СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса по биологии по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»



РАССМОТРЕНО

На заседании МО ГБОУ

«Республиканский центр образования»_______

Протокол № ___

от «___»__________2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Г.Д.Дугаржапова

«___» _____________2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ«Республиканский центр образования»

______С.П.Новокрещенных

«___»_____________2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММ



Предмет: Биология

Класс: 5

Учебный год: 2019-2020

Тип программы: основная общеобразовательная

Количество часов: 34

Составитель программы: Жигжитова Татьяна Владимировна

Квалификационная категория: высшая


















Улан-Удэ

2009

Пояснительная записка


Рабочая программа биологии предназначена для работы с учащимися 5 класса с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающихся по общеобразовательной программе и направлена на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие.

Программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий, созданных коллективом авторов под руководством В.И. Сивоглазова.

Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа:

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);

- Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629);

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009 г.;

- Письмо Министерства образования и науки РФ No07-832 от 10 декабря 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «РЦО» на 2019-2020 годы (5 – 9 кл)

- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;

- Учебный план Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;

- Положение о рабочей учебной программе Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования».

- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова М.: Дрофа,2012; (ФГОС)

Цели изучения учебного предмета

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;  

  • Систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;    

  • Начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;        

  • Развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;  


Изменения, внесенные в авторскую программу по предмету и обоснование их целесообразности.

Авторская программа к учебнику В.И.Сивоглазова, А.А.Плешакова «Биология». 5 класс (ФГОС), взята без изменений.

Количество учебных часов.

В соответствии с учебным планом ГБОУ «Республиканский центр образования» в 5 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю), из них 3 часа для проведения лабораторно-практических работ и 5 часов для контрольных работ.

Внеурочная деятельность по предмету будет осуществлятся в течение учебного года через предметные недели, экскурсии, дни здоровья, природоохранные акции, в подготовке к олимпиадам, конкурсам.

При изучении курса «Химия 11 класс» используются элементы следующих педагогических технологий:

1. ИКТ- технологии

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Технологии проектной деятельности

4. Технология дифференцированного обучения

5. Технология личностно-ориентированного обучения

6. Технология логически-опорных конспектов

7. Технология критического мышления

8. Игровые технологии












Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Устройство светового микроскопа.

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Описание и сравнение признаков различных веществ.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых

организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств,

их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.





Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Лабораторные, практики, практические работы (для уроков физики, химии, биологии, технологии)

Контрольные работы

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

3

2

2

Раздел2. Многообразие живых организмов

14


1

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6


1

4

Раздел 4. Человек на Земле

6


1


Всего

34

3

5




























Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

учебного предмета «Биология»

Первый год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;

– перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;

– приводить примеры вклада российских (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;

– иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

– использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, фотосинтез, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

– различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

– проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

– выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;

– приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания, определяющих существование в ней организмов;

– аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;

– раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; показывать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, основам религиозных культур и светской этики, математике;

– выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;

– использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;

– владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;

– соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;

– использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; — формирование основ экологической культур































Календарно-тематический план

№ урока

Дата проведения

Тема урока

план

факт

1

2

3

4

Часть 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)

1

02-06.09.


Что такое живой организм.

Входная контрольная работа

2

09-13.09.


Наука о живой природе

3

16-20.09.


Методы изучения природы.

4

23-27.09.


Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

5

30.09-04.10


Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

6

07-11.10.


Химический состав клетки.

7

14-18.10.


Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Практическая работа №1 «Описание и сравнение признаков различных веществ».

8

21-25.10.


Контрольная работа № 1

Часть 2. Многообразие живых организмов (14ч.)

9

05.-08.11


Как развивалась жизнь на Земле

10

11-15.11


Разнообразие живого


11

18-22.11


Бактерии


12

25-29.11


Грибы


13

2-6.12


Общая характеристика растений. Водоросли.


14

09-13.12


Мхи и Папоротники


15

16-20.12


Голосеменные растения.

