СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к УМК Кузнецовой Н.Е.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класса»

МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



«Рассмотрено»

Руководитель МО:

Зарубина В.П./___________/


Протокол № ___ от

«__»_____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

Балдакова Т.Б. /__________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Руководитель МБОУ

«КСОШ №1»:

Бадмаев В.В. /_______/

Приказ № ___ от

«__» ______________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Химия

Классы: 9 «А», 9 «В»

ФИО учителя: Дудеева О.Ц.

Сроки реализации рабочей программы: 5 лет

































Курумкан, 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 9 класса МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1» Курумканского района Республики Бурятия на 2021 -2022 учебный год составлена на основании следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями)

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No1897 (с изменениями).

-Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712"О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61828)

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22марта2021 года No 115

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);

- Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 No 1/15);

- Санитарных правил СП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No28;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 No2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020No 254(с изменениями и дополнениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 No 699 о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V от 13 декабря 2013 г;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1»;

- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 23.12.2015 г.

- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным текущим годом.

- Данная рабочая программа ориентирована на УМК «Химия» Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин (издательство «Вентана-Граф»).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)



Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.



Предметные результаты

Обучающийся научится:

формировать первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

осознавать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

основам химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

использовать различные методы изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

приемам работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

создавать основу для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

формировать представление о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Обучающийся получит возможность научиться

•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;


• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.


Содержание учебного предмета

Раздел I. Теоретические основы химии (12 часов)

Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания (2 часа)

Энергетика химических реакций. Энергия активации. Понятие о промежуточных активированных комплексах. Тепловой эффект. Термохимическое уравнение. Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Катализ и катали- заторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Химическое равновесие, влияние различных факторов на смещение равновесия. Метод определения скорости химических реакций. Энергетика и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов.

Демонстрации: 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. 2. Зависимость скорости реакции от температуры. 3. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. 4. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом калия). 5. Взаимодействие алюминия с иодом в присутствии воды. 6. Взаимодействие пероксида водорода с оксидом марганца (VI).

Лабораторный опыт. 1. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой различной концентрации при разных температурах). 2. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

Расчетные задачи: 1. Расчѐты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению. 3. Вычисление скорости химической реакции по графику еѐ протекания

Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (10 часов)

Понятие о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов.

Предпосылки возникновения теории электролитической диссоциации. Идеи С. Аррениуса, Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова и других учѐных.

Электролиты и неэлектролиты.

Дипольное строение молекулы воды.Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссо- циации. Диссоциация электролитов с ионной и полярной ковалентной химической связью. Свойства ионов. Кристаллогидраты.Тепловые явления, сопровождающие процессы растворе- ния. Краткие сведения о неводных растворах. Основные положения теории растворов.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации.

Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.Гидролиз солей. Химические реакции в свете трех теории: атомно-молекулярного учения, электронного строения атома,теории электролитической диссоциации.

Демонстрации: 1. Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую проводимость. 2. Влияние разбавления на степень диссоциации. Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты. 3. Движение ионов в электрическом поле. 4. Получение неводных растворов. 5. Влияние растворителя на диссоциацию (в качестве растворителей — соляная кислота, диэтиловый эфир, этиловый спирт, толуол). 6. Гидратация и дегидратация ионов (на примерах безводных солей и кристаллогидратов хлорида кобальта (II), сульфатов меди (II) и никеля (II)).

Лабораторный опыт. 1. Растворение веществ в воде и в бензине. 2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Расчетные задачи: 1. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Темы творческих работ: Значение научной теории для понимания окружающего мира, научной и практической деятельности

Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения. (24 часа)

Тема 3.Общая характеристика неметаллов (3 часа)

Химические элементы-неметаллы. Распространение неметаллических элементов в природе. Положение элементов-неметалов в периодической системе. Неметаллические р- элементы.Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменении значений этих величин в периодах и группах периодической системы. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов.

Простые вещества-неметаллы.Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов.

Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительно-восстановительных реакциях. Общие свойства неметаллов и способы их получения.

Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений.

Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.

Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.

