СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТРОИЦКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ


Рассмотрено на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

от ____________г.

Протокол №

Руководитель МО

Руденко С.С.

Утверждено:

Приказ № ____________________

Директор МБОУ «Боровлянская СОШ»

_____________Анисимова Т.В.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

5 КЛАСС

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/ В.О.Никишин, А.В.Стрелков, О.В.Томашевич,Ф.А.Михайловский; под ред. С.П.Карпова.-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2019.)











Разработчик программы

учитель Кротова Екатерина Анатольевна.

Педагогический стаж 5 лет

Первая квалификационная категория









2019 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» составлена на основе примерной программы «Всеобщая история. История Древнего мира» Автор-составитель Т.Д.Стецюра Москва «Русское слово» 2018.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе держится на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Личностными результатами освоения обучающимися курса всеобщей истории в 5 классе являются:

  • формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном поликультурном мире;

  • приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

  • способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

  • способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

  • умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  • готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально- этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «Всеобщая история. История Древнего мира»

обучающиеся научатся:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя»,

«метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.


Место предмета в базисном учебном плане

На изучение истории в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю, 68 часов. Данная рабочая программа в соответствии с базисным планом школы составлена на 70 часов.







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (70 ч)


Введение (2 ч)

Тема 1. Что изучает история (1 ч)

Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта.


Тема 2. Счёт лет в истории (1 ч)

Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

(5 Ч + 1 ЧАС НА ПОВТОРЕНИЕ)

Люди каменного века (3 ч) Тема 3. Появление людей на Земле (1 ч)

Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека.

«Человек разумный».

Тема 4. Жизнь древних охотников (1 ч)

Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.

Тема 5. Искусство и религия первобытных людей (1 ч)

Открытие пещерной живописи. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.

Возникновение цивилизации (2 ч)

Тема 6. Древние земледельцы и скотоводы (1 ч)

Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Образование родовых общин и племён. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли.

Тема 7. От первобытности к цивилизации (1 ч)

Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. Основные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, приведшие к возникновению цивилизации. Основные признаки цивилизации. Наследие первобытного мира и современность.


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

(16 Ч + 1 ЧАС НА ПОВТОРЕНИЕ)

Древний Египет (5 ч)

Тема 8. Возникновение государства в Древнем Египте (1 ч)

Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.

Тема 9. Жизнь древних египтян (1 ч)

Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Управление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов.

Тема 10. Могущество и упадок державы фараонов (1 ч)

Отношения Египта с соседними народами. Нашествие гиксосов. Освобождение от иноземного владычества. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. до н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта — Фивы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины её провала. Деятельность Рамсеса II. Отношения Египта с Хеттским царством. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II и распад Египетского государства.

Тема 11. Религия древних египтян (1 ч)

Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Миф об Осирисе. Миф о загробном суде. Пирамиды Египта и скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом.


Тема 12. Культура Древнего Египта (1 ч)

Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем Египте. Древнеегипетская письменность. Дешифровка письменности Древнего Египта Ф. Шампольоном. Образование в Древнем Египте. Научные знания в Древнем Египте.

Западная Азия в древности (7 ч) Тема 13. Древнее Междуречье (1 ч)

Географическое положение Месопотамии (Междуречья), её природно-климатические особенности. Шумеры. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись. Мифы и сказания шумеров.

Тема 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1 ч)

Причины возвышения Вавилона в XVIII в. до н.э. Законы Хаммурапи как исторический источник.

Тема 15. Финикийские мореплаватели (1 ч)

Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности.

Тема 16. Древняя Палестина (1 ч)

Географическое положение и природные особенности Палестины. Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятии единобожия и образования государства. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства.

Тема 17. Ассирийская держава (1 ч)

Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие её военное превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская армия — армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование Ассирийской державы и политика ассирийских царей в завоёванных странах. Правители Ассирии. Сокровища Ниневии. Гибель Ассирийской державы.

Тема 18. Нововавилонское царство (1 ч)

Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII — VI вв. до н.э. Легендарные памятники города Вавилона: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян.

