«Рассмотрено» Руководитель МО _________ И.В. Свинарчук Протокол № ___ от «___»_____2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ М.Е. Крекова «____»_____2018 г. | «Утверждаю» Директор НОУ «Школа «Образ» ___________Т.Ю. Смирнова «____» ________2018 г. от |
| | |
Частное образовательное учреждение
«Школа «Образ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(базовое изучение)
по обществознанию
в 10 классе
Составитель:
Поляков Александр Владимирович
учитель обществознания
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______
от « » августа 2018 г.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-го класса (базовый уровень) составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом (основная образовательная программа), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ министерства образования РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Курс «Обществознание» в 10 классе средней школы является продолжением курса «Обществознание», изучаемого в 8 – 9-х классах. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Ф. Никитина, Г.И. Грибановой, А.В. Скорогобатько, Д.С. Мартьянова «Обществознание» 10 – 11 классы. (Москва, «Дрофа», 2015). Общее количество часов обучения в 10 классе составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в году обучения — 2 часа.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, мультикультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
Понимание роли России в современном, быстро меняющемся глобальном мире;
Формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, необходимые для целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
Формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Требования к уровню подготовки учеников 10 класса
Знать:
общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
базовый понятийный аппарат социальных наук;
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;
методы познания социальных явлений и процессов;
как применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
как оценивать социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Уметь:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
организовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
определять назначение и функции различных социальных институтов;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
ясно и логично излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
применять навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Курс «Основы обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ФГОС ООО цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы содействовать:
1) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности;
2) развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической, правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; формированию способности к самоопределению, самореализации, самоконтроля;
3) формированию целостной картины общества, освоению тех знаний о сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4) овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
5) формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Однако, зачастую изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Программа обеспечена логически завершенной линией УМК Никитина А.Ф., Грибановой Г. И., Скоробогатько А. В., Мартьянова Д. С. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс (М.: Дрофа, 2017); электронное приложение к учебнику не предусмотрено, однако, необходимая методическая поддержка оказывается на сайте издательства.
Особенность данной рабочей программы определяется тем, что она основана на определенной специфике межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», ОБЖ, МХК, на знание истории таких наук, как физика, химия, биология). Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые могут быть пройдены одновременно с изучением обществознания или опережая его. Учёт межпредметных связей позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. Обществознание – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, оценка, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук, а также философии.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
«Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Общая логика распределения учебного материала в курсе «Обществознание» – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, – антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Курс «Обществознание» для 10 – 11 классов является завершающим этапом в изучении предмета в 8 – 9 классах. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
Понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; Формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
Формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Результаты освоения учебного материала
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры, основанные на: идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
творческие работы (эссе); работа с терминами (письменно и устно);
тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию.
Основные формы контроля знаний, умений, навыков позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
устанавливать соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
осуществлять контроль над реализацией образовательной программы (учебного плана).
