СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по 9 классам (Бабайцева).На учебный период

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

С. И. Евдокимова

Приказ №______

от ________2017



Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Корниенко Елены Владимировны

«Русский язык»

Основное общее образование, 9 А, Б классы

(базовый уровень)




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ Е.В. Корниенко

______________2017


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________Н.И. Макарова

_____________2017










2017-2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса составлена на основании основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №18» с учетом авторской программы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 9 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл, 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2011). При составлении календарно-тематического планирования использовали «Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007.

Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;

  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;

  • овладение функциональной грамотностью;

  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

  • овладение орфографией и пунктуацией;

  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

            Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики

  орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,

синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов,  грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Виды и формы контроля: контрольный диктант, изложение, сочинение. Тексты берутся из «Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. к УМК В.В. Бабайцевой.

Программа реализуется в УМК: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь»: 1. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы / Под редакцией В. В. Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2012. 2. Русский язык. Практика. 9 класс: учебник / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугов. – М.: Дрофа, 2012. 3. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014. При составлении календарно-тематического планирования использовала «Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь. 5-9 классы». Дрофа. Москва. 2007 год.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, из них: контрольные диктанты – 4 ч., уроки развития речи – 17 ч.

Изучение учебного курса составляет 70 часов. Сроки реализации рабочей программы-2017/2018 учебный год.


2. Содержание тем учебного курса

Введение (1ч.)

Богатство, образность, точность русского языка.

Повторение изученного в 8 классе (2 ч.)

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (1 ч.)

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения (3 ч.)

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Умения и навыки:

  • различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;

  • заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами в целях совершенствования высказывания.

Сложноподчиненные предложения (13 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Умения и навыки:

  • различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

  • определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

  • заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия is их строении и значении;

  • заменять сложные предложения простыми осложненными.

Сложные бессоюзные предложения (4 ч.)

Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Умения и навыки:

  • видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

  • различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления, причины, следствия, быстрой смены событий или явлений;

  • производить замену бессоюзных сложных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении;

  • уместно использовать сложные бессоюзные предложения, учитывая сферы и ситуации их предпочтительного употребления в речи.

Сложные предложения с разными видами связи (3 ч.)

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Умения и навыки:

  • производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;

  • заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот (в соответствии с речевыми задачами);

  • правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания.

Способы передачи чужой речи (4 ч.)

Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах

Умения и навыки:

  • опознавать различные способы передачи чужой речи;

  • правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;

  • использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания;

  • пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.

Общие сведения о русском языке (4 ч.)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах (18 ч.)












3.Учебно-тематическое планирование



№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

К/р

Р/р

Пр/р

1.

Введение

1




2.

Повторение изученного в 8 классе

2


1


3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

1




4.

Сложносочиненное предложение

3

1

2


5.

Сложноподчиненное предложение

13

1

5


6.

Сложное бессоюзное предложение

4


2


7.

Сложные предложения с разными видами связи

3


2


8.

Способы передачи чужой речи

4


3


9.

Общие сведения о языке

4




10.

Обобщение изученного в 5-9 классах

18

2

2


Итого

70

4

17




















4. Требования к уровню подготовки учащихся

К окончанию 9 класса учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность;

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную формацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и этого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле - и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

             говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

             письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

             фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

Лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

             морфология:  

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила;

  • объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

Синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


5.Учебно – методическое обеспечение

Конкретное количество средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).







Наименования объектов и средств материально-технического

обеспечения

Основная школа

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 6 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5—9 кл., 10—11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2011. Программа по русскому языку. 5-9 классы. В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др.

Д

1.2

Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012.

К

1.3

Русский язык. Практика. 9 класс: учебник / Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугов. – М.: Дрофа, 2012.

К

1.4

Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014.

К

1.5

Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007.


Д



Школьные словари русского языка

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь

Зубова Е.Н.. Школьный орфоэпический словарь русского языка.

