СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса по обществознанию по учебнику Никитина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ И.В. Свинарчук


Протокол № ___

от «___»_____2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________ М.Е. Крекова


«____»_____2018 г.

«Утверждаю»

Директор

НОУ «Школа «Образ»

___________Т.Ю. Смирнова


«____» ________2018 г. от











Частное образовательное учреждение

«Школа «Образ»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(базовое изучение)


по обществознанию

в 10 классе




Составитель:

Поляков Александр Владимирович

учитель обществознания





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______

от « » августа 2018 г.






2018 – 2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 10-го класса (базовый уровень) составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом (основная образовательная программа), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ министерства образования РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Курс «Обществознание» в 10 классе средней школы является продолжением курса «Обществознание», изучаемого в 8 – 9-х классах. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Ф. Никитина, Г.И. Грибановой, А.В. Скорогобатько, Д.С. Мартьянова «Обществознание» 10 – 11 классы. (Москва, «Дрофа», 2015). Общее количество часов обучения в 10 классе составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в году обучения — 2 часа.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, мультикультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

 Понимание роли России в современном, быстро меняющемся глобальном мире;

 Формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, необходимые для целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

 Формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

 Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Требования к уровню подготовки учеников 10 класса

Знать:

 общество как целостную развивающуюся систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

 базовый понятийный аппарат социальных наук;

 причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

 основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;

 методы познания социальных явлений и процессов;

 как применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

 как оценивать социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Уметь:

 самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 организовать самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;

 определять назначение и функции различных социальных институтов;

 самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

 ясно и логично излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 применять навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Курс «Основы обществознания» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с ФГОС ООО цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы содействовать:

1) воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности;

2) развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической, правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; формированию способности к самоопределению, самореализации, самоконтроля;

3) формированию целостной картины общества, освоению тех знаний о сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4) овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

5) формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Однако, зачастую изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

  • Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

  • Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Программа обеспечена логически завершенной линией УМК Никитина А.Ф., Грибановой Г. И., Скоробогатько А. В., Мартьянова Д. С. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс (М.: Дрофа, 2017); электронное приложение к учебнику не предусмотрено, однако, необходимая методическая поддержка оказывается на сайте издательства.

Особенность данной рабочей программы определяется тем, что она основана на определенной специфике межпредметных связей (освоение нового содержания осуществляется с опорой на курсы «История», «Литература», «География», ОБЖ, МХК, на знание истории таких наук, как физика, химия, биология). Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которые могут быть пройдены одновременно с изучением обществознания или опережая его. Учёт межпредметных связей позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. Обществознание – учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии различных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, оценка, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук, а также философии.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

«Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Общая логика распределения учебного материала в курсе «Обществознание» – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, – антропоцентрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Курс «Обществознание» для 10 – 11 классов является завершающим этапом в изучении предмета в 8 – 9 классах. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

  • Понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; Формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

  • Формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

  • Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Результаты освоения учебного материала

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3. Ценностные ориентиры, основанные на: идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

  • устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;

  • творческие работы (эссе); работа с терминами (письменно и устно);

  • тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию.

Основные формы контроля знаний, умений, навыков позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  • устанавливать соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • осуществлять контроль над реализацией образовательной программы (учебного плана).

Механизм оценивания результатов:

Владение фактами:

  • установление причин фактов

  • установление взаимосвязей между фактами

  • отличие основных фактов и фактов второстепенных

Владение проблематикой:

  • формулирование проблем по теме

  • умение отыскать возможные пути решения проблемы

Владение понятиями:

  • раскрытие содержания понятий

  • установление взаимосвязей между понятиями

  • практическое применение понятий

Владение правилами и приемами:

  • формулирование правил, требований, приемов

  • раскрытие содержания правил, требований, приемов

  • характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов Проверка навыков:

  • моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

  • выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

  • самоанализ результатов выполнения подобных действий

Учебно-тематическое планирование 10 класс

Изучаемая тема

Количество учебных часов

Тема 1. Человек. Познание

15

Тема 2. Общество

19

Тема 3. Культура. Мораль. Духовность

17

Тема 4. Политика

17

Итого

68



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 10 КЛАССА


урока

Тема

Тип урока

Виды контроля

Дата по плану

Дата по факту

1

Бытие человека. Природа, сущность и происхождение человека. Религиозный и научный взгляды. Природное и общественное в человеке.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



2

Индивид и личность. Человек — существо духовное. Становление человека. Взаимосвязь свободы и ответственности личности.