16

23-27.12


Контрольная работа №2

17

13-17.01


Покрытосеменные (Цветковые) растения

18

20-24.01


Значение растений в природе и жизни человека


19

27.-

31.01


Общая характеристика животных. Простейшие


20

03-07.02


Беспозвоночные


21

10-14.02


Позвоночные


22

17-21.02


Значение животных в природе и жизни человека.

Контрольная работа № 2

Часть 3. Среда обитания живых организмов (6ч)


23

24. -

28. 02


Три среды обитания


24

02-06.03


Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка


25


19-13.03



Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида

Природные зоны Земли.


26

16-20.03


Контрольная работа №3

27

30.03-03.04


Жизнь в морях и океанах.


28

06-10.04


Обобщение и повторение по теме.


Часть 4. Человек на Земле (6ч)

29

13-17.04


Как человек появился на Земле


30

20-24.04


Как человек изменил Землю


31

27.04-01.05


Жизнь под угрозой

32

4-8 мая


Не станет ли Земля пустыней?


33

11-15.05


Здоровье человека и безопасность жизни


34

18-22.05


Обобщающий урок.

Контрольная работа №4 ( промежуточная)



Материально-техническое обеспечение

1. Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы (стандарты второго поколения) под руководством вице-президента РАО А.А.Кузнецова, академика РАО М.В.Рыжакова, члена-корреспондента РАО А.М.Кондакова. М.: «Просвещение» 2011г.

2. Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС).

3. Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. УМК «Сфера жизни» Авт.-сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013.

1. ФГОС. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: Дрофа,2013

3.ФГОС. Биология. Введение в биологию . 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А.Плешакова. авт.-сост. И.В.Константинова. Волгоград: «Учитель», 2013

4.ФГОС. Г.А. Воронина Тесты по биологии. к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. М.: «Экзамен»,2013

5. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков «Биология». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2019

6. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением.— М.: Дрофа,2012

7. Открытая биология (полный интерактивный курс биологии)

8. Уроки биологии Кирилла и Мефодия

9. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» М. Электронные издания: ООО «Русское слово-учебник »; ООО «ЦАЙТ» программная оболочка, дизайн. 2013. (ФГОС. Инновационная школа).



Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации.









Критерии и нормы оценивания предметных результатов

Общедидактические:

Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата

Зашита реферата — одна из форм проведения устной итого­вой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его зна­чение как «краткое изложение в письменном виде или в форме пуб­личного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, ре­зультатов научного исследования; доклад на определенную тему, ос­вещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Од­нако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъ­являются к ее выполнению

1. Тема реферата и ее выбор. Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литератур­ной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рас­смотрения темы, которые не должны быть слишком широ­кими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излиш­ней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.

3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начи­нается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.


4. Основные требования к введению


Введение должно включать в себя краткое обоснование акту­альности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с не­выясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также пока­зать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема рефе­рата должна быть актуальна либо с научной точки зрения ум, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник ел выделить цель (или не­сколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реали­зации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее обществен­ной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

5. Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школь­ников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося мате­риала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учите­лю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить вни­мание на обоснованное распределение материала на параграфы, уме­ние формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного изразных литературных источников, также должна включать в себя соб­ственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение — часть реферата, в которой формулируются выво­ды по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть чет­ким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение пробле­мы. Объем заключения 2-3 страницы.

7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последова­тельности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательст­ва, год издания

8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количе­ству страниц рефератов.
· Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.



















Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа №1 (входная)

Спецификация

Назначение работы. Работа предназначена для проведения процедуры входящего контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология» .

Документы, определяющие содержание работы.

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

-Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

Распределение заданий по темам

Тема

Число заданий

Времена года

6

Вода

2

Воздух

1

Почва

1

Растения

2

Итого:

12

Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 40 минут.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 12.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку



Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-4

5-7

8-9

10-12

Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 12 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Контроль УУД:

Всего: 12 заданий ( 12 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 10-12 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 8-9 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 5-7 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-4 баллов (33% и меньше).


Кодификатор

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код раздела

Проверяемые элементы

1

Времена года

Зима, весна, лето, осень. Продолжительность дня. День летнего солнцестояния.