Демонстрации: 1. Образцы простых веществ-неметаллов и их соединений. 2. Коллекция простых веществ-галогенов. 3. Растворимость в воде кислорода, азота, серы, фосфора. 4. Электропроводность неметаллов

Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители (6 часов)

Общая характеристика неметаллов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов — простых веществ. Халькогениды, характер их водных растворов. Биологические функции халькогенов. Кислород и озон. Круговорот кислорода в природе. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Переход алло- тропных форм друг в друга.Химические свойства серы. Применение серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода.

Качественная реакция на сероводород и сульфиды. Сероводород и сульфиды в природе. Воздействие сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.

Кислородсодержащие соединения серы (IV). Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Состав, строение, свойства. Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений серы (IV).Сульфиты. Гидросульфиты. Качественная реакция на сернистую кислоту и еѐ соли. Применение кислородсодержащих соединений серы (IV).

Кислородсодержащие соединения серы (VI). Оксид серы (VI), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI). Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Особенности еѐ растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественнаяракция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.

Круговорот серы в природе. Экологические проблемы, связанные с кислородсодержащими соединениями серы.

Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители (5 часов)

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства простых веществ элементов подгруппы азота.Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения. История открытия и исследования элементов подгруппы азота.

Азот как элемент и как простое вещество. Химические свойства азота.

Аммиак. Строение, свойства, водородная связь между молекулами аммиака. Механизм образования иона аммония.

Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ионаммония.

Применение аммиака и солей аммония.

Оксиды азота. Строение оксида азота (II), оксида азота ( I V ) Физические и химические свойства оксидов азота (II), (IV).

Азотная кислота, еѐ состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Составление уравнений реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом электронного баланса. Соли азотной кислоты — нитраты. Качественные акции на азотную кислоту и еѐ соли.Получение и применение азотной кислоты и еѐ солей.

Круговорот азота в природе.

Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропии фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и еѐ соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

Круговорот фосфора в природе.

Тема 6. Подгруппа углерода (7 часов)

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, их распространение в природе.

Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены.

Адсорбция. Химические свойства углерода.

Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение, свойства, получение.

Угольная кислота и еѐ соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремн и я : оксид кремния (IV), кремниевая кислота, состав, строение, свойства. Силикаты. Силикатная промышленность. Краткие сведения о керамике, стекле, цементе.

Демонстрации: 1. Получение моноклинной и пластической серы. 2. Получение белого фосфора и его возгорание на воздухе. 3. Получение оксидов азота (II) и (IV). 4. Взаимодействие азота, фосфора и углерода с металлами и водородом. 5. Взаимодействие брома с алюминием. 6. Взаимодействие серы с водородом, медью, натрием, кислородом. 7. Восстановление свинца из оксида на поверхности угля. 8. Получение кремния и силана. Окисление силана на воздухе. 9. Получение аммиака и исследование его свойств. 0. Получение и исследование свойств диоксида углерода. 11. Опыты, подтверждающие общие химические свойства кислот. 12. Горение серы и угля в азотной кислоте. Воспламенение скипидара в азотной кислоте. 13. Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой. 14. Получение кремниевой кислоты. 15. Получение оксида серы (IV) и окисление его в присутствии катализатора. 16. Качественные реакции на анионы: сульфид-ион, сульфат-ион, карбонат-ион, хлорид-ион, бромид-ион, иодид-ион, нитрат-ион, фосфат-ион.

Лабораторный опыт. 1. Ознакомление с образцами серы и еѐ природных соединений. 2. Получение аммиака и исследование его свойств. 3. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака. 4. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 5. Качественные реакции на анионы кислот. 6. Восстановительные свойства водорода и углерода.7. Получение угольной кислоты из оксида углерода (IV) и изучение еѐ свойств. 8. Гидролиз солей, образованных сильными и слабыми кислотами. 9. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Распознавание карбонатов.

Расчетные задачи: 1. Вычисление массы или объѐма продукта реакции по известной массе или объѐму исходного вещества, содержащего примеси.

Темы творческих работ: Химические свойства элементов и их роль в экологических процессах (на примере изученных элементов IV, V, VI групп). Фосфор (азот, селен, бор). Распространение в природе; состав, строение, свойства и роль неметаллов в техносфере. Кремний в полупроводниковой промышленности. Солнечные батареи

Модуль «Практические работы»

Практическая работа 1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Теория электролитической диссоциации».

