СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по биологии в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

               Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по биологии в 6 классе составлена на основе программы курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Данная рабочая программа разработана  в соответствии с нормативно-правовой  базой:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

4.    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

5. Приказ департамента образования Белгородской области от 15 мая 2015 года №2255 «Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

6. Приказ департамента образования Белгородской области №181 от 27 января 2016 года «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году».

7.Инструктивно-методическое письмо «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2013-2014 учебном году».

8. Инструктивно-методическое письмо «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

9. Письмо департамента образования Белгородской области от 24.08.2016 г. №9-09/14/5775      

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по биологии в 6 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


«Согласовано»

Руководитель МО учителей биологии и химии

___________

Л.М.Давыдова

Протокол №_____

от«___»______________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

______________________

Н.В.Дубровская

____________ 2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области


_____________________

О.А. Пономарёва

Приказ №_____

от_______________2016 г.




Адаптированная рабочая программа

(для детей с задержкой психического развития)

для обучения в инклюзивном классе

по учебному предмету «Биология»

уровень обучения (класс) основное общее образование, 6 класс





Разработала Давыдова Людмила Михайловна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории














2016 г

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по биологии в 6 классе составлена на основе программы курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) – приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

5. Приказ департамента образования Белгородской области от 15 мая 2015 года №2255 «Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

6. Приказ департамента образования Белгородской области №181 от 27 января 2016 года «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году».

7.Инструктивно-методическое письмо «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2013-2014 учебном году».

8. Инструктивно-методическое письмо «О создании вариативных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области в 2014-2015 учебном году».

9. Письмо департамента образования Белгородской области от 24.08.2016 г. №9-09/14/5775

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание»

Изучение биологии в 6 классе для детей с задержкой психического развития направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В календарно-тематическое планирование внесены изменения в соответствие с инструктивно-методическим письмом «О включении в учебный процесс образовательных организаций Белгородской области интегрированного курса «Белгородоведение»

Содержание модуля «Биология» направлено на развитие естественно-научного и экологического мышления школьников на основе биологических и экологических знаний родного края. Данный модуль позволяет решить задачи формирования у школьников краеведческих биологических и экологических знаний, освоения методов исследования природы родного края, знакомство с разнообразием растительного и животного мира Белгородской области, охране и бережном отношении ко всем объектам живой природы.

Содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «Биология» (5-11 классы) соответствует возрастным особенностям учащихся и позволяет реализовать региональный компонент, предусмотренный примерными программами общего образования.

Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2010. (Гриф:Рекомендовано МО РФ)

Рабочая программа для 6 класса для детей с задержкой психического развития предусматривает обучение биологии в объеме 68часов (2 часа в неделю). Программа предполагает ведение фенологиче­ских наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности био­логических явлений в программу введены 17 лабо­раторных работ, 1 практическая работа, 4экскурсии демонстрации опы­тов, проведение наблюдений. Используются индивидуальная проверка, самостоятельные работы по заданиям, самостоятельные практические исследования, биологические диктанты, тестовые задания, письменные проверочные работы. Все это дает возмож­ность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам са­мостоятельной учебной деятельности, способст­вовать развитию любознательности и интереса к предмету.




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плани-руемая дата

Факти-ческая дата


Примечание


Введение (2 часа)






1


Биология — наука о живой природе.

1





2

Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторная работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


1






Раздел 1.

Клеточное строение организмов (5 часов)






3

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Лабораторная работа № 2. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.


1





4

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Лабораторная работа № 3. Рассматривание клеток с помощью лупы, приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.


1





5

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

1





6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.


1





7

Понятие «ткань».

1






Раздел 2.

Царство Бактерии (3 часа)






8

Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

1





9

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

1





10

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1






Раздел 3.

Царство Грибы(4 часа)






11

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

1





12

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 4. Изучение строения тел шляпочных грибов.

1





13

Дрожжи, плесневые грибы.

Грибы-паразиты.

Лабораторная работа № 5. Рассматривание мукора под микроскопом.

Многообразие грибов Белгородской области, редкие и исчезающие виды грибов.


1





14

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Знакомство с экологическими проблемами своей местности.



1






Раздел 4.