Тема 19. Персидская держава (1 ч)

Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоёванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над своими соперниками, его административные, денежные и военные реформы. Зороастризм — древняя религия персов.

Индия и Китай в древности (4 ч) Тема 20. Государства Древней Индии (1 ч)

Географическое положение Индии, особенности рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация. Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремёслам. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. Образование державы Маурьев и её расцвет в царствование Ашоки (III в. до н.э.). Распад державы Маурьев. Возвышение державы Гуптов, её расцвет в правление Чандрагутпы II. Упадок державы Гуптов.

Тема 21. Общество и культура Древней Индии (1 ч)

Варны и касты, отношения в обществе. Верования индийцев. Легенда о Будде. Причины распространения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения и научные открытия древних индийцев.

Тема 22. Государства Древнего Китая (1 ч)

Географическое положение Китая, особенности рек Хуанхэ и Янцзы. Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке. Государства Шан (Инь), Чжоу. Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI — III вв. до н.э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди. Организация управления в империи Цинь: император и подданные, положение различных групп населения. Великая Китайская стена. Падение империи Цинь. Империя Хань.

Тема 23. Культура Древнего Китая (1 ч)

Конфуций и его учение. Лао Цзы и учение даосизма. Памятники искусства. Храмы Древнего Китая. Изобретения китайцев. Великий шёлковый путь. Развитие наук в Древнем Китае. Сыма Цянь и его «Исторические записки».


РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

(19 Ч + 2 ЧАСА НА ПОВТОРЕНИЕ)

Древнейшая Греция (4 ч) Тема 24. Зарождение греческой цивилизации (1 ч)

Географические и природные условия Греции. Цивилизация Крита: организация управления, занятия жителей. Гибель Критской цивилизации. Источники по истории цивилизации Крита.

Тема 25. Ахейская Греция (1 ч)

Вторжение ахейских племён в начале II тыс. до н.э. Ахейская Греция в XV — XII вв. до н.э. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Ослабление ахейских государств и их завоевание. Начало «тёмных веков».

Тема 26. Поэмы Гомера (1 ч)

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятник культуры и исторический источник. «Гомеровская Греция». Герои поэм Гомера.

Тема 27. Боги и герои Древней Греции (1 ч)

Верования древних греков. Сказания о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады.

Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием (6 ч)

Тема 28. Возникновение полисов (1 ч)

«Тёмные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации. Характерные черты древнегреческого полиса. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Тема 29. Великая греческая колонизация (1 ч)

Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Значение греческой колонизации.

Тема 30. Возникновение демократии в Афинах (1 ч)

Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоёв населения Афинского полиса. Законы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Тема 31. Древняя Спарта (1 ч)

Спарта: географическое положение, основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Тема 32–33. Греко-персидские войны (2 ч)

Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. Соотношение сил персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильтиада и причины победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне. Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободитель- ной борьбы. Фермопильское сражение, его герои, его значение в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Битвы при Платеях и Микале. Причины победы греков. Итоги войн с Персией.

Могущество и упадок Афин (3 ч) Тема 34. Расцвет Афинского государства (1 ч)

Главенствующее положение Афин среди греческих полисов во второй половине V в. до н.э. Деятельность Перикла. Укрепление основ демократии в Афинах в результате греко-персидских войн. Деятельность Народного собрания, Совета пятисот, суда. Избрание должностных лиц, их полномочия. Ограниченность афинской демократии. Недовольство союзников политикой Афин и предпосылки Пелопоннесской войны.

Тема 35. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. (1 ч)

Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Масштабы использования рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к ним свободных греков. Пирей — международный торговый порт и источник обогащения Афинского государства. Быт и досуг древних греков.

Тема 36. Упадок Эллады (1 ч)

Причины и начало Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Непрочность Никиева мира (421 г. до н.э.). Спарта в Пелопоннесской войне. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и её последствия для Греции в целом.

Древнегреческая культура (3 ч) Тема 37. Образование и наука в Древней Греции (1 ч)

Школа и образование в греческих полисах. Развитие наук в Древней Греции. Научные интересы и открытия греческих учё- ных. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве. Греческая философия.