Практическая работа №3. Решение экспери­ментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа 4. Получение аммиака и опыты с ним.

Практическая работа 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.



Раздел III. Металлы (12 часов)

Тема 7. Общие свойства металлов (4 часа)

Элементы-металлы в природе и в периодической системе. Особенности строения атомов металлов: s-, р- и d-элементов. Значение энергии ионизации. Металлическая связь.Кристалличе- ские решѐтки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.Использование электро- химического ряда напряжений металлов при выполнении самостоятельных работ. Общие сведения о сплавах.

Понятие коррозии металлов. Коррозия металлов — общепланетарный геохимический процесс; виды коррозии — химическая и электрохимическая и способы защиты от неѐ.

Демонстрации: 1. Образцы металлов и их соединений, изучение их электрической проводимости. 2. Теплопроводность металлов. 3. Модели кристаллических решѐток металлов

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп (8 часов)

Металлы — элементы IA-, IIА-групп.Строение атомов химических элементов IA- и ПА- групп, их сравнительная характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных и щѐлочноземельных металлов. Закономерности распространения щелочных и щѐлочноземельных металлов в природе, их получение. Минералы кальция, их состав, свойства, области практического применения. Жѐсткость воды и способы еѐ устранения. Роль металлов IA- и IIА-групп в живой природе.

Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике. Важ- нейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.

Металлы IVA-группы — р-элементы. Свинец и олово: строение атомов, физико- химические свойства простых веществ; оксиды и гидроксиды олова и свинца. Исторический очерк о применении этих металлов. Токсичность свинца и его соединений, основные источники загрязнения ими окружающей среды.

Железо,марганец, хром как представители металлов побочных подгрупп. Строение атомов, свойства химических элементов. Железо как простое вещество. Физические и хими- ческие свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), об их поведении в окислительно-восстановительных реакциях. Соединения железа - Fe2+, Fe3+. Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.

Демонстрации: 1. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. 2. Горение, взаимодействие с водой лития, натрия и кальция. 3. Взаимодействие с водой оксида кальция.4. Качественные реакции на ионы кальция и бария. 5. Устранение жѐсткости воды.6. Механическая прочность оксидной плѐнки алюминия. 7. Взаимодействие алюминия с водой. 8. Взаимодействие алюминия с бромом, кислотами, щелочами.

Лабораторный опыт. 1. Рассмотрение образцов металлов, их солей и природных соединений. 2. Взаимодействие металлов с растворами солей. 3. Ознакомление с образцами сплавов (коллекция «Металлы и сплавы»). 4. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 5. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов. 6. Ознакомление с образцами чугуна и стали. 7. Свойства оксидов и гидроксидов алюминия. 8. Получение и исследование свойств. 9. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Темы творческих работ: Металлы и современное общество



Раздел IV. Общие сведения об органических соединениях (8 часов)

Тема 9. Углеводороды (5 часов)

Соединения углерода — предмет самостоятельной науки — органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А . М . Бутлерова в развитии этой науки.Понятие о гомологии и з о м е р и и . Классификация углеводородов.

Предельные углеводороды — алканы.Электронное и пространственное строение предельных углеводородов (алканов). Изомерия и номенклатура предельных углеводородов. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и изомеризации.

Непредельные углеводороды — алкены и алкины.Электронное и пространственное строение алкенов и алкинов.Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.Физические и хи- мические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень полимеримеризации. Полиэтилен. Алкины, номенклатура, свойства.

Циклические углеводороды.

Распространение углеводородов в природе. Природные источники углеводородов. Состав нефти и характеристика основных продуктов, получаемых из нефти.

Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения (2 часа)

Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов: горение, гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.



Тема 11. Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки) (1 час)

Химия и пища: жиры, углеводы, белки - важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных. Свойства жиров и углеводов. Роль белков в природе и их химические свойства: гидролиз, денатурация.

Демонстрации: 1. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 2. Модели молекул органических соединений. 3. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. 4. Получение ацетилена и его взаимодействие с бромной водой. 5. Воспламенение спиртов. 6. Опыты, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. 7. Реакция этерификации вещества. 8. Модель молекулы белка. 9. Денатурация белка

Раздел V. Химия и жизнь (5 часов)

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды.

Повторение и обобщение изученного за 9 класс материала.