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
установление причин фактов
установление взаимосвязей между фактами
отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
Владение понятиями:
раскрытие содержания понятий
установление взаимосвязей между понятиями
практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
формулирование правил, требований, приемов
раскрытие содержания правил, требований, приемов
характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов Проверка навыков:
моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
самоанализ результатов выполнения подобных действий
Учебно-тематическое планирование 10 класс
Изучаемая тема | Количество учебных часов |
Тема 1. Человек. Познание | 15 |
Тема 2. Общество | 19 |
Тема 3. Культура. Мораль. Духовность | 17 |
Тема 4. Политика | 17 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 10 КЛАССА
№ урока | Тема | Тип урока | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Бытие человека. Природа, сущность и происхождение человека. Религиозный и научный взгляды. Природное и общественное в человеке. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
2 | Индивид и личность. Человек — существо духовное. Становление человека. Взаимосвязь свободы и ответственности личности. | Урок изучения новых знаний. | Обсуждение вопросов и заданий. | | |
3 | Деятельность в жизни человека. Что такое деятельность? Виды деятельности: игра, общение, учение, труд. | Урок формирования новых умений. Диалог | Понятийный диктант, анализ текста | | |
4 | Практическая и теоретическая деятельность. Созидательная и разрушительная деятельность. Структура деятельности: субъект и объект деятельности. Мотивы деятельности. | Урок изучения новых знаний. | Фронтальный опрос | | |
5 | Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
6 | Соотношение свободы и деятельности человека. Воля. Импульсивность. | Комбинированный | Анализ текста | | |
7 | Смысл жизни. В чем заключается смысл жизни? Нравственный выбор. | Урок формирования новых умений. Диалог | Фронтальный опрос | | |
8 | Смысл жизни и социализация. Институционализированная (целенаправленная) и спонтанная социализация. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
9 | Сознание, познание, знание. Три формы сознания — индивидуальное, групповое и общественное. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
10 | Самосознание. Рефлексия и самооценка. Знание как результат познания. Процесс познания. | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
11 | Ощущение, восприятие и представление. Память. Мышление. Обобщение. Анализ, синтез и сравнение. Понятие, суждение и умозаключение. | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
12 | Мышление и речь. Моделирование. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Интуиция. | Урок формирования новых умений. Диалог | Индивидуальный опрос | | |
13 | Научное познание. Формы человеческого знания. Истина и ее критерии. Основные этапы научного познания. | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
14 | Социальное познание. Науки об обществе. Знание и мифы. | Урок формирования новых умений. Диалог | Индивидуальный опрос | | |
15 | Что такое общество? Общество: основные подходы к определению понятия. Взаимосвязь природы и общества. Окружающая среда: естественная и искусственная. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Обсуждение вопросов и заданий. | | |
16 | Подсистемы общества — сферы общественной жизни. Социальные институты. Общество и государство: сходство и различия. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
17 | Типология обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество. Тип современного российского общества. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Составление таблицы. Тестирование | | |
18 | Как развивается общество? Исторический процесс и его участники. Роль народных масс и личности в истории. Понятие общественного прогресса. Регресс. Деградация. «Принцип маятника» в историческом развитии. | Комбинированный | Составление таблицы. Тестирование | | |
19 | Причины общественного развития. Социальные инстинкты. Есть ли у истории конец? Критерии общественного прогресса. Социальный прогресс и социальные революции. Социальная эволюция. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
20 | Прогрессивна ли социальная революция? | Урок обобщения и систематизации знаний. Семинар. | Обсуждение вопросов, проблем. Доклады | | |
21 | Общественные отношения. Виды общественных отношений. Социокультурные, политические и производственные отношения. | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
22 | Социальная мобильность. Социальный статус и социальная стратификация. Виды социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Индивидуальная и групповая мобильность. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Индивидуальный опрос | | |
23 | Социальные конфликты. Стадии социального конфликта. Методы разрешения конфликтных ситуаций. | Комбинированный | Фронтальный опрос | | |
24 | Общественные отношения в современной России. Социальные общности и их виды. | Урок формирования новых умений. Диалог | Обсуждение вопросов и заданий. | | |
25 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Понятие социальной нормы. Источники и характеристики социальной нормы. Виды социальных норм. Правовые нормы, их отличие от других норм. Отличие моральных норм от правовых. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
26 | Функции социальной нормы. Способы нормативного регулирования социальных отношений: дозволение, предписание, запрет. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
27 | Отклоняющееся поведение, его факторы. Способы регулирования общественных отношений посредством социальных норм. Санкции. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