Тема 38. Древнегреческое искусство (1 ч)

Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь в «век Перикла». Выдающиеся скульпторы Древней Греции и их творения. Древнегреческий театр.

Тема 39. Олимпийские игры (1 ч)

Спортивные состязания. Олимпийские игры.

Македонские завоевания (3 ч) Тема 40. Возвышение Македонии (1 ч)

Геополитическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при царе Филиппе II. Реакция разных слоёв населения Греции на угрозу македонского завоевания. Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) и объединение полисов под властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского похода против персов. Гибель Филиппа II.

Тема 41. Завоевания Александра Македонского (1 ч)

Причины побед Александра над персами в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Продолжение похода Александра Македонского на Восток. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование Македонской державы.

Тема 42. Греческие государства на Востоке (1 ч)

Эллинистический мир. Распад Македонской державы после смерти Александра и образование новых государств: царство Птолемеев, государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам и др. Греческий Восток — ареал распространения античной культуры. Александрия Египетская — политический, культурный и научный центр мира в III — I вв. до н.э. Учёные эпохи эллинизма и их открытия.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (21 Ч + 2 ЧАСА НА ПОВТОРЕНИЕ)

Образование Римской республики (3 ч) Тема 43. Начало римской истории (1 ч)

Местоположение и природные условия Италии. Пестрота населения Древней Италии: латины, самниты, этруски, греки, галлы. Этруски, их культура и влияние на Рим. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Тема 44. Республика римских граждан (1 ч)

Государственное устройство. Римские консулы. Диктатура как чрезвычайная должность. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Победа плебеев в борьбе с патрициями. Римское гражданство. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов.

Тема 45. Завоевание Римом Италии (1 ч)

Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царём Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. Положение италийских союзников Рима. Образование фонда «общественной земли». Колонии римских граждан.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч) Тема 46. Первая война с Карфагеном (1 ч)

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наёмная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Окончание войны. Захват римлянами Сицилии, Корсики и Сардинии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Тема 47. Война с Ганнибалом (1 ч)

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Квинт Фабий Максим и его тактика. Битва при Каннах. Осада римлянами Капуи и Сиракуз. Высадка войск Публия Корнелия Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Запад- ном Средиземноморье.

Тема 48. Рим — завоеватель Средиземноморья

Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоёванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Гражданские войны в период Римской республики (5 ч)

Тема 49. Народные трибуны — братья Гракхи (1 ч)

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли». Гибель реформа- тора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Тема 50. Сулла — первый военный диктатор Рима (1 ч)

Война с нумидийским царём Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Война с Митридатом. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. Военная диктатура Суллы, её отличие от традиционной власти диктатора в Риме. Проскрипции. Реформа государственной власти. Наделение землёй солдат.

Тема 51. Восстание Спартака (1 ч)

Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III — I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие событий в 74–71 гг. до н.э., основные сражения, направления походов рабов, причины поражения.

Тема 52. Цезарь — повелитель Рима (1 ч)

Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49–45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом и причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н.э.).

Тема 53. Падение республики (1 ч)

Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря». Поражение республиканцев в битве у города Филиппы (43 г. до н.э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть. Причины победы Октавиана.

Расцвет и могущество Римской империи (4 ч) Тема 54. Император Октавиан Август (1 ч)

Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его еди- ноличной власти (принципат). Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки расцвета римской культуры во времена правления Октавиана Августа. Золотой век поэзии. Развитие научных знаний в Древнем Риме.

Тема 55. Цезари Рима (1 ч)

Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров).

«Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели, способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ Римской империи при Траяне.

Тема 56–57. Жизнь в Римской империи (2 ч)

Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времён империи. Отдых и досуг римлян. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения гражданских прав на все свободное население Римской империи

(212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны.

Закат античной цивилизации (4 ч) Тема 58. Кризис Римской империи в III веке (1 ч)

Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270–275 гг.) и безуспешные попытки преодолеть кризис.

Тема 59. Христианство (1 ч)

Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме. Предпосылки превращения в конце III в. христианской Церкви в организованную и влиятельную силу.

