Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2
"Рассмотрено на МО и Согласовано «Утверждаю».
рекомендовано к Директор
утверждению" Заместитель директора по __________А.Н. Олешко
УВР__________И.И.Гоголь Приказ №________
Руководитель ШМО от"___"________2018г.
_____________________
Протокол №____ от
"___" _________2018г.
Рабочая программа
музыка
7 класс
Составитель
Скрипина Наталья Николаевна.
первая квалификационная категория:
п.Комаричи 2018год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Музыка» 7 (класс (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 7 класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, основной общеобразовательной программы школы, учебного плана.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
ЗАДАЧИ:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-
симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки,
II – выполнение проблемно-творческих заданий,
III – хоровое пение.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 7 КЛАСС
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)
Урок 1. Классика и современность.
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин».
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев.
Урок 4-5. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Продолжить знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.
Урок 6. В музыкальном театре. Балет.
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Урок 7. Героическая тема в русской музыке.
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Урок 8. В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс».
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера.
Урок 9-10. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита».
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.
Урок 11-12. Сюжеты и образы духовной музыки.
Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. «Высокая месса». Современные интерпретации сочинений Баха. Музыкальное зодчество России. С.В.Рахманинов «Всенощное бдение». Образы «Вечерни» и «Утрени».
Урок 13-14. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».
Знакомство с рок-оперой Лойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Музыкальные образы героев рок-оперы.
Урок 15. Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство.
Урок 16. Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита».
Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.
Тема II полугодия: «Особенности драматургии каменой и симфонической музыки» (18 ч.)
Урок 17. Музыкальная драматургия -развитие музыки.
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.
Урок 18. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка.
Урок 19-20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа. Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений.
Урок 21-22. Циклические формы инструментальной музыки.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.
Урок 23-24. Соната. Сонатная форма.
Знакомство с музыкальным жанром сонаты. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.
Урок 25. Сюита.
Знакомство с музыкальным жанром сюиты. Сюита в творчестве великих композиторов.
Урок 26. Симфоническая музыка.
Знакомство с музыкальным жанром симфонии. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов.
Урок 27 -29. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов.
Знакомство с жанром симфонии в творчестве великих композиторов: И.Гайдна, B.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, C.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
Урок 30. К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества».
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.
Урок 31. Инструментальный концерт.
Знакомство с жанром инструментального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна.
Урок 32. Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз».
Знакомство с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».
Урок 33. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.
Урок 34. Пусть музыка звучит! Проверочная работа.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по теме | Количество контрольных работ |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч.) |
1. | Классика и современность | 1 | |
2-3. | В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин» | 2 | |
4-5. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера | 2 | |
6. | В музыкальном театре. Балет | 1 | |
7. | Героическая тема в русской музыке | 1 | 1 |
8. | В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс» | 1 | |
9-10. | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита» | 2 | |
11-12. | Сюжеты и образы духовной музыки | 2 | |
13-14. | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 2 | |
15. | Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство | 1 | |
16. | Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита» | 1 | 1 |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.) |
17. | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | |
18. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | |
19-20. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | |
21-22. | Циклические формы инструментальной музыки | 2 | |
23-24. | Соната. Сонатная форма | 2 | |
25. | Сюита | 1 | |
26. | Симфоническая музыка | 1 | 1 |
27-29. | Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов | 3 | |
30. | К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества» | 1 | |
31. | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна. | 1 | |
32. | Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | |
33. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер | 1 | |
34. | Пусть музыка звучит! Проверочная работа | 1 | 1 |
35 | Резерв | 1 | |
| За учебный год: | 35 | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения |
7а | 7б |
план | факт | план | факт |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч.) |
1. | Классика и современность | 1 | | | | |
2-3. | В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин» | 2 | | | | |
4-5. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера | 2 | | | | |
6. | В музыкальном театре. Балет | 1 | | | | |
7. | Героическая тема в русской музыке | 1 | | | | |
8. | В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс» | 1 | | | | |
9-10. | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита» | 2 | | | | |
11-12. | Сюжеты и образы духовной музыки | 2 | | | | |
13-14. | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 2 | | | | |
15. | Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство | 1 | | | | |
16. | Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита» | 1 | | | | |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.) |
17. | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | | | | |
18. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | | | | |
19-20. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | | | | |
21-22. | Циклические формы инструментальной музыки | 2 | | | | |
23-24. | Соната. Сонатная форма | 2 | | | | |
25. | Сюита | 1 | | | | |
26. | Симфоническая музыка | 1 | | | | |
27-29. | Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов | 3 | | | | |
30. | К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества» | 1 | | | | |
31. | Инструментальныйконцерт.Концерт дляскрипкисоркестромА.И.Хачатуряна. | 1 | | | | |
32. | Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | | | | |
33. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер | 1 | | | | |
34. | Пусть музыка звучит! Проверочная работа | 1 | | | | |
35 | Резерв | 1 | | | | |
| За учебный год | 35 | | | | |
Планируемые результаты освоения курса к концу 7 класса:
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
имеет представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края;
представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и социальном признании;
чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в общественно полезной деятельности;
потребность строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к определению направления интереса.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; самостоятельно владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Познавательные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
использовать знаково-символические действия, включая моделирование:
структурировать знания;
выполнять произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устного и письменного);
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: самостоятельно вычитывать подтекстовую, концептуальную информацию;
самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий на основе заданных алгоритмов;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи на сложном уровне;
Регулятивные:
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях и жизненных, самостоятельно исправлять ошибки;
контролировать своё время;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;
Предметные результаты
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;