СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌‌Министерство образования Оренбургской области‌‌

Администрация муниципального образования Светлинский район Оренбургской области‌

МБОУ Степная СОШ





РАССМОТРЕНО

Методическим советом

__________ Фролова М.В.

Протокол №1

от «27» августа 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________Забродина А.В.

Приказ № 52

от «28» августа 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 399392)


учебного курса «Математика»

для обучающихся 5-6 классов












посёлок Степной‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:

  • продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;

  • подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

  • формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.

Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.

Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента.

Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса.

При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа.

В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего образования, систематизируются и расширяются.

Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики.

‌На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю).‌‌‌

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


5 КЛАСС


Натуральные числа и нуль

Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на координатной (числовой) прямой.

Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления.

Сравнение натуральных чисел, сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел.

Сложение натуральных чисел, свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения, распределительное свойство (закон) умножения.

Использование букв для обозначения неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий.

Делители и кратные числа, разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.

Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений, порядок выполнения действий. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и умножения, распределительного свойства умножения.

Дроби

Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанная дробь, представление смешанной дроби в виде неправильной дроби и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.

Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей, взаимно обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части.

Десятичная запись дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой. Сравнение десятичных дробей.

Арифметические действия с десятичными дробями. Округление десятичных дробей.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение основных задач на дроби.

Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы.

Длина отрезка, метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, о равенстве фигур.

Изображение фигур, в том числе на клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата.

Площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади.

Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов).

Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.

6 КЛАСС


Натуральные числа

Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел.

Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.

Дроби

Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями.

Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач.

Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.

Положительные и отрицательные числа

Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.

Буквенные выражения

Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы, формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов.

Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.

Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты.

Оценка и прикидка, округление результата. Составление буквенных выражений по условию задачи.

Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг.

Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке.

Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге.

Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга.

Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии.

Построение симметричных фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов).

Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.

Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.

Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.

Округлять натуральные числа.

Решение текстовых задач

Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость.

Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.

Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие.

Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.

Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр.

Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки.

Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.

Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.

Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.

Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.

Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.

Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Числа и вычисления

Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой.

Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков.

Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами.

Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий.

Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.

Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.

Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.

Числовые и буквенные выражения

Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени.

Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.

Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения.

Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

Находить неизвестный компонент равенства.

Решение текстовых задач

Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом.

Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и проценты.

Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения соответствующих величин.

Составлять буквенные выражения по условию задачи.

Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.

Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.

Наглядная геометрия

Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур.

Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.

Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии.

Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов, распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы.

Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие.

Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке.

Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие.

Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка.

Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед.

Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма;

Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

43

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

2

Наглядная геометрия. Линии на плоскости

12


2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

3

Обыкновенные дроби

48

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

4

Наглядная геометрия. Многоугольники

10


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

5

Десятичные дроби

38

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

6

Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве

9


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

7

Повторение и обобщение

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4131ce

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

4


6 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Натуральные числа

30

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

2

Наглядная геометрия. Прямые на плоскости

7



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

3

Дроби

32

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

4

Наглядная геометрия. Симметрия

6


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

5

Выражения с буквами

6



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

6

Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости

14

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

7

Положительные и отрицательные числа

40

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

8

Представление данных

6


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

9

Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве

9


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

10

Повторение, обобщение, систематизация

20

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414736

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

5

5


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Фактическая дата изучения


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел

1



01.09.2023


2

Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел

1



04.09.2023


3

Натуральный ряд. Число 0

1



05.09.2023


4

Натуральный ряд. Число 0

1



06.09.2023


5

Натуральные числа на координатной прямой

1



07.09.2023


6

Натуральные числа на координатной прямой

1



08.09.2023


7

Натуральные числа на координатной прямой

1



11.09.2023


8

Сравнение, округление натуральных чисел

1



12.09.2023


9

Сравнение, округление натуральных чисел

1



13.09.2023


10

Сравнение, округление натуральных чисел

1



14.09.2023


11

Сравнение, округление натуральных чисел

1



15.09.2023


12

Сравнение, округление натуральных чисел

1



18.09.2023


13

Арифметические действия с натуральными числами

1



19.09.2023


14

Арифметические действия с натуральными числами

1



20.09.2023


15

Арифметические действия с натуральными числами

1



21.09.2023


16

Арифметические действия с натуральными числами

1



22.09.2023


17

Арифметические действия с натуральными числами

1



25.09.2023


18

Арифметические действия с натуральными числами

1



26.09.2023


19

Арифметические действия с натуральными числами

1



27.09.2023


20

Свойства нуля при сложении и умножении, свойства единицы при умножении

1



28.09.2023


21

Свойства нуля при сложении и умножении, свойства единицы при умножении

1



29.09.2023


22

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

1



02.10.2023


23

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

1



03.10.2023


24

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения

1



04.10.2023


25

Делители и кратные числа, разложение числа на множители

1



05.10.2023


26

Делители и кратные числа, разложение числа на множители

1



06.10.2023


27

Делители и кратные числа, разложение числа на множители

1



09.10.2023


28

Деление с остатком

1



10.10.2023


29

Деление с остатком

1



11.10.2023


30

Простые и составные числа

1



12.10.2023


31

Простые и составные числа

1



13.10.2023


32

Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9

1



16.10.2023


33

Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9

1



17.10.2023


34

Числовые выражения; порядок действий

1



18.10.2023


35

Числовые выражения; порядок действий

1



19.10.2023


36

Числовые выражения; порядок действий

1



20.10.2023


37

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



23.10.2023


38

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



24.10.2023


39

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



25.10.2023


40

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



26.10.2023


41

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



27.10.2023


42

Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки

1



06.11.2023


43

Контрольная работа по теме "Натуральные числа и нуль"

1

1


07.11.2023


44

Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная

1



08.11.2023


45

Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины

1



09.11.2023


46

Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины

1



10.11.2023


47

Окружность и круг

1



13.11.2023


48

Окружность и круг

1



14.11.2023


49

Практическая работа по теме "Построение узора из окружностей"

1


1

15.11.2023


50

Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы

1



16.11.2023


51

Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы

1



17.11.2023


52

Измерение углов

1



20.11.2023


53

Измерение углов

1



21.11.2023


54

Измерение углов

1



22.11.2023


55

Практическая работа по теме "Построение углов"

1


1

23.11.2023


56

Дробь. Правильные и неправильные дроби

1



24.11.2023


57

Дробь. Правильные и неправильные дроби

1



27.11.2023


58

Дробь. Правильные и неправильные дроби

1



28.11.2023


59

Дробь. Правильные и неправильные дроби

1



29.11.2023


60

Дробь. Правильные и неправильные дроби

1



30.11.2023


61

Основное свойство дроби

1



01.12.2023


62

Основное свойство дроби

1



04.12.2023


63

Основное свойство дроби

1



05.12.2023


64

Основное свойство дроби

1



06.12.2023


65

Основное свойство дроби

1



07.12.2023


66

Основное свойство дроби

1



08.12.2023


67

Основное свойство дроби

1



11.12.2023


68

Сравнение дробей

1



12.12.2023


69

Сравнение дробей

1



13.12.2023


70

Сравнение дробей

1



14.12.2023


71

Сравнение дробей

1



15.12.2023


72

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



18.12.2023


73

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



19.12.2023


74

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



20.12.2023


75

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



21.12.2023


76

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



22.12.2023


77

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



25.12.2023


78

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



26.12.2023


79

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



27.12.2023


80

Смешанная дробь

1



28.12.2023


81

Смешанная дробь

1



29.12.2023


82

Смешанная дробь

1



09.01.2024


83

Смешанная дробь

1



10.01.2024


84

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



11.01.2024


85

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



12.01.2024


86

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



15.01.2024


87

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



16.01.2024


88

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



17.01.2024


89

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



18.01.2024


90

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



19.01.2024


91

Умножение и деление обыкновенных дробей; взаимнообратные дроби

1



22.01.2024


92

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



23.01.2024


93

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



24.01.2024


94

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



25.01.2024


95

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



26.01.2024


96

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



29.01.2024


97

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



30.01.2024


98

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



31.01.2024


99

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



02.02.2024


100

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



05.02.2024


101

Применение букв для записи математических выражений и предложений

1



06.02.2024


102

Применение букв для записи математических выражений и предложений

1



07.02.2024


103

Контрольная работа по теме "Обыкновенные дроби"