Царство Растения (8 часов)






15

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.

1





16

Многообразие растений, их

связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Флора Белгородской области. Красная книга.

1





17

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.

1





18

Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторная работа № 6. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.


1





19

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа № 7. Изучение строения мха.


1





20

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторная работа № 8. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

1





21

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

1





22

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Ядовитые и лекарственные растения Белгородской области.



1






Раздел 5.

Строение и многообразие покрытосеменных растений(16 часов)






23

Строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа № 9. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.


1





24

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 10. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.


1





25

Строение корня.

1





26

Видоизменение корней.

1





27

Побег. Листорасположение.

Почки и их строение.

1





28

Рост и развитие побега.

1





29

Внешнее строение листа. Жилкование.

1





30

Клеточное строение листа.

1





31

Видоизменение листьев.

1





32

Строение стебля.

1





33

Многообразие стеблей.

1





34

Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 11. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).


1





35

Цветок и его строение. Лабораторная работа № 12. Изучение строения цветка.

1





36

Соцветия.

1





37

Плоды и их классификация.

1





38

Распространение

плодов и семян.



1






Раздел 6.

Жизнь растений (15 часов)






39

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ).

1





40

Основные процессы жизнедеятельности (рост, развитие, размножение).

1





41

Условия прорастания семян, питание проростков.

1





42

Определение всхожести семян Лабораторная работа № 13. Определение всхожести семян растений и их посев

1





43

Минеральное питание растений.

1





44

Воздушное питание растений.

1





45

Фотосинтез.

1





46

Испарение воды.

1





47

Обмен веществ и энергии.

1





48

Рост растений.

1





49

Размножение растений.

1





50

Половое размножение.

1





51

Бесполое (вегетативное) размножение.

1





52

Практическая работа № 1. Вегетативное размножение комнатных растений.

1





53

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

1






Раздел 7.

Классификация растений (7 часов)






54

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

Знакомство с классификацией цветковых растений.

1





55

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства крестоцветных. Лабораторная работа № 14. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

1





56

Морфологическая характеристика семейства розооцветных. Лабораторная работа № 15. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

1





57

Морфологическая характеристика семейства паслёновых и мотыльковых. Лабораторная работа № 16. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

1





58

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

1





59

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

1





60

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


1






Раздел 8.

Природные сообщества (6 часов)






61

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

1





62

Характеристика основных экологических групп растений. Лабораторная работа

17. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

1





63

Взаимосвязь растений с другими организмами.

Симбиоз. Паразитизм.

1





64

Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Агроценозы Белгородской области: поля, сады, тепличные хозяйства.


1





65

Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Влияние человека на растения (на примере Белгородской области).


1





66

Экскурсия. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

1






Раздел 9.

Развитие растительного мира (2 часа)






67

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений.

1





68

Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Мероприятия по защите окружающей среды.

1






Содержание программы

«Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс)

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные работы

№ 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1.

Клеточное строение организмов (5 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы

№ 2. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

№ 3. Рассматривание клеток с помощью лупы, приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2.

Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3.

Царство Грибы(4 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

№ 4. Изучение строения тел шляпочных грибов.

№ 5. Рассматривание мукора под микроскопом.

Раздел 4.

Царство Растения (8 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их

связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Лабораторные работы

№ 6. Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

№ 7. Изучение строения мха.

№ 8. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Раздел 5.

Строение и многообразие покрытосеменных растений(16 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение

плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа,

Макро- и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторные работы

№ 9. Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

№ 10. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

№ 11. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

№ 12. Изучение строения цветка.

Раздел 6.

Жизнь растений (15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений.

Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу; передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Лабораторные и практические работы

№ 13. Вегетативное размножение комнатных растений.

№ 14. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 7.

Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

№ 15. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 8.

Природные сообщества (6 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических

групп.

Лабораторная работа

№ 16. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Раздел 9.

Развитие растительного мира (2 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.


Формы и средства контроля.

Виды контроля: текущий, предварительный, периодический, итоговый.

Формы контроля:

1.Индивидуальная проверка

2.Письменная, устная проверка.

