СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 4 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Алтайского края Управление образования города Бийска РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей. Руководитель МО: Кравченко Е.Н. Протокол №1 от 26. 08. 2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора: Игнатова М.Л. Протокол №96 от 29.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор: Симахина Г.А. Приказ №1 от 30. 08.2022 г. МБОУ "Гимназия №11" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 764705) учебного предмета «Физическая культура» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Савёлов Иван Владимирович учитель физической культуры г. Бийск 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения. Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационнокоммуникативных технологий и передового педагогического опыта. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане В 4 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно 102 часа. Раздел "Прикладноориентированная физическая культура" из расчёта 1 час в неделю (34 часа) выноситься на внеурочную деятельность. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания о физической культуре. Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России. Способы самостоятельной деятельности. Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой. Физическое совершенствование.Оздоровительная физическая культура. Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах; солнечные и воздушные процедуры. Спортивно-оздоровительная физическая культура. Гимнастика с основами акробатики. Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка». Лёгкая атлетика. Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт; стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте. Лыжная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом. Плавательная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди; ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине. Подвижные и спортивные игры. Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача; приём и передача мяча сверху; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Прикладно-ориентированная физическая культура. Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе: — становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; — формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; — проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; — уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; — стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; — проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. Метапредметные результаты Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения. По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: — сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; — выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; — объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости; коммуникативные УУД: — взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; — использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; — оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой; регулятивные УУД: — выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; — самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; — оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. Предметные результаты К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: — объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины; — осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем; — приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости; — приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой; — проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости; — демонстрировать акробатические комбинации из 5—7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя); — демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания; — демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение; — выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием; — выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность; — демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору учащегося); — выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности; — выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изуче ния Виды деятельности Виды, форм ы контр оля Электронн ые (цифровые) образовате льные ресурсы все го контрол ьные работы практич еские работы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 . Из истории развития физической культуры в России 1 0 0 обсуждают развитие физической культуры в средневековой России, устанавливают особенности проведения популярных среди народа состязаний;; обсуждают и анализируют особенности развития физической культуры во времена Петра I и его соратников, делают выводы о её связи с физической подготовкой будущих солдат —защитников Отечества;; Устн ый опро с; 1.2 . Из истории развития национальных видовспорта 1 знакомятся и обсуждают виды спорта народов, населяющих Российскую Федерацию, находят в них общие признаки и различия, готовят небольшой доклад (сообщение) о развитии национальных видов спорта в своей республике, области, регионе; Устн ый опро с; Итого по разделу 2 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 . Самостоятельная физическая подготовка 2 обсуждают содержание и задачи физической подготовки школьников, её связь с укреплением здоровья, подготовкой к предстоящей жизнедеятельности;; обсуждают и анализируют особенности организации занятий физической подготовкой в домашних условиях; Практич еская работа; 2.2 . Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма 1 обсуждают работу сердца и лёгких во время выполнения физических нагрузок, выявляют признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на развитие систем дыхания и кровообращения;; устанавливают зависимость активности систем организма от величины нагрузки, разучивают способы её регулирования в процессе самостоятельныхзанятий физической подготовкой;; выполняют мини-исследование по оценке тяжести физической нагрузки по показателям частоты пульса (работа в парах):; Устн ый опро с; 2.3 . Оценка годовой динамики показателейфизического развития и физической подготовленности 1 обсуждают рассказ учителя о неравномерном изменении показателей физического развития и физической подготовленности учащихся в период обучения в школе;; составляют таблицу наблюдений за результатами измерения показателей физического развития и физической подготовленности по учебным четвертям (триместрам) по образцу;; измеряют показатели физического развития и физической подготовленности, сравнивают результаты измерения индивидуальных показателей с таблицей возрастных стандартов;; ведут наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности в течение учебного года и выявляют, в какой учебнойчетверти (триместре) были наибольшие их приросты;; обсуждают рассказ учителя о формах осанки и разучивают способы еёизмерения;; проводят мини-исследования по определению состояния осанки с помощьютеста касания рук за спиной:; Устн ый опро с; 2.4 . Оказание первой помощи на занятиях физической культурой 1 обсуждают рассказ учителя о возможных травмах и ушибах на урокахфизической культуры, анализируют признаки лёгких и тяжёлых травм,приводят причины их возможного появления;; разучивают правила оказания первой помощи при травмах и ушибах, приёмы идействия в случае их появления (в соответствии с образцами учителя):; Практич еская работа; Итого по разделу 5 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 3. Оздоровительная физическая культура 3.1 . Упражнения для профилактики нарушения осанки 1 выполняют комплекс упражнений на расслабление мышц спины:; Практич еская работа; 3.2 . Закаливание организма 1 разучивают правила закаливания во время купания в естественных водоёмах,при проведении воздушных и солнечных процедур, приводят примеры возможных негативных последствий их нарушения;; обсуждают и анализируют способы организации, проведения и содержанияпроцедур закаливания; Практич еская работа; Итого по разделу 2 Раздел 4. Спортивно-оздоровительная физическая культура 4.1 . Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений 1 обсуждают возможные травмы при выполнении гимнастических и акробатических упражнений, анализируют причины их появления, приводят примеры по способам профилактики и предупреждения травм;; разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях; Устн ый опро с; 4.2 . Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Акробатическая комбинация 4 обсуждают правила составления акробатической комбинации, последовательность самостоятельного Практич еская работа; разучивания акробатическихупражнений;; разучивают упражнения акробатической комбинации (примерные варианты):; 4.3 . Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Опорный прыжок 2 наблюдают и обсуждают образец техники выполнения опорного прыжка через гимнастического козла напрыгиванием, выделяют его основные фазы и анализируют особенности их; выполнения (разбег, напрыгивание, опора на руки и переход в упор стоя на коленях, переход в упор присев, прыжок толчок двумя ногами прогнувшись,приземление);; описывают технику выполнения опорного прыжка и выделяют её сложныеэлементы (письменное изложение);; выполняют подводящие упражнения для освоения опорного прыжка черезгимнастического козла с разбега напрыгиванием:; Практич еская работа; 4.4 . Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Упражнения на гимнастической перекладине 2 знакомятся с понятиями «вис» и «упор», выясняют отличительные признакивиса и упора, наблюдают за образцами их выполнения учителем;; знакомятся со способами хвата за гимнастическую перекладину, определяют их назначение при выполнении висов и упоров (вис сверху, снизу, разноимённый);; выполняют висы на низкой гимнастической перекладине с разными способами хвата (висы стоя на согнутых руках; лёжа согнувшись и сзади; присев и присевсзади);; Практич еская работа; 4. 5. Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Танцевальные упражнения 1 наблюдают и анализируют образец танца «Леткаенка», выделяют особенности выполнения его основных движений;; разучивают движения танца, стоя на месте:; Практич еская работа; 4. 6. Модуль "Лёгкая атлетика". Предупреждениетравм на занятиях лёгкой атлетикой 1 обсуждают возможные травмы при выполнении легкоатлетических упражнений, анализируют причины их появления, приводят примеры по способам профилактики и предупреждения (при выполнении беговых и прыжковых упражнений, бросках и метании спортивных снарядов);; разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях лёгкой атлетикой; Уст