1

1


08.02.2024


104

Многоугольники. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат

1



12.02.2024


105

Многоугольники. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат

1



13.02.2024


106

Практическая работа по теме "Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге"

1


1

14.02.2024


107

Треугольник

1



15.02.2024


108

Треугольник

1



16.02.2024


109

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1



19.02.2024


110

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1



20.02.2024


111

Площадь и периметр прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, единицы измерения площади

1



21.02.2024


112

Периметр многоугольника

1



22.02.2024


113

Периметр многоугольника

1



23.02.2024


114

Десятичная запись дробей

1



26.02.2024


115

Десятичная запись дробей

1



27.02.2024


116

Десятичная запись дробей

1



28.02.2024


117

Сравнение десятичных дробей

1



29.02.2024


118

Сравнение десятичных дробей

1



01.03.2024


119

Сравнение десятичных дробей

1



04.03.2024


120

Сравнение десятичных дробей

1



05.03.2024


121

Сравнение десятичных дробей

1



06.03.2024


122

Действия с десятичными дробями

1



07.03.2024


123

Действия с десятичными дробями

1



11.03.2024


124

Действия с десятичными дробями

1



12.03.2024


125

Действия с десятичными дробями

1



13.03.2024


126

Действия с десятичными дробями

1



14.03.2024


127

Действия с десятичными дробями

1



15.03.2024


128

Действия с десятичными дробями

1



18.03.2024


129

Действия с десятичными дробями

1



19.03.2024


130

Действия с десятичными дробями

1



20.03.2024


131

Действия с десятичными дробями

1



21.03.2024


132

Действия с десятичными дробями

1



22.03.2024


133

Действия с десятичными дробями

1



03.04.2024


134

Действия с десятичными дробями

1



04.04.2024


135

Действия с десятичными дробями

1



05.04.2024


136

Действия с десятичными дробями

1



08.04.2024


137

Действия с десятичными дробями

1



09.04.2024


138

Действия с десятичными дробями

1



10.04.2024


139

Действия с десятичными дробями

1



11.04.2024


140

Действия с десятичными дробями

1



12.04.2024


141

Округление десятичных дробей

1



15.04.2024


142

Округление десятичных дробей

1



16.04.2024


143

Округление десятичных дробей

1



17.04.2024


144

Округление десятичных дробей

1



18.04.2024


145

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



19.04.2024


146

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



22.04.2024


147

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



23.04.2024


148

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



24.04.2024


149

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



25.04.2024


150

Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби

1



26.04.2024


151

Контрольная работа по теме "Десятичные дроби"

1

1


29.04.2024


152

Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел

1



30.04.2024


153

Многогранники. Изображение многогранников. Модели пространственных тел

1



01.05.2024


154

Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда

1



02.05.2024


155

Прямоугольный параллелепипед, куб. Развёртки куба и параллелепипеда

1



03.05.2024


156

Практическая работа по теме "Развёртка куба"

1


1

06.05.2024


157

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда

1



07.05.2024


158

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда

1



08.05.2024


159

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда

1



09.05.2024


160

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда

1



10.05.2024


161

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



13.05.2024


162

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



14.05.2024


163

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



15.05.2024


164

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



16.05.2024


165

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



17.05.2024


166

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



20.05.2024


167

Итоговая контрольная работа

1

1


21.05.2024


168

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



22.05.2024


169

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



23.05.2024


170

Повторение основных понятий и методов курса 5 класса, обобщение знаний

1



24.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

4



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​ Методические рекомендации 5-6 классы. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru/ https://edu.1sept.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://resh.edu.ru/ https://math-oge.sdamgia.ru/ https://edu.orb.ru/‌​




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!