28 | Многообразие социальных групп. Понятие социальной группы. Социальная структура общества и социальные группы. Малая группа. Классы и классовый подход. Классификации социальных групп. | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестирование, понятийный диктант, анализ текста | | |
29 | Молодежь как социальная группа. Групповое сознание. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
30 | Семья как малая группа и социальный институт. Неполные семьи. Обострение демографической ситуации. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обсуждение вопросов и заданий. | | |
31 | Люмпены и маргиналы. Социальная страта. Возрастная стратификация и молодежь. Семейные правоотношения. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
32 | Национальные отношения. Понятие этноса (этнической общности). Этнос и народ. Субэтносы, метаэтносы. Типы этносов: племя, народность, нация. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
33 | Межнациональное сотрудничество. Национальные и многонациональные государства. Принципы национальной политики в Российской Федерации. Проблемы федерализма и межнациональные отношения. Межнациональные отношения в России. | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Обсуждение вопросов и заданий. | | |
34 | Этносоциальные конфликты, их причины и способы предотвращения. Культурно-поведенческие стереотипы. Национальное самосознание. Соборность. Федерализм и национальные отношения. Конституционные принципы национальной политики РФ. | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестирование, понятийный диктант | | |
35 | Глобальные проблемы человечества. Общая характеристика глобальных проблем. Проблема сохранения мира. Экологическая проблема. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
36 | Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира. Демографическая проблема и нелегальная иммиграция. Борьба с терроризмом. Развитие идей о мире. Проблемы «пирамидальной модели глобализации». | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
37 | Обобщающий урок по теме «Общество». | Урок обобщения и систематизации знаний | Обсуждение вопросов и заданий. Тестирование | | |
38 | Духовная жизнь человека и общества. Понятие духовности. Духовная культура. Искусство — центральное звено духовной культуры. Общественные функции искусства. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Индивидуальный опрос | | |
39 | Культура. Цивилизация. Четыре смысла слова «культура». Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Цивилизация и культура. | Урок формирования новых умений | Тестирование, понятийный диктант, анализ текста | | |
40 | Мировоззрение как выражение культуры человека. Типы мировоззрения. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
41 | Мораль. Мораль и нравственность. Этика. Добро и зло. Понятие добродетели. Нравственные идеалы. Основные подходы к вопросу о происхождении морали: теологический, натуралистический, социологический, культурологический. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
42 | «Золотое правило» нравственности. Принцип моральной автономии личности. Гуманизм. Моральные ценности. Мораль и право. Нравственная культура личности. Этапы формирования нравственной культуры личности. | Урок формирования новых умений. Семинар | Эссе | | |
43 | Религия. Вера. Вера как психологическое явление. Соотношение веры и знания. Религия как часть духовной культуры. Функции религии. Многообразие религий. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
44 | Атеистические, теократические и светские государства. Веротерпимость и свобода совести. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
45 | Наука. Классификация наук. Науки о природе (естественные науки), науки об обществе (гуманитарные и социальные науки), науки о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки и математика. Место философии в науке. Фундаментальные и прикладные науки. | Урок формирования новых умений. | Эссе | | |
46 | Междисциплинарные исследования. Научная картина мира, ее развитие. Роль науки в истории. Наука и мораль — социальная ответственность ученого. Положение науки в России. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
47 | Образование. Роль образования в жизни человека и общества. Функции образования. Общие тенденции в условиях глобализации: интернационализация, информатизация, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования. | Урок формирования новых умений. Диалог | Индивидуальный опрос | | |
48 | Система образования в России. Образование и культура. Самообразование. | Урок формирования новых умений. | Эссе «Являются ли благом платные образовательные услуги»? | | |
49 | Реформы российского образования в прошлом, настоящем и будущем. | Урок формирования новых умений. Диалог | Индивидуальный опрос, анализ текста | | |
50 | Обобщающий урок по теме «Духовная жизнь человека и общества». | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Тестирование, понятийный диктант | | |
51 | Политические отношения. Власть и политика. Легитимность власти. Субъект и объект власти, ее источники, ресурсы и функции. Виды политической власти. Отличительные признаки политической власти. Государственная и общественная власть, ее признаки. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
52 | Политическая система общества. Политическая культура. Политическая система современной России. | Урок формирования новых умений. | Тестирование, практическая работа | | |
53 | Государство. Государство — центральный институт политической системы. Основные теории происхождения государства. Сущность и типология государств. Внутренние и внешние функции государства. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
