Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Старокайпаново муниципального района
Татышлинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено | Согласовано. | Утверждаю. |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР: | Директор: |
______________________ | ______________________ | ______________________ |
Л.М. Надершина | Г.Г. Мулланурова | И.Г. Сайфугалиев |
Протокол №_____ | | Приказ №_____ |
«___» __________ 2017 г. | «___» __________ 2017 г. | «___» __________ 2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Естествознание»
8 класс, VIII вид.
Разработала: Надершина Л.М.-
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
с. Старокайпаново
2017 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
учебный план МБОУ СОШ с.Старокайпаново на 2017-2018 учебный год обучающихся по программе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида (письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 08 августа 2011 года №16/10 206).
календарный учебный график МБОУ СОШ с.Старокайпаново на 2017-2018 учебный год.
положение о рабочей программе МБОУ СОШ с.Старокайпаново.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.
Количество часов : на учебный год- 68 с учетом праздничных дней (1.09.17 г.,23.02.18г.)
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основной задачей курса является:
-сообщение знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Содержание программы
Введение
Беспозвоночные животные:
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Учебно – методический комплекс
1. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.
2. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классов Сборник №1. М., Владос, 2011 г.
3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие пpи охлаждении, способность к проведению тепла;
текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
Оценка практических умений.
Отметка «5» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
самостоятельно не определена цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении
Литература
Примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая |
| 2ч. | Введение. | | |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ в кабинете биологии и химии. Многообразие животного мира. | 04.09.17 г. | |
2 | 1 | Значение животных и их охрана. | 08.09 | |
| 9 ч. 2ч. | Беспозвоночные животные Черви | | |
3 | 1 | Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь. | 11.09 | |
4 | 1 | Круглые черви – паразиты человека. | 15.09 | |
| 7 ч. | Насекомые | | |
5 | 1 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 18.09 | |
6 | 1 | Бабочка – капустница. | 22.09 | |
7 | 1 | Яблонная плодожорка. | 25.09 | |
8 | 1 | Майский жук. | 29.09 | |
9 | 1 | Комнатная муха. | 02.10 | |
10 | 1 | Медоносная пчела. | 06.10 | |
11 | 1 | Тутовый шелкопряд | 09.10 | |
| 7 ч. | Позвоночные животные Рыбы | | |
12 | 1 | Внешнее строение и скелет рыбы. | 13.10 | |
13 | 1 | Внутреннее строение рыбы. | 16.10 | |
14 | 1 | Размножение рыб. | 20.10 | |
15 | 1 | Речные рыбы. | 23.10 | |
16 | 1 | Морские рыбы. | 27.10 | |
17 | 1 | Рыболовство и рыбоводство. | 06.11 | |
18 | 1 | Рациональное использование и охрана рыб. | 10.11 | |
| 3 ч. | Земноводные | | |
19 | 1 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 13.11 | |
20 | 1 | Внутреннее строение земноводных. | 17.11 | |
21 | 1 | Размножение и развитие лягушки. | 20.11 | |
| 3 ч. | Пресмыкающиеся | | |
22 | 1 | Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | 24.11 | |
23 | 1 | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 27.11 | |
24 | 1 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 01.12 | |
| 12 ч. | Птицы | | |
25 | 1 | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. | 04.12 | |
26 | 1 | Особенности скелета птиц. | 08.12 | |
27 | 1 | Особенности внутреннего строения птиц. | 11.12 | |
28 | 1 | Размножение и развитие птиц. | 15.12 | |
29 | 1 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 18.12 | |
30 | 1 | Птицы леса. | 22.12 | |
31 | 1 | Хищные птицы. | 25.12 | |
32 | 1 | Птицы пресных водоёмов и болот. | 29.12 | |
33 | 1 | Инструктаж по ТБ в кабинете биологии и химии. Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 15.01.18г. | |
34 | 1 | Домашние куры. | 19.01 | |
35 | 1 | Домашние утки и гуси. | 22.01 | |
36 | 1 | Птицеводство. | 26.01 | |
| 16 ч. | Млекопитающие | | |
37 | 1 | Внешнее строение млекопитающих. | 29.01 | |
38 | 1 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 02.02 | |
39 | 1 | Внутренние органы млекопитающих. | 05.02 | |
40 | 1 | Грызуны. | 09.02 | |
41 | 1 | Значение грызунов в природе и в жизни человека. | 12.02 | |
42 | 1 | Зайцеобразные. | 16.02 | |
43 | 1 | Разведение домашних кроликов. | 19.02 | |
44 | 1 | Хищные звери. | 26.02 | |
45 | 1 | Дикие пушные хищные звери. | 02.03 | |
46 | 1 | Разведение норки на зверофермах. | 05.03 | |
47 | 1 | Домашние хищные звери – кошка, собака. | 09.03 | |
48 | 1 | Ластоногие. | 12.03 | |
49 | 1 | Китообразные. | 16.03 | |
50 | 1 | Парнокопытные. | 19.03 | |
51 | 1 | Непарнокопытные. | 23.03 | |
52 | 1 | Приматы. | 02.04 | |
| 12 ч. | Сельскохозяйственные млекопитающие | | |
53 | 1 | Корова. | 06.04 | |
54 | 1 | Содержание коров на фермах. | 09.04 | |
55 | 1 | Выращивание телят. | 13.04 | |
56 | 1 | Овцы. | 16.04 | |
57 | 1 | Содержание овец и выращивание ягнят. | 20.04 | |
58 | 1 | Верблюды. | 23.04 | |
59 | 1 | Северные олени. | 27.04 | |
60 | 1 | Домашние свиньи. | 30.04 | |
61 | 1 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 04.05 | |
62 | 1 | Выращивание поросят. | 07.05 | |
63 | 1 | Домашние лошади. | 11.05 | |
64 | 1 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 14.05 | |
| 4ч. | Экскурсии и практические работы | | |
65 | 1 | Что мы узнали о животных? | 18.05 | |
66 | 1 | Что мы узнали о животных? | 21.05 | |
67 | 1 | Наблюдение за птицами в парке (экскурсия). | 25.05 | |
68 | 1 | Итоговое занятие. | 28.05 | |