СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Биология".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»







«Принято» «Введено»

педагогическим советом приказом от 29 августа 2018г. №

протокол №1 от 29 августа 2018г. директор МБОУ «Калейкинская СОШ»

_______________ Фаттахов И.И.



Рабочая программа
по предмету биология для 8 класса (количество часов в неделю-2,70ч)
Составитель: Газизова Альфия Ильдусовна, учитель биологии


«Согласовано»

«Рассмотрено»

Заместитель директора На заседании МО, протокол от 28 августа 2018г.

от 29 августа 2018г. Руководитель МО ____________/З.Р.Махмутова/

___________/С. Е. Ахметшина/



2018 - 2019 учебный год





Планируемые результаты изучения предмета



Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение в науки о человеке.


  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Познавательные УУД

  • - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Общие свойства организма человека.


  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • - составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Познавательные УУД

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий






- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Нейрогуморальная регуляция функций организма.


- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний , стрессов

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности



  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий




- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Опора и движение.


- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, нарушения осанки

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;


- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи травмах

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности



  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Кровь и кровообращение.


  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, инфекционных заболеваний;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;


- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий






- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Дыхание.


  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;




- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи спасении утопающего,

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности



  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

*работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • - самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.-

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий






- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Пищеварение.


  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, инфекционных заболеваний;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов


- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях,

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий






- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Обмен веществ и энергии.


- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек,

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;


- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи ожогах, обморожениях,

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

Коммуникативные УУД



- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий




- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Выделение.

  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • - создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Размножение и развитие.


  • - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • - делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;



Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий




- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Сенсорные системы (анализаторы).


- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики зрения, слуха

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Познавательные УУД

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;



Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни


Высшая нервная деятельность.


- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек,

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Познавательные УУД

  • - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий




- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

-

Здоровье человека и его охрана

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний

  • - знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;


  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее

  • - оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Познавательные УУД

  • - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий






- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях




Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение в науки о человеке.


Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.


5

Общие свойства организма человека.


Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Лабораторные и практические работы

  • Выявление особенностей строения клеток разных тканей

4

Нейрогуморальная регуляция функций организма.


Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Лабораторные и практические работы

  • Изучение строения головного мозга;

7

Опора и движение.


Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лабораторные и практические работы

  • Выявление особенностей строения позвонков

  • Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

7

Кровь и кровообращение.


Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторные и практические работы

  • Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

  • Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

9

Дыхание.


Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Лабораторные и практические работы

  • Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения

4

Пищеварение.


Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

6

Обмен веществ и энергии.


Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

6

Выделение.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

2

Размножение и развитие.


Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

4

Сенсорные системы (анализаторы).


Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Лабораторные и практические работы

  • Изучение строения и работы органа зрения.

5

Высшая нервная деятельность.


Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

6

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.


3












Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки


Основные виды учебной деятельности

Планируемые сроки

Фактические сроки

Место человека в системе органического мира.


1.

Место человека в системе органического мира.

1



Определяют принадлежность

биологического объекта «человек
разумный» к классу млекопитающих.
Сравнивают человека с представителями
класса млекопитающих, отряду приматы.
Характеризуют особенности строения
человека, обусловленные прямо хождением
и трудовой деятельностью.


2.

Особенности человека

1



Определяют характерные для человека
особенности, формируют умения
анализировать, сравнивать, обобщать знать
основные понятия, умеют работать с
различными источниками информации.

Происхождение человека

3

Эволюция человека

1



Характеризует основных предков человека. Описывает их внешнее строение.

5

Расы человека, их происхождение и единство.

1



Даёт определение понятию: раса. Называет основные расы. Характеризует их.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1



Называют известные истории учёных Объясняют их роль в развитии науки..

Общий обзор строения и функций организма человека.

7

Клеточное строение организма.

1




Называют органоиды клетки. Сравнивают клетки растений, животных, человека. Характеризуют сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деление клетки.

8

Ткани и органы.

1



Дают определение понятию: ткань. Называют основные группы тканей человека. Сравнивают ткани человека и делают выводы на основе их сравнения. Устанавливают соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

9

Ткани органы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения тканей»

1



Дают определения понятиям: ткань, орган,
система органов. Называют органы и
системы органов человека. Характеризуют
сущность регуляции жизнедеятельности
организма.

10

Система органов. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1



Дают определение понятиям: ткань, орган,
система органов. Распознают на таблицах
и описывают органы и системы органов
человека. Характеризуют сущность
саморегуляции жизнедеятельности
организма.

Координация и регуляция

11

Гуморальная регуляция. Железы внутренней регуляции.

1



Называют особенности строения и работы
желез эндокринной системы, железы
внутренней и внешней секреции. Различают
железы внешней и внутренней секреции.

12

Гормоны и их роль в обменных процессах.

1



Дают определение понятию: гормоны.
Характеризуют роль гормонов в обмене
веществ, жизнедеятельности, росте,
развитии и поведении организма.

13

Нервная  регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлекс.

1



Дают определение понятию: рефлекс.
Называют особенности строения нервной
системы, принцип ее деятельности,
функции нервной системы. Характеризуют
роль головного мозга в регуляции
жизнедеятельности и поведения организма.