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 4 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Управление образования города Бийска







РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей.
Руководитель МО:
Кравченко Е.Н.
Протокол №1
от 26. 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора:
Игнатова М.Л.
Протокол №96 
от 29.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор:
Симахина Г.А.
Приказ №1 
от 30. 08.2022 г.









МБОУ "Гимназия №11"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 764705)

учебного предмета

«Физическая культура»

для 4 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год









Составитель: Савёлов Иван Владимирович

учитель физической культуры












г. Бийск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.

В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.

Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.

Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности.

Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование»

вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.

Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения.

Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно- коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.

Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

В 4 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно 102 часа. Раздел "Прикладно- ориентированная физическая культура" из расчёта 1 час в неделю (34 часа) выноситься на внеурочную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре. Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России.

Способы самостоятельной деятельности. Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой.

Физическое совершенствование.Оздоровительная физическая культура. Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах; солнечные и воздушные процедуры.

Спортивно-оздоровительная физическая культура. Гимнастика с основами акробатики. Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка».

Лёгкая атлетика. Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт; стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте.

Лыжная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.

Плавательная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди; ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине.

Подвижные и спортивные игры. Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача; приём и передача мяча сверху; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.

Прикладно-ориентированная физическая культура. Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:

  • становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

  • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

  • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

  • уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;

  • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

  • проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения.

По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся:

познавательные УУД:

  • сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности;

  • выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению;

  • объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости;

коммуникативные УУД:

  • взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;

  • использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств;

  • оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой;


регулятивные УУД:

  • выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов;

  • оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Предметные результаты

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:


  • объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины;

  • осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости;

  • приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой;

  • проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;

  • демонстрировать акробатические комбинации из 5—7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя);

  • демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания;

  • демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение;

  • выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;

  • выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;

  • демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору учащегося);

  • выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности;

  • выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Знания о физической культуре

1.1.

Из истории развития физической культуры в России

1

0

0


обсуждают развитие физической культуры в средневековой России, устанавливают особенности проведения популярных среди народа состязаний;; обсуждают и анализируют особенности развития физической культуры во времена Петра I и его соратников, делают выводы о её связи с физической подготовкой будущих солдат —защитников Отечества;;

Устный опрос;


1.2.

Из истории развития национальных видов спорта

1




знакомятся и обсуждают виды спорта народов, населяющих Российскую Федерацию, находят в них общие признаки и различия, готовят небольшой доклад (сообщение) о развитии национальных видов спорта в своей республике, области, регионе;

Устный опрос;


Итого по разделу

2


Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности

2.1.

Самостоятельная физическая подготовка

2




обсуждают содержание и задачи физической подготовки школьников, её связь с укреплением здоровья, подготовкой к предстоящей жизнедеятельности;; обсуждают и анализируют особенности организации занятий физической подготовкой в домашних условиях;

Практическая работа;


2.2.

Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма

1




обсуждают работу сердца и лёгких во время выполнения физических нагрузок, выявляют признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на развитие систем дыхания и кровообращения;;

устанавливают зависимость активности систем организма от величины нагрузки, разучивают способы её регулирования в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;;

выполняют мини-исследование по оценке тяжести физической нагрузки по показателям частоты пульса (работа в парах):;

Устный опрос;


2.3.

Оценка годовой динамики показателей физического развития и физической подготовленности

1




обсуждают рассказ учителя о неравномерном изменении показателей физического развития и физической подготовленности учащихся в период обучения в школе;;

составляют таблицу наблюдений за результатами измерения показателей физического развития и физической подготовленности по учебным четвертям (триместрам) по образцу;;

измеряют показатели физического развития и физической подготовленности, сравнивают результаты измерения индивидуальных показателей с таблицей возрастных стандартов;;

ведут наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности в течение учебного года и выявляют, в какой учебной четверти (триместре) были наибольшие их приросты;;

обсуждают рассказ учителя о формах осанки и разучивают способы её измерения;;

проводят мини-исследования по определению состояния осанки с помощью теста касания рук за спиной:;

Устный опрос;


2.4.

Оказание первой помощи на занятиях физической культурой

1




обсуждают рассказ учителя о возможных травмах и ушибах на уроках физической культуры, анализируют признаки лёгких и тяжёлых травм, приводят причины их возможного появления;;

разучивают правила оказания первой помощи при травмах и ушибах, приёмы и действия в случае их появления (в соответствии с образцами учителя):;

Практическая работа;


Итого по разделу

5


ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Раздел 3. Оздоровительная физическая культура

3.1.

Упражнения для профилактики нарушения осанки

1




выполняют комплекс упражнений на расслабление мышц спины:;

Практическая работа;


3.2.

Закаливание организма

1




разучивают правила закаливания во время купания в естественных водоёмах, при проведении воздушных и солнечных процедур, приводят примеры возможных негативных последствий их нарушения;;

обсуждают и анализируют способы организации, проведения и содержания процедур закаливания;

Практическая работа;


Итого по разделу

2







Раздел 4. Спортивно-оздоровительная физическая культура

4.1.

Модуль "Гимнастика с основами акробатики". Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений

1




обсуждают возможные травмы при выполнении гимнастических и акробатических упражнений, анализируют причины их появления, приводят примеры по способам профилактики и предупреждения травм;;

разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях;

Устный опрос;


4.2.

Модуль "Гимнастика с основами акробатики".