54 | Формы правления. Формы территориально-государственного устройства. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
55 | Правовое государство, его признаки. Социальное государство. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
56 | Современные политические режимы. Понятие политического режима. Демократия, значение понятия. Формы демократии. | Урок формирования новых умений | Фронтальный опрос, анализ текста | | |
57 | Тоталитаризм и авторитаризм. Существуют ли политические режимы в чистом виде? | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Тестирование, понятийный диктант | | |
58 | Политические права и свободы. Свобода совести в СССР: пример новомучеников Русской Церкви. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
59 | Становление демократического государства в современной России. Политико-правовая культура россиян. Проблемы становления демократии в нашей стране. | Урок формирования новых умений. Диалог | Проверка творческой работы | | |
60 | Роль политической элиты в трансформации политического режима. Субъекты политической жизни, политические группы. Группы давления и группы интересов. | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Индивидуальный опрос | | |
61 | Гражданское общество. Сущность и предпосылки формирования гражданского общества. Структура гражданского общества. | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
62 | Взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданин, гражданственность, гражданство. Современное гражданство: «принцип крови» и «принцип почвы». Натурализация. Двойное гражданство. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
63 | Что мешает некоторым обществам стать гражданскими? | Комбинированный | Индивидуальный опрос | | |
64 | Политические партии. Основные характеристики политической партии. Противодействие политическому экстремизму. | Урок изучения новых знаний. Лекция | Фронтальный опрос | | |
65 | Типология партий. Политический плюрализм. Партийная система современной России. Политическое участие. Политическое поведение. Поведение политических лидеров. | Урок контроля и коррекции знаний, умений. Диалог | Фронтальный опрос | | |
66 | Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм. История возникновения политических учений. | Урок формирования новых умений. | Индивидуальный опрос | | |
67 | Обобщающий урок по теме «Политика». | Урок контроля и коррекции знаний, умений. | Тестирование, понятийный диктант | | |
68 | Итоговое повторение отдельных вопросов курса | Урок контроля и коррекции знаний, умений | Фронтальный опрос, анализ текста | | |
Итого за год | 68 часов |
Используемый учебно-методический комплект:
учебник: А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Мартьянов, А.В. Скоробогатько. Обществознание. 10 класс. – М.: Дрофа, 2017;
Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
программа: Никитин, Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько Обществознание 10-11 классы – М: Дрофа, 2013.
Методическое пособие к линии учебников «Обществознание» базовый уровень 10 класс. Авторы: А.Ф. Никитин; Г.И. Грибанова; Д.С. Мартьянов;– М.: Дрофа, 2016.
Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html
- RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Методическая литература для учителя:
1. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011
2. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ авт. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Алексеев В.П. Становление человечества.- М.,1984.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. М.,1995
5. Ермакова И.В. Начала экономики. - М., 2001
6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993.
7. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.
8. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.
9. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.
10. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.
11. Права человека: Сборник документов. М., 2015. 12. Философия. Человек и жизнь. - М., 2002
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С.Мартьянов, А.В. Скоробогатько. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная литература:
Арбузкин А.М. Обществознание. – М., 2012.
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Зверева Л.И. Обществознание: краткие конспекты уроков для учителя истории. 10 кл. / Л.И. Зверева, А.Е. Тувельман. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Ивашкевич Л.Д. 10–11 классы: учебное пособие / Л.Д. Ивашкевич, Н.Г. Сизова, Е.В. Домашек. – Изд. 13-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Кишенкова О.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Сдаем без проблем! / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2015.
Кривцова. Н.Г. Обществознание. 10 класс: проблемные вопросы, задания, задачи. – Волгоград: Учитель, 2012.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М., 2017.
А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С.Мартьянов. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Г.И. Грибановой, Д.С.Мартьянова, А.В. Скоробогатько. – М.: Дрофа, 2016.
Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие [авт. коммент. и сост. Е.Л. Рутковская]. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Синова И.В., Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки, 9 – 11 классы. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Черных Р.М. Тематическое планирование курса обществознания (с региональным компонентом). 8, 9, 10 и 11 классы: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
Рассмотрено: протокол №1 от 29 августа 2018 г.
Согласовано: замдиректора по УВР Крекова М.Е. 30 августа 2018 г.