Урок изучения новых знаний.

Обсуждение вопросов и заданий.



3

Деятельность в жизни человека. Что такое деятельность? Виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Понятийный диктант, анализ текста



4

Практическая и теоретическая деятельность. Созидательная и разрушительная деятельность. Структура деятельности: субъект и объект деятельности. Мотивы деятельности.

Урок изучения новых знаний.

Фронтальный опрос



5

Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности.

Комбиниро­ванный

Индивидуальный опрос



6

Соотношение свободы и деятельности человека. Воля. Импульсивность.

Комбинированный

Анализ текста



7

Смысл жизни. В чем заключается смысл жизни? Нравственный выбор.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Фронтальный опрос



8

Смысл жизни и социализация. Институционализированная (целенаправленная) и спонтанная социализация.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



9

Сознание, познание, знание. Три формы сознания — индивидуальное, групповое и общественное.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



10

Самосознание. Рефлексия и самооценка. Знание как результат познания. Процесс познания.

Комбинированный

Фронтальный опрос



11

Ощущение, восприятие и представление. Память. Мышление. Обобщение. Анализ, синтез и сравнение. Понятие, суждение и умозаключение.

Комбинированный

Фронтальный опрос



12

Мышление и речь. Моделирование. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Интуиция.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Индивидуальный опрос



13

Научное познание. Формы человеческого знания. Истина и ее критерии. Основные этапы научного познания.

Комбинированный

Фронтальный опрос



14

Социальное познание. Науки об обществе. Знание и мифы.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Индивидуальный опрос



15

Что такое общество? Общество: основные подходы к определению понятия. Взаимосвязь природы и общества. Окружающая среда: естественная и искусственная.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Обсуждение вопросов и заданий.



16

Подсистемы общества — сферы общественной жизни. Социальные институты. Общество и государство: сходство и различия.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



17

Типология обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество. Тип современного российского общества.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Составление таблицы. Тестирование



18

Как развивается общество? Исторический процесс и его участники. Роль народных масс и личности в истории. Понятие общественного прогресса. Регресс. Деградация. «Принцип маятника» в историческом развитии.

Комбинированный

Составление таблицы. Тестирование



19

Причины общественного развития. Социальные инстинкты. Есть ли у истории конец? Критерии общественного прогресса. Социальный прогресс и социальные революции. Социальная эволюция.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



20

Прогрессивна ли социальная революция?

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний. Семинар.

Обсуждение вопросов, проблем. Доклады



21

Общественные отношения. Виды общественных отношений. Социокультурные, политические и производственные отношения.

Комбинированный

Фронтальный опрос



22

Социальная мобильность. Социальный статус и социальная стратификация. Виды социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Индивидуальная и групповая мобильность.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Индивидуальный опрос



23

Социальные конфликты. Стадии социального конфликта. Методы разрешения конфликтных ситуаций.

Комбинированный

Фронтальный опрос



24

Общественные отношения в современной России. Социальные общности и их виды.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Обсуждение вопросов и заданий.



25

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Понятие социальной нормы. Источники и характеристики социальной нормы. Виды социальных норм. Правовые нормы, их отличие от других норм. Отличие моральных норм от правовых.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



26

Функции социальной нормы. Способы нормативного регулирования социальных отношений: дозволение, предписание, запрет.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



27

Отклоняющееся поведение, его факторы. Способы регулирования общественных отношений посредством социальных норм. Санкции.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



28

Многообразие социальных групп. Понятие социальной группы. Социальная структура общества и социальные группы. Малая группа. Классы и классовый подход. Классификации социальных групп.

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Тестирование, понятийный диктант, анализ текста



29

Молодежь как социальная группа. Групповое сознание.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



30

Семья как малая группа и социальный институт. Неполные семьи. Обострение демографической ситуации.