2

Вода

Свойства воды.

3

Воздух

Состав воздуха. Значение воздуха.

4

Почва

Свойства почвы. Полезные ископаемые.

5

Растения

Растения- первоцветы. Хвойные растения


Ответы

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Ответы

2

1

4

3

2

1

3

2

3

2

4

1















Входная контрольная работа


Вариант 1

1.Что происходит с продолжительностью дня зимой?

1) увеличивается 2). сначала уменьшается, потом увеличивается 3). уменьшается не изменяется

2. В какой зимний месяц особенно часто бывают метели?

1)

в феврале

2)

в январе 3) в декабре

4) не знаю

3. Укажи свойство, не относящееся к снегу.


1)

белого цвета

3) сыпучий



2)

рыхлый

4)

прозрачный



4.Как называются листья хвойных растений?


1)

иголки

2)

пластинки

3) хвоинки

4) лепестки

5.Укажи месяц, не относящийся к весне.


1)

май 2) февраль 3) март

4) апрель


6.Укажи растение, не относящееся к первоцветам.

1)

василёк

2)

хохлатка

3) пролеска 4) медуница


7.С чем связана смена времен года?

1)календарем 2)температурой воздуха 3)высотой солнца над землей 4) отлётом птиц


8. Когда бывает день летнего солнцестояния?

1) в марте 2) в июне 3) в декабре 4) в сентябре


9. Какое свойство воды используют, когда при варке супа в него кладут соль?

1)

прозрачность

3)

вода - растворитель

2)

бесцветность

4)

текучесть


10. Для чего живым организмам необходим воздух?

1)

для роста 3) для работы

2)

для дыхания

4) для горения


11. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

1) горы 3) карьеры

2)

шахты

4) месторождения

12. Найди основное свойство почвы.

1)

плодородие


3) сыпучесть

2)

непрозрачность

4) цвет




Контрольная работа № 2


Спецификация

Назначение работы. Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология» за 1 четверть.

Документы, определяющие содержание работы.

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

-Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

Распределение заданий по темам

Тема

Число заданий

Что такое живой организм

1

Наука о живой природе

1

Методы изучения природы

1

Живые клетки

4

Великие естествоиспытатели

1

Итого:

8



Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 35 минут.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом.

2. За выполнение задания части В выставляется 2 балла

3. За выполнение задания С1 выставляется 2 балла

4. За верное выполнение задания части С2 ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 12.



Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-4

5-7

8-9

10-12

Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 5 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Часть В содержит одно задание повышенного уровня сложности, с выбором трех верных ответов из шести

Часть С содержит 2 задания повышенного уровня сложности: 1 задание с кратким ответом; 2 задание с написанием свободного ответа


Контроль УУД:

Всего: 8 заданий ( 12 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 10-12 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 8-9 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 5-7 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-4 баллов (33% и меньше).


Кодификатор

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код раздела

Проверяемые элементы

1

Наука о живой природе

Биология –наука о живой природе. Семья биологических наук

2

Методы изучения природы

Методы изучения природы

3

Клетка как биологическая система

Многообразие клеток. Химический состав клеток.

4

Живые организмы

Признаки живых организмов

5

Великие естествоиспытатели

Ученые изучающие природу


Ответы на контрольную работу №1.
«Биология – наука о живом мире.»

Уровень А.
По вертикали: вариант, 
По горизонтали: номер вопроса.

1 2 3 4 5
3 2 2 4 1
Уровень В и С
1 вариант

В - Б, В, Г
С1 - Орган
С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.
Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование

Контрольная работа№ 2.
«Живой организм: строение и изучение».

Вариант № 1

Часть А
А1. Наука о живой природе носит название:
1. Физика
2. Химия
3. Биология
4. География 
А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
1. Активное передвижение
2. Дыхание, питание, рост, размножение
3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
4. Образование органических веществ из неорганических
А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:
1. Цитоплазма 2. Ядро 3. Вакуоль 4. Клеточная стенка
А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …
1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке
2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке
3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре
4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре
А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:
1. Аристотель 2. Теофраст 3. К.Линней 4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. К органическим веществам клетки относят:
А) минеральные соли Б) жиры В) белки Г) углеводы Д) воду Е) зола
Часть С
С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.




