

Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.

Тема 8. Банки и банковская система

Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные.

Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия.

Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.

Тема 9. Деньги и финансы

Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.

Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».

Тема 10. Фондовая биржа

Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевый рынок ценных бумаг.

Тема 11. Страхование        

Страхование как система экономических отношений. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.

Тема 12. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы  

Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.

Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы.. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица.

Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.

Тема 13. Фирма — главное звено рыночной экономики

Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.

Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.

Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК).

Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).

Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность. Система показателей экономической эффективности производства. Пути повышения доходности бизнеса.


Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:

  • Выбор форм занятий определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития обучающихся, образовательной целью и многими другими факторами.

  • Программа предполагает использование следующих форм обучения: викторина, учебная игра, презентация, защита проекта, индивидуальная работа, работа в группах, а также фронтальная.

  • Программа предполагает использование следующих методов обучения: лекция, семинар, рассказ, беседа, диспут, самостоятельная работа, наблюдение, методы системного анализа, игровой метод, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, работа с книгой, частично-поисковый и проектно-исследовательский. Эта работа осуществляется на основе также использования компьютерных технологий.

Технологии обучения

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других технологий: проблемного обучения; развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированной технологии обучения, здоровьесберегающих технологий, компьютерных технологий обучения и другие.


Система организации текущего и промежуточного контроля знаний

Контроль (текущий, рубежный) за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных и тестовых работ. Итоговый тест– 1 :«Экономика»,

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в традиционной и тестовой формах в рамках каждой темы, в виде фрагмента урока.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

2. Умение анализировать и делать выводы

3. Иллюстрация своих мыслей

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

5. Работа с ключевыми понятиями

6. Причинно-следственные связи


«5»

1.Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить).

2.Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями.

3.Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами.

4.Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений.

5.Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание.

«4»

1.Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

2.Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются.

3.Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами.

4.Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

5.Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

6.Частичные нарушения причинно-следственных связей ,небольшие логические неточности

«3»

1.Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

2.Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

3.Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

4 Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

5.Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

6.Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

«2»

1.Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2.Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить

3.Неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

4.Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Оценка тестовых работ:

Тесты, состоящие из 5 -10 вопросов можно использовать после каждого урока.

Тест из 10 - 15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20 - 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании теста по отдельному уроку используется следующая шкала:

91 -100% выполнения заданий - оценка «5»

81 - 90% выполнения заданий- оценка «4»

60 - 80% оценка «3»

Для теста тематического используется следующая шкала:

91-100% выполнения заданий — оценка «5»;

81-90% выполнения заданий — оценка «4»;

60-80% — оценка «3»;

Для теста по итогам полугодия, года используется следующая шкала:

Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 65- 84%

Оценка "3" - 42-64%

Оценка «2»-0-41%




































Календарно-тематическое планирование по экономике 10


п/п

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности)

Элементы содержания к теме урока

Даты проведения

Материально-техническое оснащение


план

(пропечатана)


факт

(от руки)

Экономическая система государства - 2часа

1

Экономика – наука.

Экономические системы.

Смешанная экономика.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Экономика. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Объект труда. Средства труда.

Материальные блага.

Факторы производства. Земля. Труд. Капитал.

Разделение труда. Специализация. Рента.

Экономическая система. Традиционная, рыночная, командно-директивная, смешанная экономика.

Смешанная экономика.

Государственное регулирование экономики. Прямые и косвенные методы регулирования.

05.09

12.09



1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

2

Прямые и косвенные формы и методы регулирования.

1

19.09

26.09



Спрос (1час)

3




Рынок.

Спрос и его содержание.


1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Рынок. Конкуренция. Функции рынка. Суверенитет потребителя.

Спрос. Закон спроса. Величина спроса.

Кривая спроса.

Эластичность спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары. «Благо Гиффена».

03.10

10.10



Предложение (1 час)

4

Объем предложения.

Равновесная цена.

Эластичность предложения.



1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Издержки производства. Выручка.

Равновесная цена. Банкротство.

Эластичность предложения. Жесткое предложение.

17.10

24.10



Цена и стоимость (1 час)

5

Цена товара.

Стоимость товара.








1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Цена.

Функции цен. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.

Ценовой механизм. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены.

Стоимость товара. Общественная стоимость.

Альтернативная стоимость.

Добавленная стоимость.

07.11

14.11



Конкуренция. Типы рынков (2 часа)

6




Понятие и сущность конкуренции.

Рыночные структуры.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Демпинговые цены. Недобросовестная конкуренция.

Рыночные структуры.

Свободная (совершенная) конкуренция. Абсолютная монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Естественная монополия.

21.11

28.11



7

Несовершенная конкуренция.

Антимонопольная политика.

Несовершенная конкуренция. Картель. Трест.

Антимонопольная политика.

05.12

12.12




Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата (1)

8



Доходы.

Расходы.

Сбережения.

