МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей музыки г. Димитровграда протокол № 1 от 16 августа 2021 г. руководитель ГМО __________С.В. Кадырова | Заместитель директора по УВР ________Н.П. Старухина «_____»_____________ 2021 г. | Директор МБОУ «СШ № 23» _____________М.П. Хуртина «_____»__________ 2021 г. |
| | |
| | |
Приложение к АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Рабочая программа Наименование учебного предмета - музыка Класс- 6 Г Уровень общего образования - основное общее образование Учитель музыки - Соловых Инна Николаевна Срок реализации программы -2021-2022 учебный год Количество часов по учебному плану - 1 час в неделю Планирование составлено на основе: Программа основного общего образования «Музыка 5-8 классы» Программа- Музыка. 5- 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И.Э. Кашекова.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2019 г.-127 с.-ISBN 978-5-09-072464-7. Учебник-Музыка: 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.-11-е изд.- М.: Просвещение, 2021.-168 с.:ил.-ISBN 978-5-09-077468-0 |
Рабочую программу составила Соловых Инна Николаевна
Подпись
2021 – 2022 учебный год
ПЛАНИПУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 6 КЛАСС
Изучение предмета «Музыка» в 6 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3. Два музыкальных посвящения.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Урок 4. Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинной песни мир.
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11.Русская духовная музыка. «Фрески Софии Киевской
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 12. «Перезвоны». Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. Небесное и земное в музыке Баха.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 14. Образы скорби и печали.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала
Урок 15. Фортуна правит миром.
Контраст музыкальных образов.
Урок 16. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Урок 17. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Урок 18. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 19. Могучее царство Ф. Шопена.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 20. Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 21-22. Инструментальный концерт.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления.
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24-26. Образы симфонической музыки.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 27-28. Симфоническое развитие музыкальных образов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 29. Программная увертюра.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 30-31.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32-33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34. Образы киномузыки.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Раздел 1.«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 |
1 | | | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2 | | | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 |
3 | | | Два музыкальных посвящения. | 1 |
4 | | | Портрет в музыке и живописи. | 1 |
5 | | | "Уноси моё сердце в звенящую даль..." | 1 |
6 | | | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 |
7 | | | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | 1 |
8 | | | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 |
9 | | | Мир старинной песни. | 1 |
10 | | | Народное искусство Древней Руси. | 1 |
11 | | | Русская духовная музыка. | 1 |
12 | | | Перезвоны. Молитва. | 1 |
13 | | | Небесное и земное в музыке И.С. Баха. | 1 |
14 | | | Образы скорби и печали. | 1 |
15 | | | Фортуна правит миром. | 1 |
16 | | | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
17 | | | Джаз-искусство 20 века. | 1 |
Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 |
18 | | | Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
19 | | | Могучее царство Ф. Шопена. | 1 |
20 | | | Ночной пейзаж. | 1 |
21 22 | | | Инструментальный концерт. | 2 |
23 | | | Космический пейзаж | 1 |
24 25 26 | | | Образы симфонической музыки. | 3 |
27 28 | | | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 2 |
29 | | | Программная увертюра. | 1 |
30 31 | | | Увертюра-фантазия П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта". | 2 |
32 33 | | | Мир музыкального театра. | 2 |
34 | | | Образы киномузыки. | 1 |