Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Региональный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005 г.№574 с последующими изменениями от 01.07.2011 г. №1018
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004, №1089 .
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 13.12.2007г. № 349, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 « Об утверждении требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта».
Учебный план школы.
Примерная программа основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» Москва «Просвещение» - 2010 г.
Авторской программы Угриновича Н.Д., рекомендованной Министерством образования РФ. Москва «Бином» - 2008 г.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 103 учебных часа на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 ч. в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часов в год);
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Учебники «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9» являются мультисистемными, так как практические работы Компьютерного практикума могут выполнятся как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количество часов не большего, чем указано в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания Компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
Информация и информационные процессы (8 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий
различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования
единицы измерения информации, соотношения между ними
формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении
Уметь:
определять виды и свойства информации
приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий
перекодировать с русского письменного языка на русский устный
определять объем в различных единицах измерения количества информации
решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об устройстве компьютера
понятия данных, программы, процесса программной обработки данных
основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы
виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры
что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования
определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений
что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу
основные действия с файлами и папками
что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы
понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения
определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню
что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола
что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ
Уметь:
составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК
определять тактовую частоту процессора
разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода
различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера
распознавать различные типы файлов
записывать полное имя файла
пояснять выполнение действий с папками и файлами
перезагружать компьютер
объяснять назначение основных прикладных программ
работать с программой обработки изображений
создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки
находить антивирусную программу на компьютере
Коммуникационные технологии (13 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
основные виды компьютерных сетей, их топологию
понятие протокола, основные виды протоколов
особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
систему адресации электронной почты
назначение электронной почты
понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений
правовые и этические нормы распространения информации
преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
логическую структуру web-страницы
основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки
Уметь:
организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма
избирательно относиться к полученной информации
использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
создавать web-страницу с использованием html-тегов
создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации
использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Н.Д. Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИКТ в основной и старшей школе“ 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин, Информатика. Структурированный конспект базового курса - М.: Лаборатория базовых знаний,2004 г.
ШелепаеваА.Х.,Поурочные разработки по информатике: 8 класс.– М.: ВАКО,2011 г.
И. Г.Семакин, Т.Ю. Шеина,Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие.– М.: Лаборатория базовых знаний,2001 г.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Linux, Windows XP.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 8 классе.
( 8 класс: 1час в неделю, всего 35 часов)
№ | Тема урока | Кол.час. | Дата | примечание |
по плану | фактич. | |
Информация и информационные процессы. | 8 | | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. | 1 | 02.09.17 | | |
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | 09.09.17 | | |
3 | Знаки: форма и значение. Знаковые системы. | 1 | 16.09.17 | | |
4 | Кодирование информации. | 1 | 23.09.17 | | |
5 | Количество информации. | 1 | 30.09.17 | | |
6 | Определение количества информации.П/р№1 | 1 | 07.10.17 | | |
7 | Алфавитный подход к определению количества информации. П/р № 2 | 1 | 14.10.17 | | |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | 21.10.17 | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | 11 | | | |
9 | Программная обработка данных на компьютере. | 1 | 28.10.17 | | |
10 | Устройство компьютера. Устройства ввода и вывода информации. | 1 | 11.11.17 | | |
11 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | 18.11.17 | | |
12 | Файлы. Файловая система. П/р№ 3 | 1 | 25.11.17 | | |
13 | Работа с файлами и дисками. П/р№ 4 | 1 | 02.12.17 | | |
14 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. П/р № 5 | 1 | 09.12.17 | | |
15 | Прикладное программное обеспечение. П/р№ 6 | 1 | 16.12.17 | | | |
16 | Графический интерфейс операционных систем. | 1 | 23.12.17 | | | |
17 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. П/р№ 7 | 1 | 30.12.17 | | | |
18 | Правовая охрана программ и данных | 1 | 20.01.18 | | | |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» | 1 | 27.01.18 | | | |
Коммуникационные технологии. | 13 | | | | |
20 | Передача информации. | 1 | 03.02.18 | | | |
21 | Локальные компьютерные сети. П/р№ 8 | 1 | 10.02.18 | | | |
22 | Глобальная компьютерная сеть Интернет.П/р№ 9 | 1 | 17.02.18 | | | |
23 | Адресация в Интернете. П/р№ 10 | 1 | 24.02.18 | | | |
24 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.П/р№ 11 | 1 | 03.03.18 | | |
25 | Электронная почта. П/р № 12 | 1 | 10.03.18 | | |
26 | Файловые архивы. П/р№ 13 | 1 | 17.03.18 | | |
27 | Поиск информации в Интернете. П/р № 14 | 1 | 24.03.18 | | |
28 | Электронная коммерция в Интернете. | 1 | 07.04.18 | | |
29 | Общение, звук и видео в Интернете. | 1 | 14.04.18 | | |
30 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. П/р№ 15 | 1 | 21.04.18 | | |
31 | Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | 1 | 28.04.18 | | | |
32 | Гиперссылки на Web-страницах. | 1 | 05.05.18 | | | |
33 | Списки на Web-страницах. | 1 | 12.05.18 | | | |
34 | Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | 19.05.18 | | | |
35 | Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | 26.05.18 | | | |
ИТОГО: | 35 | | | | |