Контрольная работа № 3.

Спецификация

Назначение работы. Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология» за 2 четверть.

Документы, определяющие содержание работы.

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

-Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

Распределение заданий по темам

Тема

Число заданий

Разнообразие живого

2

Растения

7

Животные

2

Итого:

11

Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 40 минут.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом.

2. За выполнение каждого задания части В (В1и В2) выставляется 2 балла

3. За верное выполнение задания части С1 ставится 6 баллов

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку



Отметка по 5-бальной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-8

9-12

13-15

16-18



Распределение заданий по уровню сложности

Часть А содержит 8 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных.

Все задания базового уровня сложности.

Часть В содержит два задания повышенного уровня сложности, с установлением соответствия

Часть С содержит 1 задание повышенного уровня сложности: задание с написанием свободного ответа

Контроль УУД:

Всего: 11 заданий ( 18 баллов – 100%).

Высокая сформированность УУД ( в): 16-18 баллов -(100% - 89%);

Средняя сформированность УУД (с): 13-15 баллов (88% - 67%);

Низкая сформированность УУД (н): 9-12 баллов (66% - 37% ).

Неудовлетворительная сформированность УУД (неуд) 0-8 баллов (33% и меньше).


Кодификатор

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код раздела

Проверяемые элементы

1

Многообразие живых организмов

Многообразие организмов. Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Грибы, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль в природе и жизни человека.

2

Растения

Многообразие растений, их строение, размножение. Основные группы растений: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные растения. Цветковые растения. Значение в природе и жизни человека.

3

Животные

Многообразие животных. Основные группы животных: Простейшие, Беспозвоночные, Позвоночные. Значение в природе и жизни человека.

Ответы

Часть А. 1-3; 2-4; 3-2; 4-2; 5-4;6-3;7-3; 8-2.

Часть В.

В1. 412312

В2. 215436

Часть С1

  • Животные являются пищей для других животных и человека.

  • Используются в различных домашних работах, как сырье для промышленности (шерсть, кожа).

  • Для эстетического удовольствия (кошки, собаки , попугаи).

  • Насекомые являются опылителями растений, распространяют семена.

  • Насекомые-вредители

  • Переносчики и возбудители заболеваний


Контрольная работа № 3.
по теме: «Многообразие живых организмов»

Вариант 1

Часть А. При выполнении задания этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Особенностями папоротников являются

  1. Наличие тканей, спор, расположенных на нижней стороне листьев или коробочке;

  2. Наличие ризоидов и спор для размножения;

  3. Наличие стебля, листьев и спор, расположенных на нижней стороне листа;

  4. Древесные формы, наличие тканей, корней, стеблей, хвои.

  1. Только к хвойным относятся:

  1. Ель, сосна, саговника;

  2. Сосна, лиственница, гинкго;

  3. Сосна, ель, гинкго;

  4. Ель, сосна, лиственница.

  1. Каменный уголь- это:

  1. Отмершие и разложившиеся части папоротников

  2. Полезное ископаемое, образованное древними голосеменными, хвощами, плаунами;

  3. Полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов;

  4. Перегной, поверхностный слой почвы.

  1. У мхов настоящий корень заменяют:

  1. Корнеподобные выросты;

  2. Ризоиды;

  3. Коробки со спорами;

  4. У мхов нет корней, они прирастают к поверхности земли, тем самым прикрепляются к ней.

  1. Спорами размножаются:

  1. Мхи;

  2. Папоротники;

  3. Голосеменные и папоротники;

  4. Папоротники и мхи.

  1. К живым организмам, имеющим микроскопическое строение, относят:

  1. Беспозвоночных;

  2. Мох сфагнум;

  3. Патогенных бактерий;

  4. Белый гриб.