Тема 60. Императоры Диоклетиан и Константин (1 ч)

Личности римских императоров III — IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетиан (284–305 гг.) и его реформы управления Римом: уничтожение признаков республики и установление монархии (домината), административная и налоговая реформы, их эффективность в борьбе с кризисом Рима. Константин (306–337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни Римской империи. Причины прекращения гонений на христианскую церковь. Основание «Нового Рима».

Тема 61. Падение Западной Римской империи (1 ч)

Натиск варварских племён на границы Римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия I по преодолению кризисных явлений: уступки готам, запрет языческих религий и обрядов, утверждение христианства в качестве единственной религии. Раздел империи (395 г.) и его последствия для судеб западной и восточной частей Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.), захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира.

Итоговое повторение — 2 ч






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70 Ч)



урока



Тема урока


К-во


Основные виды деятельности обучающихся

Дата (план/ факт)

1

Вводный урок. Что изучает история

1

На элементарном уровне раскрывать предмет и задачи исторической науки, различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого. Определять хронологические рамки истории Древнего мира и характеризовать её как часть всеобщей истории


2

Счёт лет в истории

1

Объяснять значение опорных понятий темы, использовать их при решении хронологических и познавательных задач. Чертить линию времени, находить и расставлять на ней даты по условию заданий. С помощью линии времени выполнять элементарные действия с датами и решать хронологические задачи


3

Появление людей на Земле

1

Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхожения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки явления, использовать их для анализа новых источников. Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять продолжительность процессов. Описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных источников. Формулировать определение понятия«человек разумный».


4

Жизнь древних охотников

1

Показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель. Объяснять причины миграций людей в каменном веке. Описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества (до, во время и после оледенения), делать выводы о достижениях человечества в период каменного века. сравнивать их на разных этапах существования человечества (до, во время и после оледенения), делать выводы о достижениях человечества в период каменного века.




5

Искусство и религия первобытных людей

1

Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе, используя новые понятия. Оценивать мифы как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники


6

Древние земледельцы и скотоводы

1

Описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану. Обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни

и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия.








7

От перво- бытности к цивилизации

1

Объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому. Определять причины и следствия появления неравенства между людьми. Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация». Оценивать вклад первобытного общества в историю и культуру человечества


8

ПОУ по теме «Жизнь первобытных людей»

1

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы



Раздел II. Древний Восток (18 ч)

9

Возникновение государства в Древнем Египте

1

Показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Описывать природные условия Египта. Оценивать роль реки в зарождении и развитии цивилизации Египта. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древ- него Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.


10

Жизнь древних египтян

1

Описывать и сравнивать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества на основе разных источников


11

Могу- щество и упадок державы

фараонов

1

Самостоятельная работа с текстом учебника и картой, фрагментами исторических источников, высказывание оценочных суждений о завоеваниях фараонов, их деятельности


12

Религия древних египтян

1

Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Описывать устройство древнеегипетских храмов. Характеризовать роль

и значение древнеегипетских жрецов в обществе.


13

Культура Древнего Египта

1

Актуализировать знания о различных видах исторических источников. Оценивать историческое значение дешифровки древнеегипетской письменности Ф. Шампольоном.

Формулировать определение понятия

«культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись

и скульптуру Древнего Египта. Описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта.


14

Древнее Междуречье

1

Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Определять характерные признаки цивилизации Междуречья как речной цивилизации. Описывать памятники культуры Междуречья.


15

Вавилон- ский царь Хаммурапи и его законы

1

Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Анализировать

приведённые в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи; высказывать аргументированное суждение о значении его законов


16

Фини- кийские морепла- ватели

1

Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Объяснять причины более раннего наступления железного века в странах Западной Азии. Показывать на карте территорию Финикии, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру


17

Древняя Палестина

1

Показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию евреев и египтян


18

Ассирий- ская держава

1

Показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и за- воевания ею соседних государств

и народов с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Характеризовать самых известных правителей Ассирии


19

Новова- вилонское царство

1

Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различия между ними. Характеризовать исторические личности, высказывать суждения об их исторической роли. Описывать древние города, формулировать и высказывать собственные впечатления о па- мятниках мировой истории и культуры


20

Персид- ская

держава

1

Показывать на карте территорию Персидской державы, покорённые персами государства, сопредельные народы и племена. Сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покорённых народов, объяснять её мотивы и следствия. Характеризовать личность и политику Дария I на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных держав.