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний.

Обсуждение вопросов и заданий.



31

Люмпены и маргиналы. Социальная страта. Возрастная стратификация и молодежь. Семейные правоотношения.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



32

Национальные отношения. Понятие этноса (этнической общности). Этнос и народ. Субэтносы, метаэтносы. Типы этносов: племя, народность, нация.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



33

Межнациональное сотрудничество. Национальные и многонациональные государства. Принципы национальной политики в Российской Федерации. Проблемы федерализма и межнациональные отношения. Межнациональные отношения в России.

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Обсуждение вопросов и заданий.



34

Этносоциальные конфликты, их причины и способы предотвращения. Культурно-поведенческие стереотипы. Национальное самосознание. Соборность. Федерализм и национальные отношения. Конституционные принципы национальной политики РФ.

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Тестирование, понятийный диктант



35

Глобальные проблемы человечества. Общая характеристика глобальных проблем. Проблема сохранения мира. Экологическая проблема.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



36

Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира. Демографическая проблема и нелегальная иммиграция. Борьба с терроризмом. Развитие идей о мире. Проблемы «пирамидальной модели глобализации».

Комбинированный

Индивидуальный опрос



37

Обобщающий урок по теме «Общество».

Урок обобще­ния и систе­матизации знаний

Обсуждение вопросов и заданий. Тестирование



38

Духовная жизнь человека и общества. Понятие духовности. Духовная культура. Искусство — центральное звено духовной культуры. Общественные функции искусства.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Индивидуальный опрос



39

Культура. Цивилизация. Четыре смысла слова «культура». Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Цивилизация и культура.

Урок форми­рования новых умений

Тестирование, понятийный диктант, анализ текста



40

Мировоззрение как выражение культуры человека. Типы мировоззрения.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



41

Мораль. Мораль и нравственность. Этика. Добро и зло. Понятие добродетели. Нравственные идеалы. Основные подходы к вопросу о происхождении морали: теологический, натуралистический, социологический, культурологический.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



42

«Золотое правило» нравственности. Принцип моральной автономии личности. Гуманизм. Моральные ценности. Мораль и право. Нравственная культура личности. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Урок форми­рования новых умений. Семинар

Эссе



43

Религия. Вера. Вера как психологическое явление. Соотношение веры и знания. Религия как часть духовной культуры. Функции религии. Многообразие религий.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



44

Атеистические, теократические и светские государства. Веротерпимость и свобода совести.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



45

Наука. Классификация наук. Науки о природе (естественные науки), науки об обществе (гуманитарные и социальные науки), науки о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки и математика. Место философии в науке. Фундаментальные и прикладные науки.

Урок форми­рования новых умений.

Эссе



46

Междисциплинарные исследования. Научная картина мира, ее развитие. Роль науки в истории. Наука и мораль — социальная ответственность ученого. Положение науки в России.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



47

Образование. Роль образования в жизни человека и общества. Функции образования. Общие тенденции в условиях глобализации: интернационализация, информатизация, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Индивидуальный опрос



48

Система образования в России. Образование и культура. Самообразование.

Урок форми­рования новых умений.

Эссе «Являются ли благом платные образовательные услуги»?



49

Реформы российского образования в прошлом, настоящем и будущем.


Урок форми­рования новых умений. Диалог

Индивидуальный опрос, анализ текста



50

Обобщающий урок по теме «Духовная жизнь человека и общества».

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Тестирование, понятийный диктант



51

Политические отношения. Власть и политика. Легитимность власти. Субъект и объект власти, ее источники, ресурсы и функции. Виды политической власти. Отличительные признаки политической власти. Государственная и общественная власть, ее признаки.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



52

Политическая система общества. Политическая культура. Политическая система современной России.

Урок форми­рования новых умений.

Тестирование, практическая работа



53

Государство. Государство — центральный институт политической системы. Основные теории происхождения государства. Сущность и типология государств. Внутренние и внешние функции государства.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



54

Формы правления. Формы территориально-государственного устройства.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



55

Правовое государство, его признаки. Социальное государство.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



56

Современные политические режимы. Понятие политического режима. Демократия, значение понятия. Формы демократии.