Примерные направления проектной деятельности обучающихся

    1. Работа с различными источниками химической информации.

2. Аналитические обзоры информации по решению определённых научных, технологических, практических проблем.

3. Овладение основами химического анализа.

4. Овладение основами органического синтеза.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Тема урока

Содержание

Вода. Термальные источники. Сероводород

Химический состав термальных источников.

Вода. Универсальный растворитель

Жесткость воды. Загрязнение водоемов

Углерод, аллотропия, строение, свойства, применение.

Основные виды топлива в регионе. Запасы угля. Природо-охранные мероприятия при угледобыче. Угольные месторождения

Нитраты и нитриты. Азотные удобрения.



Азотные удобрения и их применение в местном с/х.

Способы получения металлов.



Месторождения руд черных и цветных металлов на территории республики.

Металлы.Алюминий

Месторождение в Окинском районе

Металлы. Вольфрам. Молибден

Джидинское месторождение W Mo. Применение.



Виды учебной деятельности

-Наблюдение

-Описание

-Пересказ

-Слушание учителя

-Слушание и анализ докладов одноклассников

-Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературой

-Отбор материала из нескольких источников

-Выполнение творческих работ и исследовательских проектов

-Написание докладов, рефератов

-Вывод формул

-Просмотр познавательных фильмов

-Анализ таблиц, графиков, схем

-Поиск объяснения наблюдаемым событиям

-Анализ возникающих проблемных ситуаций

-Опыт и исследовательская деятельность

-Решение различных экспериментальных задач

-Сбор и сортировка коллекционных материалов

-Использование измерительных приборов

-Постановка опытов

-Выполнение лабораторных и практических работ

-Сборка приборов и конструкций

Формы организации учебной деятельности

- лекции с демонстрацией эксперимента

-лабораторные и практические занятия

-диспут

-семинар

-самостоятельная работа

-защита проектов

-практикум

-исследование















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Домашнее задание

План

Факт

1

Введение. О понятиях и теориях химии. Правила техники безопасности

 Подгот к к\р



2

Диагностическая работа




3

Основные классы неорганических соединении

 Повторить КНС



4

Классификация и генетическая связь неорганических соединений

 Решить цепочку превр



5

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны). Строение электронных оболочек.

 



6

Свойства химических элементов и их периодические изменения.

 Повторить свойства



7

Периодический закон и Периодическая система в свете строения атома. Характеристика химических элементов по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

 



8

Ковалентная связь и её виды.

 



9

Ионная связь

 



10

Степень окисления.

 Подгот к к/р



11. КР

Контрольная работа « Строение атома ПЗ, ПСХЭ, строение вещества»

 



12

Повторение материала по теме «Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии»

1 урок "повторить";



13

Энергетика химических реакций.

1 урок "§ 1,";



14

Решение задач по теме тепловой эффект химических реакции.

1 урок "решение задач, задачник 1.1";



15

Скорость химической реакции.

1 урок "§ 2, задачник 1.2, 1.3";



16

Практическая работа №1 «Факторы, влияющие на скорость химической реакции.»

1 урок "оформить работу";



17

Решение задач по теме «Скорость химической реакции»

1 урок "задачник 1.2, 1.3";



18

Окислительно-восстановит. реакции.

1 урок "составление уравнений ОВР";



19

Составление уравнении ОВР

1 урок "составление уравнений ОВР";



20

Сущность и классификация хим. реакций в свете электронной теории.

1 урок "составление уравнений ОВР";



21

Обобщение знаний по темам «Строение веществ. ОВР»

1 урок "составление уравнений ОВР";



22

Понятие о растворах, растворителях.

1 урок "§ 3-6, прочитать";



23

Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты

1 урок "§5-7, задачник 2.1";



24

Реакция электролитов в водных растворах.

1 урок "§ 8, задачник 2.2";



25

Кислоты как электролиты

1 урок "§ 9, задачник 2.2";



26

Основания как электролиты

1 урок "§ 10, задачник 2.2";



27

Соли как электролиты

1 урок "§ 11, задачник 2.2";



28

Гидролиз солей.

1 урок "§ 11, задачник 2.4";



29

Пр. р. №1 Решение экспериментальных задач на распознавание ионов.Инструктаж по Т.Б.