14

Строение и функции спинного мозга.

1



Называют особенности строения и функции
спинного мозга. Определяют место спинного
мозга, его форму, длину, функции
знают строение и функции спинного мозга,
умеют работать с текстом учебника.

15

Строение и функции головного мозга.

Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга» .

1



Называют особенности строения и функции
головного мозга. Изучают строение
основных отделов головного мозга, их
функции. Знают основные понятия, умеют
объяснять суть процессов происходивших в
головном мозге. Сравнивают строение
головного мозга человека и животных.

16

Большие полушария головного мозга.

1



Называют особенности строения полушарий
головного мозга. Характеризуют строение
полушарий головного мозга, функции долей
и зон коры больших полушарий

17

Анализаторы, их строение, функции.  

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»

2



Называют особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Определяют термин анализатор, особенности строения и функции зрительного анализатора. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Анализируют и оценивают воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. Используют приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

18

Анализаторы слуха и равновесия.

1



Называют особенности строения органа
слуха и слухового анализатора.
Анализируют и оценивать воздействие
факторов риска для здоровья и влияние
собственных поступков на здоровье.
Используют приобретенные знания для
соблюдения мер профилактики заболеваний
органа слуха.

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

1



Дают общую характеристику строению и
функционированию кожно-мышечного
анализатору, вкусовому и обонятельному
анализатору.

20

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие.

1



Характеризуют различные виды
анализаторов, их локализацию в организме,
строение и функции. Закрепляют знания,
полученные на предыдущих уроках.
Характеризуют различные виды
анализаторов, их локализацию в организме,
строение и функции.

21

Зачетная работа по темам: «Нервная система», «Анализаторы».




Применяют полученные знания при выполнении тематического теста.

Опора и движение

22

Состав и строение костей. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строение костей»

1



Называют функции опорно-двигательной
системы. Устанавливают взаимосвязь между
строением и функциями костей, между
строением и функциями скелета.

23

Типы соединения костей

1



Характеризуют функции опорно – двигательной системы. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета.

24

Скелет человека, его отделы. Лабораторная работа №6 «Измерение массы и роста своего организма»

1



Называют особенности строения скелета
человека, обращают внимание на
особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью.
Называют значение аппарата опоры и
движения, строение и функции скелета,
умеют распознавать части опорно-
двигательного аппарата.

25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.




Используют приобретенные знания и
умения для соблюдения мер профилактики
травматизма, нарушения осанки, оказания
первой помощи при травмах.

26

Мышцы, их строение и функции.

1



Распознают основные группы мышц человека. Раскрывают сущность биологического процесса мышц

27

Работа мышц. Лабораторная работа №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»

1



Распознают основные группы мышц
человека. Раскрывают сущность
биологического процесса мышц.

28

Заболевание опорно – двигательной системы и их профилактика.

1



Называют причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. Используют приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактики нарушения осанки.

29

Роль двигательной активности для формирования опорно – двигательной системы.

1



Используют приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно – двигательной системы.

30


Зачётная работа по теме: «Опора и движение».

1



Применяют полученные знания при выполнении тематического теста.

Внутренняя среда организма

31

Внутренняя среда организма.

1



Называют составляющие внутренней среды организма, крови, плазмы.

32

 Кровь, её состав и значение. Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови»

1



Характеризуют сущность биологического
процесса свертывания крови.

33

Иммунитет

1



Называют виды иммунитета. Объясняют появление иммунитета у человека.

Транспорт веществ

34

Транспорт веществ. Органы кровообращения.

1



Распознают и описывают систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. Характеризуют сущность биологического процесса – транспорта веществ.

35

Работа сердца. Лабораторная работа № 9 «Измерение кровяного давления»

1



Дают определение понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены. Характеризуют сущность большого и малого круга кровообращения.

36

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа № 10. Определение пульса и подсчёт числа сердечных

1



Характеризуют сущность биологического процессов: движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельность организма.

37

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение.

1



Анализируют факторы риска на здоровье,
нормальную работу сердечно-сосудистой
системы. Используют приобретенные
знания для профилактики вредных привычек
и оказания первой помощи при травмах.

37

Зачет работа по теме «Кровь», «Транспорт веществ»

1



Применяют полученные знания при выполнении тематического теста.

Дыхание

38

Строение органов дыхания

1



Называют особенности строения организма
человека – органы дыхательной системы.
Характеризуют сущность биологического
процесса дыхания.

39

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

1



Характеризуют сущность биологического
процесса дыхания, транспорта веществ,
сущность процесса регуляции
жизнедеятельности организма.

40

Жизненная ёмкость в легких. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №11 «Определение частоты дыхания»

1



Устанавливают взаимосвязь между
строением и функциями органов дыхания,
между процессами дыхания и
кровообращения. Используют
приобретенные знания для проведения
наблюдений за состоянием собственного
организма.

41

Заболевание органов дыхания и их профилактика.

1



Называют заболевания органов дыхания.
Используют приобретенные знания для
соблюдения мер профилактики
инфекционных и простудных заболеваний,
вредных привычек (курение).