Урок форми­рования новых умений

Фронтальный опрос, анализ текста



57

Тоталитаризм и авторитаризм. Существуют ли политические режимы в чистом виде?

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Тестирование, понятийный диктант



58

Политические права и свободы. Свобода совести в СССР: пример новомучеников Русской Церкви.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



59

Становление демократического государства в современной России. Политико-правовая культура россиян. Проблемы становления демократии в нашей стране.

Урок форми­рования новых умений. Диалог

Проверка творческой работы



60

Роль политической элиты в трансформации политического режима. Субъекты политической жизни, политические группы. Группы давления и группы интересов.

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Индивидуальный опрос



61

Гражданское общество. Сущность и предпосылки формирования гражданского общества. Структура гражданского общества.

Комбинированный

Индивидуальный опрос



62

Взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданин, гражданственность, гражданство. Современное гражданство: «принцип крови» и «принцип почвы». Натурализация. Двойное гражданство.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



63

Что мешает некоторым обществам стать гражданскими?

Комбинированный

Индивидуальный опрос



64

Политические партии. Основные характеристики политической партии. Противодействие политическому экстремизму.

Урок изучения новых знаний. Лекция

Фронтальный опрос



65

Типология партий. Политический плюрализм. Партийная система современной России. Политическое участие. Политическое поведение. Поведение политических лидеров.

Урок контроля и коррекции знаний, умений. Диалог

Фронтальный опрос



66

Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм. История возникновения политических учений.

Урок форми­рования новых умений.

Индивидуальный опрос



67

Обобщающий урок по теме «Политика».

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

Тестирование, понятийный диктант



68

Итоговое повторение отдельных вопросов курса

Урок контроля и коррекции знаний, умений

Фронтальный опрос, анализ текста



Итого за год

68 часов




Используемый учебно-методический комплект:

учебник: А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Мартьянов, А.В. Скоробогатько. Обществознание. 10 класс. – М.: Дрофа, 2017;

Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru

программа: Никитин, Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько Обществознание 10-11 классы – М: Дрофа, 2013.

Методическое пособие к линии учебников «Обществознание» базовый уровень 10 класс. Авторы: А.Ф. Никитин; Г.И. Грибанова; Д.С. Мартьянов;– М.: Дрофа, 2016.



Основные Internet-адреса:

- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

- http://www.infomarker.ru/top8.html

- RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.



Методическая литература для учителя:

1. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011

2. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ авт. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.

3. Алексеев В.П. Становление человечества.- М.,1984.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды. М.,1995

5. Ермакова И.В. Начала экономики. - М., 2001

6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М., 1993.

7. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.

8. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.

9. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.

10. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999.

11. Права человека: Сборник документов. М., 2015. 12. Философия. Человек и жизнь. - М., 2002

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

  1. А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С.Мартьянов, А.В. Скоробогатько. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2017.

Дополнительная литература:


    1. Арбузкин А.М. Обществознание. – М., 2012.

    2. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

    3. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014.

    4. Зверева Л.И. Обществознание: краткие конспекты уроков для учителя истории. 10 кл. / Л.И. Зверева, А.Е. Тувельман. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

    5. Ивашкевич Л.Д. 10–11 классы: учебное пособие / Л.Д. Ивашкевич, Н.Г. Сизова, Е.В. Домашек. – Изд. 13-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

    6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Сдаем без проблем! / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2015.

    7. Кривцова. Н.Г. Обществознание. 10 класс: проблемные вопросы, задания, задачи. – Волгоград: Учитель, 2012.

    8. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М., 2017.

    9. А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С.Мартьянов. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Г.И. Грибановой, Д.С.Мартьянова, А.В. Скоробогатько. – М.: Дрофа, 2016.

    10. Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

    11. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебное пособие [авт. коммент. и сост. Е.Л. Рутковская]. – М.: Интеллект-Центр, 2015.

    12. Синова И.В., Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки, 9 – 11 классы. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

    13. Черных Р.М. Тематическое планирование курса обществознания (с региональным компонентом). 8, 9, 10 и 11 классы: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.














Рассмотрено: протокол №1 от 29 августа 2018 г.



Согласовано: замдиректора по УВР Крекова М.Е. 30 августа 2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!