Акробатическая комбинация

4




обсуждают правила составления акробатической комбинации, последовательность самостоятельного разучивания акробатических упражнений;;

разучивают упражнения акробатической комбинации (примерные варианты):;

Практическая работа;


4.3.

Модуль "Гимнастика с основами акробатики".

Опорный прыжок

2




наблюдают и обсуждают образец техники выполнения опорного прыжка через гимнастического козла напрыгиванием, выделяют его основные фазы и анализируют особенности их;

выполнения (разбег, напрыгивание, опора на руки и переход в упор стоя на коленях, переход в упор присев, прыжок толчок двумя ногами прогнувшись, приземление);;

описывают технику выполнения опорного прыжка и выделяют её сложные элементы (письменное изложение);;

выполняют подводящие упражнения для освоения опорного прыжка через гимнастического козла с разбега напрыгиванием:;

Практическая работа;


4.4.

Модуль "Гимнастика с основами акробатики".

Упражнения на гимнастической перекладине

2




знакомятся с понятиями «вис» и «упор», выясняют отличительные признаки виса и упора, наблюдают за образцами их выполнения учителем;;

знакомятся со способами хвата за гимнастическую перекладину, определяют их назначение при выполнении висов и упоров (вис сверху, снизу, разноимённый);;

выполняют висы на низкой гимнастической перекладине с разными способами хвата (висы стоя на согнутых руках; лёжа согнувшись и сзади; присев и присев сзади);;

Практическая работа;



4.5.

Модуль "Гимнастика с основами акробатики".

Танцевальные упражнения

1




наблюдают и анализируют образец танца «Летка-енка», выделяют особенности выполнения его основных движений;;

разучивают движения танца, стоя на месте:;

Практическая работа;


4.6.

Модуль "Лёгкая атлетика". Предупреждение травм на занятиях лёгкой атлетикой

1




обсуждают возможные травмы при выполнении легкоатлетических упражнений, анализируют причины их появления, приводят примеры по способам профилактики и предупреждения (при выполнении беговых и прыжковых упражнений, бросках и метании спортивных снарядов);; разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях лёгкой атлетикой;

Устный опрос;


4.7.

Модуль "Лёгкая атлетика". Упражнения в прыжках в высоту с разбега

3




наблюдают и анализируют образец техники прыжка в высоту способом перешагивания, выделяют его основные фазы и описывают технику их выполнения (разбег, отталкивание, полёт и приземление);;

выполняют подводящие упражнения для освоения техники прыжка в высоту способом перешагивания:;

Практическая работа;


4.8.

Модуль "Лёгкая атлетика". Беговые упражнения

4




наблюдают и обсуждают образец бега по соревновательной дистанции, обсуждают особенности выполнения его основных технических действий;; выполняют низкий старт в последовательности команд «На старт!»,

«Внимание!», «Марш!»;;

выполняют бег по дистанции 30 м с низкого старта;; выполняют финиширование в беге на дистанцию 30 м;; выполняют скоростной бег по соревновательной дистанции;

Практическая работа;


4.9.

Модуль "Лёгкая атлетика". Метание малого мяча на дальность

4




наблюдают и анализируют образец метания малого мяча на дальность с места, выделяют его фазы и описывают технику их выполнения;;

разучивают подводящие упражнения к освоению техники метания малого мяча на дальность с места:;

Практическая работа;


4.10.

Модуль "Лыжная подготовка". Предупреждение травм на занятиях лыжной подготовкой

1




обсуждают возможные травмы при выполнении упражнений лыжной подготовки, анализируют причины их появления, приводят примеры способов профилактики и предупреждения (при выполнении спусков, подъёмов и поворотов);;

разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях лыжной подготовкой;

Устный опрос;


4.11.

Модуль "Лыжная подготовка". Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

11




наблюдают и анализирую образец передвижения на лыжах одновременным одношажным ходом, сравнивают его с разученными способами передвижения и находят общие и отличительные особенности, выделяют основные фазы в технике передвижения;;

выполняют имитационные упражнения в передвижении на лыжах (упражнение без лыж и палок);;

выполняют скольжение с небольшого склона, стоя на лыжах и одновременно отталкиваясь палками;;

выполняют передвижение одношажным одновременным ходом по фазам движения и в полной координации;

Практическая работа;



4.14.