42

Приёмы оказания первой помощи при нарушении дыхания.

1



Объясняют зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализируют и оценивают воздействие факторов риска на здоровье.

Пищеварение


43

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества

1



Объясняют роль питательных веществ в
организме. Характеризуют сущность
процесса питания. Называют питательные
вещества и пищевые продукты, в которых
они находятся.

44

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

1



Характеризуют особенности строения
организма человека – органы
пищеварительной системы, сущность
биологического процесса питания,
пищеварения. Устанавливают взаимосвязь
между строением и функциями органов
пищеварения.

45

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12 «Воздействие желудочного сока на белки,, слюны, на крахмал»

1



Характеризуют сущность биологического
процесса питания, пищеварения, роль
ферментов в пищеварении. Дают
определение понятиям: фермент, рефлекс.

46

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1



Характеризуют сущность биологического
процесса питания, пищеварения, роль
ферментов в пищеварении. Устанавливают
взаимосвязь между строением и функциями
органов пищеварения.

47

Гигиена питания. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний. Лабораторная работа №13 «Определение норм рационального питания»

1



Используют приобретенные знания для
соблюдения мер профилактики заболеваний
органов пищеварения, для оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями.

48

Зачётная работа по темам: «Дыхание», «Пищеварение».

1



Применяют полученные знания при выполнении тематического теста.

Обмен веществ

49

Обмен веществ и энергии.

1



Характеризуют сущность обмена веществ и превращение энергии в организме человека.

50

Витамины.

1



Называют основные группы витаминов и
продукты, в которых они содержатся.
Характеризуют роль витаминов в
организме, их влияние на
жизнедеятельность.

Выделение

51

Выделение. Строение и функции почек.

1



Называют особенности строения организма
человека – органы мочевыделительной
системы. Характеризуют сущность
биологического процесса выделения и его
роль в обмене веществ.

52

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

1



Используют приобретенные знания для
соблюдения мер профилактики заболеваний
выделительной системы, профилактики вредных привычек.


Покровы тела

53

Строение и функции кожи.

1



Называют особенности строения организма
человека – кожи и ее функций.
Характеризуют роль кожи в обмене
веществ.

54

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.

1



Характеризуют роль кожи в обмене
веществ и жизнедеятельности организма.
Анализируют и оценивать воздействие
факторов риска на здоровье. Используют
приобретенные знания для соблюдения мер
профилактики заболеваний, связанных с
нарушением теплорегуляции.

55

Гигиена одежды и обуви.

1



Называют меры оказания первой помощи
при перегревании и переохлаждении,
значение закаливания для сохранения
здоровья.


Размножение и развитие

56

Половая система человека

1




Называют особенности строения женской и
мужской половой системы. Объясняют
причины наследственности.
Характеризуют сущность процессов
размножения и развития человека.

57

Возрастные процессы.

1



Характеризуют особенности роста и
развития ребенка, периоды формирования
организма. Умеют самостоятельно работать с
источниками, извлекать нужную
информацию.

58

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика.

1



Называют причины проявления
наследственных заболеваний.
Анализируют и оценивают воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики ВИЧ – инфекции.

59

Зачётная работа по теме «Размножение»

1



Применяют полученные знания при
выполнении тематического теста.

Высшая нервная система

60

Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды.

1



Дают определение понятию: рефлекс,
условный и безусловный рефлекс. Называют
принцип работы нервной системы.
Характеризуют особенности работы
головного мозга.

61

Биологические ритмы. Сон, его значение, гигиена сна.

1



Характеризовуют особенности работы
головного мозга, значение сна для организма
человека. Используют приобретенные
знания для рациональной организации труда
и отдыха.

62

Особенности высшей нервной деятельности

1



Характеризуют особенности высшей
нервной деятельности и поведения человека,
их значение.

63

Познавательные процессы. Речь, мышление.

1



Характеризуют особенности высшей
нервной деятельности и поведения человека.
Используют приобретенные знания для
проведения наблюдений за состоянием
собственного организма, для организации
учебной деятельности.

64

Память, эмоции.

1



Характеризуют особенности высшей
нервной деятельности и поведения человека.
Используют приобретенные знания для
проведения наблюдений за состоянием
собственного организма, для организации
учебной деятельности.

Человек и его здоровье

65

Здоровье и влияющие на него факторы Лабораторная работа №14 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

1



Называют типы влияния окружающей среды на
человека, меры борьбы с ними.
Правила поведения человека в
окружающей среде.

66

Оказание первой доврачебной помощи.
Лабораторная работа №15 «Изучение приемов
остановки капиллярного, артериального и
венозного кровотечений»

1



Характеризуют способы оказания ПМП при
различных видах повреждений (при
кровотечениях, отравлении угарным
газом, спасении утопающего, травмах,
ожогах, обморожении).

67

Вредные привычки, их влияние на здоровье
человека.

1



Называют вредные привычки и их действие на организм человека. Соблюдают меры их профилактики.

68

Заболевания человека, их профилактика.

1



Используют приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания).

69

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

1



Применяют полученные знания при
выполнении тематического теста.

70

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»

1





ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И. Сонин. Биология.Человек Базовый уровень: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

51



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!