21

Госу- дарства Древней Индии

1

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Сравнивать при- родные условия Древней Индии с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье. Рассказывать о занятиях жителей Древней Индии. Объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни. Соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока


22

Общество и культура Древней Индии

1

Раскрывать характерные черты религиозных верований индийцев. Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндий- скую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и отличия


23

Государства Древнего Китая

1

Показывать на карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шёлковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока


24

Культура Древнего Китая

1

Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая, высказывать суждения об их месте в мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов




25-26

ПОУ по теме

«Древний Восток»



2

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы.





Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

27

Зарож- дение

греческой цивилиза- ции

1

Показывать на карте Северную

и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже извес- тными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях её жителей, сравнивать их с природно-географическими условиями и занятиями жителей Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования государств на Крите, об их государственном устройстве, o причинах гибели критской цивилизации.


28

Ахейская Греция

1

Показывать на карте направления вторжения дорийских племён, характеризовать его последствия для истории Греции. Определять во времени место периода «тёмных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции друг с другом и с историей государств Древнего Востока.


29

Поэмы Гомера

1

Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям; высказывать суждения об их художественных достоинствах и их месте в мировом культурном наследии.


30

Боги

и герои Древней Греции

1

Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и заня- тиями древних греков. Сравнивать религию и мифы древних греков с религией и мифологией Древнего Востока. На основе древнегреческих мифов воссоздавать образ идеального героя Древней Греции: черты характера, качества личности, цели жизни, поступки и др.


31

Возник- новение полисов

1

Формулировать определение понятия

«античность». Выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от минойской и микенской ци- вилизаций и цивилизаций Древнего Востока. Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его главные сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе.














32

Великая греческая колониза- ция

1

Объяснять причины Великой греческой колонизации, показывать на карте её основные направления,

крупнейшие колонии греков. Высказывать суждения о значении греческой колонизации в истории


33

Возник- новение демок- ратии

в Афинах

1

Показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена


34

Древняя Спарта

1

Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать характеристику спартанскому войску, спартанскому воспитанию



35–36

Греко- персидские войны

2

На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. Рассказывать о походе персов 490 г. до н.э., используя карту. Формулировать причины победы греков при Марафоне. Давать характеристику полководца Мильтиада.

Показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений; называть полисы, поддержавшие персов и выступившие против них. Оценивать боеспособность персидского войска, сравнивать боевые качества военных кораблей противников, планы спартанских и афинских военачальников. Рассказывать о главных сражениях, используя текст и схемы, оценивать их значение. Формулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией



37

Расцвет Афинского госу- дарства

1

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышении Афин во время греко-персидских войн. Оценивать роль и значение народного собрания в жизни Афин V в. до н.э. Сравнивать государственный строй Афин

с политическим устройством других государств Древнего мира. Давать характеристику Перикла, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин.


38

Хозяйс- твенное развитие Греции

в V веке до н.э.

1

Сравнивать рабовладение в Греции и странах Востока, выявлять сходства и различия. Объяснять причины роста рабства в середине V в. до н.э. и оценивать значение рабского труда в экономическом развитии Афин.

На основе текста и наглядных источников описывать положение рабов в Древней Греции. На основе учебного текста, документа и рисунка характеризовать торговую и хозяйственную деятельность Пирея, связи Афин с другими государствами и полисами.



39

Упадок Эллады

1

Анализировать учебный текст, формулировать причины военно-политического конфликта между Афинами и Спартой. Формулировать причины поражения Афин в войне и оценивать его последствия


40

Образование и наука в Древней Греции.

1

Актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о её характерных чертах. Характеризовать системы





воспитания и обучения мальчиков и девочек в Афинах и Спарте, сравнивать их, формулировать причины




отличия. Рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать сужденияo значении их деятельности для современного мира.