Модуль "Подвижные и спортивные игры". Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми

1




обсуждают возможные травмы при выполнении игровых упражнений в зале и на открытой площадке, анализируют причины их появления, приводят примеры способов профилактики и предупреждения;;

разучивают правила профилактики травматизма и выполняют их на занятиях подвижными и спортивными играми;

Устный опрос;


4.15.

Модуль "Подвижные и спортивные игры". Подвижные игры общефизической подготовки

5




разучивают правила подвижных игр, способы организации и подготовку мест проведения;;

совершенствуют ранее разученные физические упражнения и технические действия из подвижных игр;;

самостоятельно организовывают и играют в подвижные игры;

Практическая работа;


4.16.

Модуль "Подвижные и спортивные игры".

Технические действия игры волейбол

7




выполняют нижнюю боковую подачу по правилам соревнований;; наблюдают и анализируют образец приёма и передачи мяча сверху двумя руками, обсуждают её фазы и особенности их выполнения;;

выполняют подводящие упражнения для освоения техники приёма и передачи мяча сверху двумя руками:;

Практическая работа;


4.17.

Модуль "Подвижные и спортивные игры".

Технические действия игры баскетбол

8




выполнение броска мяча двумя руками от груди с места в условиях игровой деятельности;

Практическая работа;


4.18.

Модуль "Подвижные и спортивные игры".

Технические действия игры футбол

4




наблюдают и анализируют образец техники остановки катящегося футбольного мяча, описывают особенности выполнения;;

разучивают технику остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы после его передачи;;

разучивают удар по мячу с двух шагов, после его остановки;; выполняют технические действия игры футбол в условиях игровой деятельности;

Практическая работа;


Итого по разделу

59


Раздел 5. Прикладно-ориентированная физическая культура

5.1.

Рефлексия: демонстрирация приростов в показателях физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО

34




демонстрирование приростов в показателях физических качеств к нормативным требованиям комплекса ГТО;

Тестирование;


Итого по разделу

34


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

0

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды,формы контроля

Всего

Контрольные

работы

Практические

работы








1.

Из истории развития физической культуры в России

1



2.09

2.09

2.09

Устный опрос;

2.

Оказание первой помощи на занятиях физической культурой

1



6.09

7.09.

7.09.

Практическая работа;

3.

Предупреждение травм на занятиях лёгкой атлетикой

1



9.09

9.09

9.09

Устный опрос;

4.

Беговые упражнения

1



13.09

14.09

14.09

Практическая работа;

5.

Беговые упражнения

1



16.09

16.09

16.09

Практическая работа;

6.

Беговые упражнения

1



20.09

21.09

21.09

Практическая работа;

7.

Метание малого мяча на дальность

1



23.09

23.09

23.09

Практическая работа;

8.

Метание малого мяча на дальность

1



27.09

28.09

28.09

Практическая работа;

9.

Метание малого мяча на дальность

1



30.09

30.09

30.09

Практическая работа;

10.

Беговые упражнения

1



4.10

5.10

5.10

Практическая работа;

11.

Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми

1



7.10

7.10

7.10

Устный опрос;

12.

Подвижные игры общефизической подготовки

1



11.10

12.10

12.10

Практическая работа;

13.

Из истории развития национальных видов спорта

1



14.10

14.10

14.10

Устный опрос;

14.

Самостоятельная физическая подготовка

1



18.10

19.10

19.10

Практическая работа;

15.

Правила ТБ при занятии спортивными

играми. Технические действия игры баскетбол

1



21.10

21.10

21.10

Практическая работа;

16.

Технические действия игры баскетбол

1



25.10

26.10

26.10

Практическая работа;

17.

Технические действия игры баскетбол

1



28.10

28.10

28.10

Практическая работа;

18.

Технические действия игры баскетбол

1



8.11

9.11

9.11

Практическая работа;

19.

Технические действия игры баскетбол

1



11.11

11.11

11.11

Практическая работа;

20.

Технические действия игры баскетбол

1



15.11

16.11

16.11

Практическая работа;

21.

Технические действия игры баскетбол

1



18.11

18.11

18.11

Практическая работа;

22.

Технические действия игры баскетбол

1



22.11

23.11

23.11

Практическая работа;

23.

Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений

1



25.11

25.11

25.11

Устный опрос;

24.