Заработная плата.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Доходы. Первичные, вторичные доходы. Факторные доходы. Социальные трансферты.

Постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина.

Закон Энгеля.

Сбережения.

Заработная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Повременная и сдельная заработная плата.

19.12

26.12



Банки и банковская система (1 час)

9

Банки.

Формирование банковской системы.

Кредиты.

Депозиты.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Банк.

Ипотечные, акционерные, кооперативные, коммунальные банки. Активные, пассивные, комиссионные операции. Эмиссия.

Кредиты. Банковская гарантия.

Депозит.

09.01

16.01



Деньги и финансы (1 час)

10

Происхождение и функция денег.

Денежная масса .

Денежный рынок.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Деньги. Функции денег.

Закон обращения денег.

Денежная масса. Наличные деньги. Чековые депозиты.

Денежный рынок. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ.

23.01

30.01



Фондовая биржа (1 час)

11

Фондовые биржи, их деятельность.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг).

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер.

Арбитражные сделки. Пакетные сделки.

Фондовый рынок. Ценные бумаги. Фондовые инструменты.

06.02

13.02



20.02

27.02



Страхование (1 час)

12




Страхование и страховые услуги.

1

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Страхование. Страховщик. Страхователь. Страховка.

27.03

12.03



Фирма – главное звено рыночной экономики (2 часа)

13

Фирмы и их задачи.

Виды фирм.

Акционерное предприятие.

1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер.

Арбитражные сделки. Пакетные сделки.

Акционерное общество. Корпорация. Транснациональная корпорация.

19.03

02.04



14


Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.



Факторный доход. Экономическая прибыль. Закон убывающей отдачи. Предельный продукт и предельные издержки.

09.04

16.04



Менеджмент и маркетинг (2)


15

Менеджмент

















1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач.

Менеджмент.

Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Школа человеческих отношений на базе поведенческих наук. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и публичные отношения.

Модернизация управления. Смешанная система управления.

23.04

30.04



16

Маркетинг.

Банкротство фирмы.


Маркетинг. Сбытовые операции. Рыночная концепция управления.

Банкротство. Реорганизация. Ликвидация предприятия – должника. Мировое соглашение.

07.05

14.05



Итоговое повторение 1 час

17

Итоговый тест «Экономика».


Выполнение тестовых контрольных заданий

Содержание контрольных материалов (КИМ)

21.05




Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:


Базовые учебники:

1. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровень).- М: Дрофа 2019

2. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровень).- М: Дрофа 2019

УМК обучающегося:


1. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровень).- М: Дрофа 2019

2. Хасбулатов Р.И. Экономика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровень).- М: Дрофа 2019

Дополнительная литература для учителя и обучающихся:

Программа курса экономики для 10—11 классов образовательных организаций (автор Г. И. Грибанова)

  • Экономика. 10 класс. Методическое пособие (автор Г. И. Грибанова).

  • Электронное приложение к учебнику.

  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита - Пресс, 2005 г.

  • Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита - Пресс, 2005 г.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита - Пресс, 2004 г.

  • Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов. М.: «Начала - Пресс», 1995 г.

  • Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • "Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика" C.С.Носова.Москва. РосНоу, 200"Популярная Экономика часть 1- 2 -3 "Москва. 2003.

Задания по экономике. Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина, -М.: Вита-Пресс, 2009, - 320с.

Решения задач по экономике от простых до олимпиадных. Д.В. Акимов, О.В. Дичева, Л.Б. Щукина, -М.: Вита-Пресс, 2010, - 336с.

Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ. Пособие для 10-11 класса. 2 издание - М.: Вита - Пресс, 2011. - 224 с.




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


Электронно-звуковые пособия

CD «Практикум организации работы с молодыми избирателями:

методика и формы деятельности»

CD «Реальные выборы – реальные перспективы

( в начале пути )

Технические средства обучения

  • Телевизор. DVD плеер. Компьютер. Проектор.

  • Интерактивная доска. Принтер.

  • Мобильный компьютерный класс: портативный компьютер учителя «AquariusСтрNS735» и 14 портативных компьютера ученика «AquariusСтрNE420».

Информационно-коммуникативные средства

Обществознание: 8—11 классы: программное средство учеб­ного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.


Интернет-ресурсы

www.it-n.ru -Сеть творческих учителей.

www.wikipedia.oгg - Википедия, свободная энциклопедия

www. intегnеt-sсhооl.ru - Интернет - школа. Просвещение.RU

http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике

http://school-collection.edu.ru/catalog/r схемы звуковые!


























































Рекомендовать рабочую программу Согласовано

к утверждению Заместитель директора по УР

Протокол заседания МБОУ Дубенцовская СОШ

ШМО

МБОУ Дубенцовская СОШ _____________ Иванова Н.В.

От «28» 08.2019 №1

_______________ ФИО «29» 08.2019 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!