  1. Семенами размножается:

  1. Щитовник мужской;

  2. Сфагнум;

  3. Ель обыкновенная;

  4. Водоросль ламинария.

  1. Выберите лишний живой организм:

  1. Ламинария; 2)Сфагнум; 3)Хлорелла; 4)Хламидомонада

Часть В.

В1. Установите соответствие между группами растений и их представителями

Представитель

Группа растений

        1. Орляк

        2. Одуванчик

        3. Сосна

        4. Сфагнум

        5. Тюльпан

        6. Кедр

  1. Покрытосеменные

  2. Голосеменные

  3. Мхи

  4. Папоротники


Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е








В2. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группа животных

Представитель

  1. Птица

  2. Млекопитающие

  3. Пресмыкающиеся

  4. Земноводные

  5. Рыбы

  6. Простейшие

  1. Лось

  2. Гусь

  3. Щука

  4. Тритон

  5. Черепаха

  6. Амеба обыкновенная


Ответом к данному заданию будет последовательность цифр

А

Б

В

Г

Д

Е








Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.

С1. Какую роль играют животные в природе и жизни человека?















































Контрольная работа №4



Спецификация

Назначение работы. Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология» за 3 четверть.

Документы, определяющие содержание работы.

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

-Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Биология – наука о живых организмах.

6

Многообразие живых организмов.

4

Жизнь организмов на планете Земля.

2

Человек на планете Земля.

1

Итого:

12



Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 40 минут.
 Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2. За выполнение каждого из заданий В1 и В2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий В3 – В4 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части С ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 23.



Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку



Отметка по 5-бальной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-10

11-13

14-18

19-23



Распределение заданий по формированию УУД:

Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД).

Задания В1 – В4 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях).

Задания С – задание с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).

Задания, контролирующие сформированность универсальных учебных действий:

Кол-во

баллов

Познавательные УУД

 

А1 – А10; В1 – В4; С

23

Регулятивные УУД

 

А1 – А10

10

Коммуникативные УУД

 

В1 – В4; С

11



Познавательные УУД

0- 6 баллов - низкий уровень сформированности

7-18 баллов - базовый уровень сформированности

19-23 баллов – повышенный уровень сформированности

Регулятивные УУД

0-1 баллов - низкий уровень сформированности

2 – 6 баллов - базовый уровень сформированности

7 -10 баллов – повышенный уровень сформированности

Коммуникативные УУД

0-2 баллов - низкий уровень сформированности

3 – 7 баллов - базовый уровень сформированности

8 -11 баллов – повышенный уровень сформированности.





Кодификатор

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код раздела

Проверяемые элементы

1. Знать/понимать

 

1.1

признаки биологических объектов

 

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь

 

2.1

объяснять

 

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

 

2.1.2

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

 

2.1.3

устройство увеличительных приборов

 

2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

 

2.2

изучать биологические объекты и процессы

 

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

 

2.3

распознавать и описывать

 

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

 

2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

 

2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

 

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

 

2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

 

3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами


Ответы:1-4, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-2, 7-2, 8-3, 9-2, 10-4, 11-3, 12-3.


Контрольная работа № 4

Вариант 1.

Часть А. При выполнении заданий А1 – А12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А4. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.

А8. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А9. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А11. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя; 2) производителя; 3) «разлагателя»; 4) хищника.

А12. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец; 2) неандерталец; 3) австралопитек; 4) человек умелый.





Контрольная работа № 5



Спецификация

Назначение работы. Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология» за учебный год.

Документы, определяющие содержание работы.

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

-Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

-Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) – (Стандарты второго поколения).

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Биология – наука о живых организмах.

6

Многообразие живых организмов.

8

Жизнь организмов на планете Земля.

2

Человек на планете Земля.

1

Итого:

17



Время выполнения работы. На выполнение работы отводится 40 минут.
 Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2. За выполнение каждого из заданий В1 и В2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий В3 – В4 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части С ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 23.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку



Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-10

11-13

14-18

19-23



Распределение заданий по формированию УУД:

Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД).

Задания В1 – В4 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях).