Лебедев г.А.. Словарь иностранных слов.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.

Вакуров .В.Н Словарь- справочник .Трудности русского языка

Шанский Н.М.. Школьный этимологический словарь русского языка

Ожегов С.И. словарь русского языка


Ф

Печатные пособия

2.1

Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д

2.2

Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Д

КОМПЬЮТЕРНЫЕ

И информационно-коммуникационные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса русского языка

Д

Технические средства обучения

4.1

Классная доска

Д

4.2

Магнитная доска

Д

4.3

Мультимедийный проектор






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование

№ п\п



Тема

Дата

Примечание

план

факт


Введение

1.

Богатство, образность, точность русского языка

01.09-02.09




Повторение изученного в 8 классе (2 + 1 ч.)

2.

Повторение синтаксиса. Словосочетание, способы подчинительной связи. Простое предложение

04.09-09.09



3.

Осложненное предложение. Односоставное предложение

04.09-09.09



4.

Р/р. Язык и речь. Слово. Словари

11.09-16.09



Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (1 ч.)

5.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями

11.09-16.09



Сложносочиненные предложения (3 + 2 ч.)

6.

Союзы и значения сложносочиненных предложений

18.09-23.09



7.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

18.09-23.09



8.

Р/р. Описание по воображению и памяти. Описание по картине

25.09-30.09



9.

Р/р. Написание изложения, близкого к тексту упр. 32.

25.09-30.09



10.

Контрольный диктант по разделу «Сложносочиненное предложение»

02.10-07.10



Сложноподчиненные предложения (13+5 ч.)

11.

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.

02.10-07.10



12.

Р/р Анализ сочинений и изложений.

09.10-14.10



13.

Роль указательных слов в подчинении предложений.

09.10-14.10



14.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

16.10-21.10



15.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

16.10-21.10



16.

Виды придаточных предложений.

23.10-28.10



17.

Р/р. Публицистический стиль речи. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу.

23.10-28.10



18.

Р/р. Написание рецензии на рассказ С. Шуртакова «Воспарить как птица».

06.11-11.11



19.

Придаточные подлежащные и придаточные сказуемые.

06.11-11.11



20.

Придаточные определительные.

13.11-18.11



21.

Придаточные дополнительные.

13.11-18.11



22.

Р/р. Анализ творческих работ учащихся.

20.11-25.11



23.

Р/р. Аннотация. Научный стиль речи.

20.11-25.11



24.

Придаточные обстоятельственные.

27.11-02.12



25.

Придаточные обстоятельственные.

27.11-02.12



26.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

04.12-09.12



27.

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».

04.12-09.12



28.

Диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение».

11.12-16.12



Сложные бессоюзные предложения (4 +2 ч)

29.

Значения сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в них.

11.12-16.12



30.

Тире и двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

18.12-23.12



31.

Р/р. Портретный очерк. Подготовка к написанию изложения по очерку «Учитель» В. Астафьева.

18.12-23.12



25.12-30.12



32.

Р/р. Написание изложения по очерку «Учитель» В. Астафьева.



33.

Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»

25.12-30.12



34.

Повторение орфографии.

15.01-20.01



Сложные предложения с разными видами связи (3 +2 ч)

35.

Сложные предложения с разными видами связи: особенности использования их в речи, пунктуация в них.

15.01-20.01



36.

Сложные предложения с разными видами связи: особенности использования их в речи, пунктуация в них.

22.01-27.01



37.

Сложные предложения с разными видами связи: особенности использования их в речи, пунктуация в них.

22.01-27.01



38.

Р/р. Стили речи. Обобщение и углубление изученного.

29.01-03.02



39.

Р/р. Стили речи. Обобщение и углубление изученного.

29.01-03.02



Способы передачи чужой речи (4 +3 ч.)

40.

Способы передачи чужой речи.

05.02-10.02



41.

Предложения с прямой речью.

05.02-10.02



42.