Акробатическая комбинация

1



29.11

30.11

30.11

Практическая работа;

25.

Акробатическая комбинация

1



2.12

2.12

2.12

Практическая работа;

26.

Акробатическая комбинация

1



6.12

7.12

7.12

Практическая работа;

27.

Акробатическая комбинация

1



9.12

9.12

9.12

Практическая работа;

28.

Упражнения на гимнастической перекладине

1



13.12

14.12

14.12

Практическая работа;

29.

Упражнения на гимнастической перекладине

1



16.12

16.12

16.12

Практическая работа;

30.

Опорной прыжок

1



20.12

21.12

21.12

Практическая работа;

31.

Опорной прыжок

1



23.12

23.12

23.12

Практическая работа;

32.

Танцевальные упражнения

1



27.12

28.12

28.12

Практическая работа;

33.

Упражнения для профилактики нарушения осанки

1



10.01

11.01

11.01

Практическая работа;

34.

Предупреждение травм на занятиях лыжной подготовкой

1



13.01

13.01

13.01

Устный опрос;

35.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



17.01

18.01

18.01

Практическая работа;

36.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



20.01

20.01

20.01

Практическая работа;

37.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



24.01

25.01

25.01

Практическая работа;

38.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



27.01

27.01

27.01

Практическая работа;

39.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



31.01

1.02

1.02

Практическая работа;

40.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



3.02

3.02

3.02

Практическая работа;

41.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



7.02

8.02

8.02

Практическая работа;

42.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



10.02

10.02

10.02

Практическая работа;

43.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



14.02

15.02

15.02

Практическая работа;

44.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



17.02

17.02

17.02

Практическая работа;

45.

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом

1



21.02

22.02

22.02

Практическая работа;

46.

Самостоятельная физическая подготовка

1



28.02

1.03

1.03

Практическая работа;

47.

Подвижные игры общефизической подготовки

1



3.03

3.03

3.03

Практическая работа;

48.

Правила ТБ при занятии спортивными играми.

Технические действия игры волейбол

1



7.03

10.03

10.03

Практическая работа;

49.

Технические действия игры волейбол

1



10.03

15.03

15.03

Практическая работа;

50.

Технические действия игры волейбол

1



14.03

17.03

17.03

Практическая работа;

51.

Технические действия игры волейбол

1



17.03

22.03

22.03

Практическая работа;

52.

Технические действия игры волейбол

1



21.03

5.04

5.04

Практическая работа;

53.

Технические действия игры волейбол

1



4.04

7.04

7.04

Практическая работа;

54.

Технические действия игры волейбол

1



7.04

12.04

12.04

Практическая работа;

55.

Закаливание организма

1



11.04

14.04

14.04

Устный опрос;

56.

Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма

1



14.04

19.04

19.04

Устный опрос;

57.

Правила ТБ при занятии лёгкой атлетикой.

Упражнения в прыжках в высоту с разбега

1



18.04

21.04

21.04

Практическая работа;

58.

Упражнения в прыжках в высоту с разбега

1



21.04

26.04

26.04

Практическая работа;

59.

Упражнения в прыжках в высоту с разбега

1



25.04

28.04

28.04

Практическая работа;

60.

Метание малого мяча на дальность

1



28.04

3.05

3.05

Практическая работа;

61.

Подвижные игры общефизической подготовки

1



2.05

5.05

5.05

Практическая работа;

62.

Подвижные игры общефизической подготовки

1



5.05

10.05

10.05

Практическая работа;

63.

Подвижные игры общефизической подготовки

1



12.05

12.05

12.05

Практическая работа;

64.

Оценка годовой динамики показателей физического развития и физической подготовленности

1



16.05

17.05

17.05

Практическая работа;

65.

Технические действия игры футбол

1



19.05

19.05

19.05

Практическая работа;

66.

Технические действия игры футбол

1



23.05

24.05

24.05

Практическая работа;

67.

Технические действия игры футбол

1



26.05

26.05

26.05

Практическая работа;

68.

Технические действия игры футбол

1



30.05

31.05

31.05

Практическая работа;

69.

Прикладно-ориентированная физическая культура

34






Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

0



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Физическая культура, 3-4 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество

«Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Физическая культура : 3—4 классы : методическое пособие / О. А. Немова. — М. : Вентана-Граф, 2017

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!