4.Самостоятельная работа по заданию, самостоятельное практическое исследование, биологический диктант, тестовые задания, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, лабораторная работа.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1. Никишова Е.А.Тестовые задания по разделу «Растения».//Биология для школьников,М.:Школьная Пресса, 2004, №1,С.34-43

2.Панина Г.Н.Биология. Диагностические работы.Авторская линия В.В.Пасечника 6-9 классы-СПб.Паритет,2006.-160 стр.

3. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология.

4.Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2005

Учебно – методические средства обучения.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2010.

Список дополнительной литературы для учителя:

1.Бенуж Е.М.Тесты по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл.)МЮ,Экзамен,2008

2.Журнал «Биология в школе»

3. Никишова Е.А.Тестовые задания по разделу «Растения».//Биология для школьников,М.:Школьная Пресса, 2004, №1,С.34-43

4. Панина Г.Н.Биология. Диагностические работы.Авторская линия В.В.Пасечника 6-9 классы-СПб.Паритет,2006.-160 стр.

5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

6.Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2005

7.Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс) М., Экзамен, 2004.

8.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

Список дополнительной литературы для учащихся:

1.Журнал «Биология для школьников».

2. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы.М.:Вента-Граф,2005.

3.Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996

4.Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997

Электронные издания:

1.Биология 6-11 кл.

2.БЭНП Биология7.

3. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории

4..Нормативные документы по ЕГЭ. 2009

5.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

6.Тесты по биологии


Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion


Оборудование и приборы

Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Имеется в

наличии


Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы..

Лупы, микроскопы лабораторные (световой), плоды томата, арбуза, яблока.

100%

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Микроскопы лабораторные (световой), предметные и покровные стёкла, чешуя лука, раствор йода.

100%

Изучение строения плесневых грибов


Лупа ручная. Препаровальная игла, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, плесень на пищевых продуктах. Плесень мукор. Чашка Петри, пинцет.

100%

Изучение строения и многооб-разия голосеменных растений

Лупа ручная, побеги сосны, ели. Набор шишек хвойных растений.

100%

Изучение строения цветка.

Цветки разных растений, лупы

100%

Ознакомление с различными видами соцветий.

Гербарии растений, комнатные растения

100%

Ознакомление с сухими и соч-ными плодами.


Плоды растений

100%

Размножение комнатных растений

Комнатные растения: бегония, колеус, бальзамин и др, горшки, скальпели, почва, горшки, лейка.

100%

Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей.

Гербарии растений, инструктивные карточки, определительные карточки.


100%

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.


Гербарии растений, комнатные растения

100%


Лупы, микроскопы лабораторные (световой), микролаборатории, комплект приспособлений для проведения исследований( Лоток для раздаточного материала (15 шт.). Препаровальные инструменты: скальпель (15 шт.); препаровальные иглы (45 шт.); пинцет (15 шт.); ножницы (15 шт.); пипетка в футляре (15 шт.); гербарии (Деревья и кустарники; основные группы растений; растительные сообщества; сельскохозяйственные растения; дикорастущие растения; культурные растения; лекарственные растения; морфология растений) ; коллекция "Формы сохранности ископаемых растений и животных" (морская лилия (слепок); коралл (натуральный объект); отпечаток листьев папоротника (натуральный объект); окаменелое дерево (натуральный объект); коллекции грибов; набор микропрепаратов по ботанике (1. Завязь и семяпочка
2. Сорус папоротника 3. Пыльник 4. Кожица лука 5. Ветка липы 6. Корневой чехлик 7. Спирогира 8. Пыльца сосны 9. Плесень мукор); плоды сельскохозяйственных растений;

набор муляжей плодов гибридных и полиплоидных растений; набор муляжей овощей;

коллекция голосеменных растений; дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов; коллекция семян и плодов; дикая форма и культурные сорта картофеля;минеральные удобрения; спилы ствола дерева поперечные;спилы деревьев продольные; шишки голосеменных растений; влажный препарат «Корень бобового растения». Модель динамическая «Размножение сосны»; модель-аппликация «Разм-ножение одноклеточных водорослей»; модель динамическая «Размножение папоротника»;

модель-аппликация «Размножение мха»; модель-аппликация «Размножение шляпочного гриба»; таблицы.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.























14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!