Задания С – задание с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).

Задания, контролирующие сформированность универсальных учебных действий:

Кол-во

баллов

Познавательные УУД

 

А1 – А10; В1 – В4; С

23

Регулятивные УУД

 

А1 – А10

10

Коммуникативные УУД

 

В1 – В4; С

11



Познавательные УУД

0- 6 баллов - низкий уровень сформированности

7-18 баллов - базовый уровень сформированности

19-23 баллов – повышенный уровень сформированности

Регулятивные УУД

0-1 баллов - низкий уровень сформированности

2 – 6 баллов - базовый уровень сформированности

7 -10 баллов – повышенный уровень сформированности

Коммуникативные УУД

0-2 баллов - низкий уровень сформированности

3 – 7 баллов - базовый уровень сформированности

8 -11 баллов – повышенный уровень сформированности.





Кодификатор

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код раздела

Проверяемые элементы

1. Знать/понимать

 

1.1

признаки биологических объектов

 

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь

 

2.1

объяснять

 

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

 

2.1.2

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

 

2.1.3

устройство увеличительных приборов

 

2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

 

2.2

изучать биологические объекты и процессы

 

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

 

2.3

распознавать и описывать

 

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

 

2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

 

2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

 

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

 

2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

 

3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами


Ответы:1-4, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-2, 7-2, 8-3, 9-2, 10-4, 11-3, 12-3.

В1-АБГ, В2-АВД, В3 1- АВЕ 2-БГД, В4 1-АВД 2-БГЕ

С - 1МОЛОЧНО-КИСЛАЯ БАКТЕРИЯ. 2- САХАР. 3- БЕЗ КИСЛОРОДА , КОСЛОРОДОМ



Контрольная работа 5 (итоговая) по биологии для обучающихся 5 класса

Инструкция по выполнению работы.

 

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.

Часть А содержит 10 заданий (А1-А12). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В1-В4). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1.

Часть А. При выполнении заданий А1 – А12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А4. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные;

2) Растения;

3) Грибы;

4) Вирусы.

А8. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А9. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение;

2) неклеточное строение;

3) тканевое строение;

4) ядро.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А11. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А12. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец;

2) неандерталец;

3) австралопитек;

4) человек умелый.

Часть В.

В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части (выберите три верных ответа):

А) ядро;

Б) цитоплазму;

В) хлоропласты;

Г) наружную мембрану;

Д) клеточную стенку;

Е) вакуоли с клеточным соком

В2. Бактерии используются человеком для получения (выберите три верных ответа):

А) кефира и йогурта;

Б) молока;

В) квашеной капусты;

Г) солёных грибов;

Д) витаминов и некоторых лекарств;

Е) ваты и бинтов.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение  Отдел

А. Василёк русский 1. Хвойные

Б. Ель 2. Цветковые

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное  Материк

А. Бурый медведь 1. Евразия

Б. Бегемот 2. Африка

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил.

Часть С.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «По­лез­ные бак­те­рии» и свои зна­ния, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Что не­об­хо­ди­мо для про­из­вод­ства про­сто­ква­ши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий?

3) В чём за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между аэроб­ным и анаэ­роб­ным об­ме­ном ве­ществ?

По­лез­ные бак­те­рии

 Тер­мин анаэ­ро­бы ввёл Л. Па­стер, от­крыв­ший в 1861 г. бак­те­рии мас­ля­но­кис­ло­го бро­же­ния. «Ды­шать без воз­ду­ха» (анаэ­роб­но) — не­при­выч­ное сло­во­со­че­та­ние. Но имен­но так по­лу­ча­ют энер­гию для своих жиз­нен­ных про­цес­сов мно­гие бак­те­рии. Они очень рас­про­стра­не­ны в при­ро­де. Каж­дый день, съе­дая тво­рог или сме­та­ну, вы­пи­вая кефир или йо­гурт, мы стал­ки­ва­ем­ся с мо­лоч­но­кис­лы­ми бак­те­ри­я­ми — они участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов.