Предложения с косвенной речью.

12.02-17.02



43.

Цитаты и способы цитирования.

12.02-17.02



44.

Р/р. Подготовка к изложению с дополнительным творческим заданием.

19.02-24.02



45.

Р/р. Написание изложения с дополнительным творческим заданием.

19.02-24.02



46.

Р/р. Анализ изложения.

26.02-03.03





Общие сведения о языке (4 ч.)

47.

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков

26.02-03.03



48.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

05.03-10.03



49.

Русский язык как развивающееся явление

05.03-10.03



50.

Русский язык как развивающееся явление

12.03-17.03



Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (18 +2 ч.)

51.

Систематизация знаний по фонетике.

12.03-17.03



52.

Правописание гласных в корнях.

19.03-24.03



53.

Правописание согласных в корне.

19.03-24.03



54.

Правописание приставок.

02.04-07.04



55.

Систематизация и обобщение изученного по морфемике.

02.04-07.04



56.

Систематизация и обобщение изученного по словообразованию.

09.04-14.04



57.

Систематизация и обобщение изученного по морфологии.

09.04-14.04



58.

Р/р. Повторение.

16.04-21.04



59.

Р/р. Повторение.

16.04-21.04



60.

Систематизация и обобщение изученного по лексике.

23.04-28.04



61.

Систематизация и обобщение изученного по лексике.

23.04-28.04



62.

Систематизация и обобщение изученного по лексике.

30.04-05.05



63.

Свободный диктант по теме «Обобщение изученного в 5-9 классах»

30.04-05.05





64.

Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.

07.05-12.05





65.

Систематизация и обобщение изученного по синтаксису и пунктуации.

07.05-12.05



66.

Подготовка к итоговой контрольной работе.

14.05-19.05



67.

Итоговая контрольная работа.

14.05-19.05



68.

Систематизация и обобщение знаний. Итоговый урок

21.05-25.05



69.

Резервный урок.

21.05-25.05



70.

Резервный урок.








































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контрольно-измерительные материалы:

Урок 9. Р/р. Написание изложения близкого к тексту упр. 32.

Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014. – с. 37-38, упр. 32.


Урок 10. Контрольный диктант по разделу «Сложносочиненное предложение».

Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. – с. 339.


Урок 18. Р/р. Написание рецензии на рассказ С. Шуртакова «Воспарить как птица».

Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014. – с. 84, упр. 85.

Урок 28. Диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение».

Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. – с. 355.

Урок 32. Р/р. Написание изложения по очерку «Учитель» В. Астафьева.

Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс: учебник / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2014. – с. 119, упр. 119.


Урок 45. Р/р. Написание изложения с дополнительным творческим заданием. Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. – с. 368.


Урок 63. Свободный диктант по теме «Обобщение изученного в 5-9 классах»

Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. – с. 373


Урок 67. Итоговая контрольная работа.

Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл.» / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2007. – с.376-377.













ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Нормы оценивания обучающихся

1. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. С его помощью проверяются по орфографии:

а) усвоение слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;

б) умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру-

бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 9 орфографических и 10

пунктуационных ошибок, или 7 орфографических и 12 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 15 пунктуационных ошибок, 10 орфографических и 9 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются отметки «4» две грубые орфографические ошибки, для отметки «3» - четыре грубые орфографические ошибки, для отметки «2» - девять грубых орфографических ошибок.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении

дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно-проверяемыми орфограммами.

При оценке контрольного словарного диктанта выставляются отметки:

«5» - если нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5-7 ошибок.

2. Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,

пунктуационных и грамматических.


Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах…»,

то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта

тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

3. Оценка тестов


«5»

«4»

«3»

«2»


100 – 90%

89 – 65%

64– 50%

49 – 0%



4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1.степень самостоятельности учащегося;

2.этап обучения;

3.объем работы;

4.четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного

умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому

языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умения применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) степень оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное

определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои

суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,

что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои

суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!