1 урок "оформить работу";



30

Решение задач на избыток и недостаток

1 урок "задачник 2.3";



31

Обобщение знаний по теме «Теория электролитической диссоциации»

1 урок "повторение";



32

Характеристика химических элементов – неметаллов. Простые вещества неметаллы.

1 урок "§ 12-13";



33

Водородные и кислородные соединения неметаллов

1 урок "§ 14";



34

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

1 урок "§ 15";



35

Кислород. Озон.

1 урок "§ 16";



36

Сера, ее свойства. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

1 урок "§ 17-18, задачник 3.1";



37

Оксиды серы. Серная кислота и ее соли

1 урок "§ 19-20, задачник 3.2, 3.3";



38

Азот, его свойства.

1 урок "§ 21-22, задачник 4.1";



39

Аммиак. Соли аммония.

1 урок "§ 23, задачник 4.1";



40

Кислородные соединения азота.

1 урок "§ 24-25, задачник 4.2";



41

Пр. р. № 2 Получение аммиака и изучение его свойств. Инструктаж по Т.Б.

1 урок "оформить работу";



42

Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения.

1 урок "§ 26-27, задачник -гл. 5";



43

Углерод, его свойства

1 урок "§ 28-30, задачник - гл.6";



44

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли.

1 урок "§ 31-32, задачник - гл.6";



45

Кремний и его соединения.

1 урок "§ 33, задачник -гл.6";



46

Урок обобщения и повторения по теме «Неметаллы»

1 урок "повторить";



47

Положение металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева. Кристаллическое строение свойства металлов.

1 урок "§ 34-35, задачник 8.1";



48

Характеристика металлов главных подгрупп. Щелочные металлы.

1 урок "§ 37, задачник 8.2";



49

Бериллий, магний и щелочнозем. металлы.

1 урок "§ 38, задачник 8.3";



50

Алюминий и его соединения.

1 урок "§ 40, задачник 8.4";



51

Железо. Важнейшие соединения железа.

1 урок "§ 41, задачник 8.5";



52

Распространение и роль металлов. Жесткость воды

1 урок "§ 41, подготовить сообщение";



53

Способы получения металлов. Сплавы. Коррозия металлов.

1 урок "§ 36, подготовить сообщение";



54

Урок обобщения и повторения по теме «Металлы»

1 урок "повторить";



55

Решение задач на выход продукта реакции от теоретически возможного

1 урок "решение задач";



56

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения А.М.Бутлерова.

1 урок "§ 42-43, задачник 7.1";



57

Практическая работа : Изготовление моделей углеводородов.Инструктаж по Т.Б.

1 урок "оформить работу";



58

Предельные углеводороды.

1 урок "§ 44, задачник 7.1";



59

Непредельные углеводороды.

1 урок "§ 45-46, задачник 7.2, 7.3";



60

Природные источники углеводородов. Нефть. Нефтепродукты

1 урок "§ 46, подготовить презентацию";



61

Спирты.

1 урок "§ 47, задачник 7.4";



62

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

1 урок "§ 48, задачник 7.5";



63

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.Энергетика и пища

1 урок "§ 49-51, задачник 7.6. составить рацион ежедневного трехразового питания";



64

Урок обобщения и повторения по теме «Органические вещества».

1 урок "повторить";



65

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

1 урок "§ 52 -53, вопрос 2, 3";



66

Химия и здоровье. Практическая работа "Минеральные удобрения"

1 урок "§ 54-55, оформить работу, №6, стр 292";



67

Производство неорганических веществ и их применение. Металлургия

1 урок "§ 56-57";



68

Итоговый урок за курс 9 класса

1 урок "повторить";









































Аннотация к рабочей программе по химии 8 класс

Данная рабочая программа реализуется в 9 классах по учебникам: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Цель курса: формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно - научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.

Задачи:

 освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями. Отличительной особенностью данной программы является использование проектной методики, связанной с реализацией междисциплинарной образовательной программы формирования проектно – исследовательских компетенций.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является широкое использование метода проектов и системно – деятельностного подхода, с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.  получения знаний по другим учебным предметам.

 бережного и сознательного отношения к себе, окружающим, природе;

 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

 понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Итого 68 часов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!