41

Древне- греческое искусство

1

Описывать устройство древнегреческого храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Творчески реконструировать образ афинского Акрополя с помощью текстовых и наглядных источников. Обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявлять и объяснять различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока. Высказывать суждения о художественных достоинствах древнегреческих скульптур. Образно описывать древнегреческие театральные представления. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории, в том числе в современном мире.


42

Олимпий- ские игры

1

С помощью текстовых источников и иллюстраций описывать Олимпийские игры, делать выводы о роли спорта в жизни древних греков, o значении Олимпийских игр для древних греков и современного человечества.



43

Возвышение

Македонии

1

Формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоёв греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждения о позиции Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского.


44

Завоевания Александра Македонского.

1

Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений.

Соотносить эти события с другими датами истории

Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Определять характер военных действий и их последствия для покорённых стран и народов. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александру Македонскому, Дарию III. Находить и показывать на карте места главных сражений, на правления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и её столицу; новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского.







45

Греческие государс- тва на Востоке

1

Раскрывать причины распада державы Александра Македонского и образования на её территории новых государств, выявлять существенные черты их государственного устройства, формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности, рассказывать об открытиях александрийских учёных. Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.



46-

47

ПОУ по теме«Древняя Греция»

2

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы.


Раздел IV. Древний Рим (23 ч)

48

Начало Римской Империи

1

Показывать на карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилия; земли, населённые этрус-

ками; Лаций - область расселения латинского племени, греческие колонии; соотносить расположение значимых историко-географических объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия жителей Древ-

ней Италии, сравнивать их с природными условиями Древней Греции и делать вывод об их сходстве и отли- чиях. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять легендарные сведения с данными археологических раскопок. Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев, формулировать причины борьбы плебеев за свои права и установление республики.



49

Респуб- лика римских граждан

1

Анализировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства Римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. Характеризовать религиозные представления древних римлян, находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии древних греков.


50

Завое- вание Римом Италии

1

Определять длительность и последовательность событий и явлений, относящихся к изучаемой теме,

в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом. Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова. Давать характеристику римской армии, выделяя её преиму- щества перед армиями других государств Древнего мира.


51

Первая война

с Карфа- геном

1

Анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты; прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств. Сравнивать военные силы соперников, определять цели войны, формулировать причины победы Рима в Первой Пунической войне и показывать на карте терри- ториальные изменения, прогнозировать дальнейшее развитие событий.


52

Война

с Ганниба- лом

1

Давать образную характеристику выдающимся историческим личностям (Ганнибал, Сципион и др.). Характеризовать причины Второй Пунической войны, цели, характер военных действий римлян и карфагенян. Использовать историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации, рассказывать о важнейших событиях, высказывать суждения об их историческом значении, прогнозировать развитие событий. Формулировать причины победы римлян во Второй Пунической войне, давать оценку этому событию.


53

Рим — за- воеватель Средизем- номорья

1

Называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье. Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покорённых народов и самих римлян.


54

Народные трибу-

ны — бра- тья Гракхи

1

Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II в. до н.э. Формулировать причины разорения римских крестьянских хозяйств и невиданного обогащения аристократов. Давать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов. Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.


55

Сулла — первый военный диктатор Рима

1

Давать характеристику внутреннему положению Римского государства. Оценивать сильные и слабые стороны римской армии после преобразований Гая Мария. Объяснять причины конфликта между Марием и Суллой. Формулировать определение понятия «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы. Объяснять, чьи интересы выражали Марий и Сулла, раскрывать сущность диктатуры Суллы, определять её влияние на римское общество в первой половине I в. до н.э.


56

Восстание Спартака

1

Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекс- тные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников (учебный текст, иллюстрации, допол- нительные источники), высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. Составлять комплексную характеристику восстания под предводительством Спартака, рассказывать о его отде- льных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией, высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении.


57

Цезарь — повели- тель Рима

1

Давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря. Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49– 45 гг. до н.э. Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся исторической ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять,чьи интересы защищал Цезарь и по- чему возник заговор против него. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказы- вать суждения о его роли в истории.


58

Падение республи- ки

1

Формулировать причины победы Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и победы Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально политического развития Рима во II — I вв. до н.э.

Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


59

Импе- ратор Октавиан Август

1

Различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать вывод о реальной форме его правления. Давать образную характеристику Октавиана Августа. Объяснять причины расцвета римской культуры, высказывать суждения о художественных достоинствах

произведений золотого века римской поэзии и значении научных достижений древних римлян. Готовить те- матические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


60

Цезари Рима

1

Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в I–II вв. н.э. Давать образную ха- рактеристику ярким историческим личностям и формулировать своё от- ношение к ним. Показывать на карте новые завоёванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


61–

62

Жизнь

в Римской империи

2

Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и не- виданного размаха городского строительства. Образно описывать крупнейшие памятники римской архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Формулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве и перехода к колонату.


63

Кризис Римской империи в III веке

1

Выделять признаки кризиса Римской империи во всех сферах жизни общества и государства. Объяснять причи- ны кратковременных успехов императора Аврелиана в восстановлении территориальной целостности империи и неудачи его преобразований.


64

Христи- анство

1

Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определённых групп населения Римской империи, о причинах его популярности

в I — III вв. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники. Объяснять причины становления христианской Церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.


65

Импера- торы Ди- оклетиан и Конс- тантин

1

Давать обобщённую характеристику императоров Диоклетиана и Константина, анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры. Высказывать суждения о причинах, целях и результатах их преобразований.


66

Падение Западной Римской империи

1

Показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также

территории Восточной Римской империи и Западной Римской империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи, оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.


67-68

ПОУ по теме

«Древний Рим»

2

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы.


69-

70

Повтори- тельно- обобщаю- щий урок по курсу

2

Выполнять разноуровневые итоговые задания по курсу. Формулировать общие выводы






































Критерии оценивания по истории

Оценки выставляются на основании:


Оценки ЗУН (знаний, умений, навыков) выставляются в сравнивание со стандартом 2004 г., который определен МО РФ. «Сборник Нормативных документов. История», Дрофа 2008г.


Преподавание истории в школе №7 2007 г. О.В. Кишенкова «О разработке объективной системы оценки», журнал «Преподавание истории в школе» - http://pish.ru/blog/category/all-version


Статьи «Проблема оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе, опубликованной в журнале «Преподавание истории в школе» №1.2006г.


Критерии оценивания тестирования в форме ЕГЭ и ГИА по истории разработаны на основании рекомендации с сайта ФИПИ и ЕГЭ портал http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html, http://4ege.ru/



Критерии оценки устного ответа


Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Критерии оценивания письменного ответа


При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  • Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  • Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Выполнение тестовых заданий.

Пересчёт % выполненной работы в отметку по пятибалльной системе.


Максимальный процент – 100.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Процент выполненной работы

0-50%

50-70%

70-90%

90-100%


Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.


«5»— полностью выполнено все задание
«4» – выполнено задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнено только половину   заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнено задание

 Работа с наглядным материалом.

«5» - Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

«4» - Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

«3» - Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

«2» - Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия


Работа с историческим источником


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)

для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

• или дал ответ не в контексте задания.


Нормы оценок работы с исторической картой


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с контурной картой.


Система оценивания проектных и творческих работ учащихся


 Проект – это не просто отбор и систематизация материалов, это всегда творчество в самых разных проявлениях. Как оценить работу, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему? Как избежать конфликтных ситуаций при оценивании? Сделать это с позиции только школьной отметки невозможно. Мне попалась в интернете статья Международного Бакалавриата, в которой описывалась шкала перевода процентов в оценки проект. В соответствии с нормами Международного Бакалавриата составила систему оценивания. Сформулировал 10 критериев, которые отражают различные стороны проектной деятельности учащихся:

  • I критерий характеризует обоснование и постановку цели, умение спланировать пути её достижения;

  • II критерий имеет отношение к информационной компетентности учащегося;

  • III критерий позволяет оценить соответствие выбранных средств цели;

  • IV характеризует творческий и аналитический подход к работе;

  • V позволяет оценить соответствие требованиям оформления;

  • VI – анализ процесса и результата работы;

  • VII характеризует личную заинтересованность автора;

  • VIII оценка качества проведения презентации;

  • IX позволяет оценить качество проектного продукта;

  • X дает возможность проанализировать глубину раскрытия темы проекта.