В 1 ку­би­че­ском сан­ти­мет­ре пар­но­го мо­ло­ка на­хо­дит­ся боль­ше 3000 мил­ли­о­нов бак­те­рий. При ски­са­нии мо­ло­ка коров, ко­то­рых раз­во­дят на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве, по­лу­ча­ет­ся йо­гурт. В нём можно найти бак­те­рию под на­зва­ни­ем бол­гар­ская па­лоч­ка, ко­то­рая и со­вер­ши­ла пре­вра­ще­ние мо­ло­ка в мо­лоч­но­кис­лый про­дукт.

Бол­гар­ская па­лоч­ка из­вест­на во всём мире — она пре­вра­ща­ет мо­ло­ко во вкус­ный и по­лез­ный йо­гурт. Все­мир­ную славу этой бак­те­рии принёс рус­ский учёный И.И. Меч­ни­ков. Илья Ильич за­ин­те­ре­со­вал­ся при­чи­ной не­обыч­но­го дол­го­ле­тия в не­ко­то­рых де­рев­нях Бол­га­рии. Он вы­яс­нил, что ос­нов­ным про­дук­том пи­та­ния дол­го­жи­те­лей был йо­гурт, и вы­де­лилв чи­стую куль­ту­ру мо­лоч­но­кис­лую бак­те­рию, а затем ис­поль­зо­вал её для со­зда­ния осо­бой про­сто­ква­ши. Он по­ка­зал, что до­ста­точ­но до­ба­вить в све­жее мо­ло­ко не­мно­го этих бак­те­рий, и через не­сколь­ко часов в тёплом по­ме­ще­нии из мо­ло­ка по­лу­чит­ся про­сто­ква­ша.

Бол­гар­ская па­лоч­ка сбра­жи­ва­ет лак­то­зу мо­ло­ка, т. е. рас­щеп­ля­ет мо­ле­ку­лу мо­лоч­но­го са­ха­ра на мо­ле­ку­лы мо­лоч­ной кис­ло­ты. Мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии для своей ра­бо­ты могут ис­поль­зо­вать не толь­ко сахар мо­ло­ка, но и мно­гие дру­гие са­ха­ра, со­дер­жа­щи­е­ся в ово­щах и фрук­тах. Бак­те­рии пре­вра­ща­ют све­жую ка­пу­сту в ква­ше­ную, яб­ло­ки — в мочёные, а огур­цы — в кис­ло­солёные. В любом слу­чае из са­ха­ра об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та, а энер­гия рас­па­да мо­ле­кул са­ха­ра идёт на нужды бак­те­рии. Про­цесс бро­же­ния у таких бак­те­рий за­ме­ня­ет им про­цесс ды­ха­ния. Соб­ствен­но го­во­ря, это и есть их ды­ха­ние — осво­бож­де­ние энер­гии на свои нужды. По­сколь­ку энер­гия ре­ак­ций бес­кис­ло­род­но­го окис­ле­ния за­мет­но мень­ше, чем кис­ло­род­но­го — бак­те­ри­ям при­хо­дит­ся пе­ре­ра­ба­ты­вать боль­шие ко­ли­че­ства ве­ществ и вы­де­лять много про­дук­тов об­ме­на ве­ществ.

Бол­гар­скую па­лоч­ку от­но­сят к фа­куль­та­тив­ным (не­обя­за­тель­ным) анаэ­ро­бам. Это озна­ча­ет, что они могут ис­поль­зо­вать и кис­ло­род для сво­е­го ды­ха­ния.




































Приложение 2.

Темы проектной деятельности

(на выбор ученика)


  1. Лекарственные растения в жизни человека.

  2. Ядовитые растения с пользой для человека.

  3. Лук — наш зеленый друг

  4. Мох для леса и человека.

  5. По страницам Красной книги. Животные. Растения.

  6. Растения Красной книги нашей местности.

  7. Почему о папоротниках сложены легенды?

  8. Тутовый шелкопряд – бабочка с секретом

  9. Целебные свойства комнатных растений.

  10. Шляпочные грибы.


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!