Дидактические цели отражены в критериях 1-8. Они включают универсальные компетентности учащихся (мыслительные, информационные), общеучебные умения и навыки (интеллектуальные, организационные коммуникативные) и проектные умения (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация имеющего плана, самоанализ, рефлексия). Применение предметных знаний, умений и навыков соответствует методическим задачам. Они отражены в критериях 9 и 10.

В системе оценивания каждый критерий имеет несколько уровней достижений.

Критерий I. Обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения (максимум 8 баллов):
-Цель не сформулирована: 0. 
-Цель определена, но план её достижения отсутствует: 1-2.
-Цель определена, но план её достижения дан схематично:3-4. 
-Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения:5-6. 
-Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом: 7-8. 

Критерий II. Разнообразие использованных источников информации (максимум 6 баллов): 
-Использована минимальная информация: 0 
-Большая часть представленной информации не относится к сути работы: 1-2 
-Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного количества соответствующих источников: 3-4 
-Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников: 5-6 

Критерий III. Соответствие выбранных средств цели (максимум 6 баллов):
-Заявленные в проекте цели не достигнуты: 0 
-Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства: 1-2 
-В основном заявленные цели проекта достигнуты, выбранные средства в целом подходящие, но не достаточные:  3-4 
-Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и эффективно: 5-6 

Критерий IV. Творческий и аналитический подход к работе (максимум 8 баллов): 
-Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта: 0 
-Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода: 1-2 
-В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа: 3-4 
-Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок: 5-6 
-Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта: 7-8 

Критерий V. Соответствие требованиям оформления (максимум 6 баллов): 
-Письменная часть проекта отсутствует: 0 
-В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении: 1-2 
-Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру: 3-4 
-Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами: 5-6 

Критерий VI. Анализ процесса и результата работы (максимум 6 баллов): 
-Не предприняты попытки проанализировать процесс и результат работы: 0 
-Анализ процесса и результата работы заменен описанием хода и порядка работы: 1-2 
-Представлен последовательный, подробный обзор хода работы по достижению заявленных целей: 3-4 
-Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций: 5-6 

Критерий VII. Личная заинтересованность автора (максимум 6 баллов): 
-Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора: 0 
-Работа несамостоятельная, демонстрирующая незначительный интерес автора к теме проекта: 1-2 
-Работа самостоятельная, демонстрирующая определенный интерес автора к работе: 3-4 
-Работа полностью самостоятельная, демонстрирующая подлинную заинтересованность и вовлеченность автора: 5-6 

Критерий VIII. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов): 
-Презентация не проведена: 0 
-Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать слушателей: 1-2 
-Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента: 3-4 
-Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент: 5-6 

Критерий IX. Качество проектного продукта (максимум 6 баллов): 
-Проектный продукт отсутствует: 0 
-Проектный продукт не соответствует заявленным целям, эстетике: 1-2 
-Продукт не полностью соответствует требованиям качества: 3-4 
-Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, -соответствует заявленным целям): 5-6 

Критерий X. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 6 баллов):
-Тема проекта не раскрыта: 0 
-Тема проекта раскрыта фрагментарно: 1-2 
-Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы: 3-4 
-Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания по теме проекта: 5-6 
Максимум 62 балла 
Оценивание проходит по накопительной системе баллов. Затем набранная сумма баллов выражается в процентах от их максимально возможного количества и переводится в отметку по семибалльной системе.

Проценты       Оценка 
0 – 14%       1(очень плохо) 
15 – 29%     2 (плохо) 
30 – 44%      3 (посредственно) 
45 – 59%     4 (удовлетворительно) 
60 – 74%     5 (хорошо) 
75 – 89%     6 (очень хорошо) 
90 – 100%    7 (отлично) 















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Список литературы для учителя

  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское сло­во). М.: ВАКО, 2005- 304 с.

  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  4. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.

  5. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.

  6. С.В. Колпаков. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  7. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.

  3. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое по­собие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет – ресурсы.

Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!