СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 4_1

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 4_1

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 4_1»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

Чистопольский филиал «Восток»


УТВЕРЖДЕНО:

Ученым советом КНИТУ-КАИ (в составе ОП ВО)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Б1.В.05 Информационные технологии в приборостроении

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Квалификация: ____бакалавр____________________________________________

(бакалавр, специалист, инженер, магистр)

Форма обучения: ___очная, заочная______________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Направление подготовки / специальность 12.03.01 Приборостроение__________

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Направленность (профиль)

приборостроение

(наименование профиля, специализации, магистерской программы)





Чистополь

2023 г.

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.09.2017 № 945.


Разработчик:

_Панин О.А, старший преподаватель ____________________ ______________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры приборостроения

(от ________________, протокол № ____.

Заведующий кафедрой приборостроения

___ Прохоров С.Г., к.т.н., доцент____________________________ ______________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Наименование подразделения

Дата

№ протокола

Подпись

ОДОБРЕНА

Кафедра приборостроения



______________

Прохоров С.Г.

ОДОБРЕНА

УМК филиала



______________

председатель УМК С.Г.Прохоров

СОГЛАСОВАНА

Научно-техническая библиотека

______________

Библиотекарь

УМиВО

М.А. Тугашова




1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка приборостроителя к основам построения операционных систем и программных приложений, применяемых при решении прикладных задач.

1.2 Задачи дисциплины

Основными задачами изучения дисциплины являются:

1. Изучение современных программных средств для разработки и редакции проектно-конструкторской и технологической документации, владение элементами начертательной геометрии и инженерной графики;

2. Изучение математического моделирования процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;

3. Изучение и создание программ и их блоков, а также развитие методик проводить отладку и настройку программ для решения отдельных задач приборостроения.

1.3 Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Информационные технологии в приборостроении» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений Блока 1 образовательной программы бакалавра.



1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся представлены в таблице 1.1














Таблица 1.1, а – Объем дисциплины (модуля) для очной формы обучения

.

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины (модуля), в ЗЕ/час

Виды учебной работы, в т.ч. проводимые с использованием ЭО и ДОТ

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (аудиторная работа):

Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная работа)

Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Курсовая работа (консультация, защита)

Курсовой проект (консультации, защита)

Консультации перед экзаменом

Контактная работа на промежуточной аттестации

Курсовая работа (подготовка)

Курсовой проект (подготовка)

Проработка учебного материала (самоподготовка)

Подготовка к промежуточной аттестации

Форма промежуточной аттестации

5

5 ЗЕ/180

16

32

16

-

-

-

0,35

-

-

80

35,65

экзамен

Итого

5 ЗЕ/180

16

32

16

-

-

-

0,35

-

-

80

35,65


Таблица 1.1, б – Объем дисциплины (модуля) для заочной формы обучения

.

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины (модуля), в ЗЕ/час

Виды учебной работы, в т.ч. проводимые с использованием ЭО и ДОТ

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (аудиторная работа):

Самостоятельная работа обучающегося (внеаудиторная работа)

Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Курсовая работа (консультация, защита)

Курсовой проект (консультации, защита)

Консультации перед экзаменом

Контактная работа на промежуточной аттестации

Курсовая работа (подготовка)

Курсовой проект (подготовка)

Проработка учебного материала (самоподготовка)

Подготовка к промежуточной аттестации

Форма промежуточной аттестации

7

5 ЗЕ/180

4

8

4

-

-

-

0,35

-

-

155

8,65

экзамен

Итого

5 ЗЕ/180

4

8

4

-

-

-

0,35

-

-

155

8,65






1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Формируемые компетенции

Код компетенции

Наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенций

Средства оценки

УК-1

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИД-1УК-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи

устный опрос на занятии


ИД-2УК-1. Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи

отчет по лабораторной работе, отчет по практическому занятию, устный опрос на занятии


ИД-3УК-1 Рассматривает возможные, в том числе нестандартные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки, а также возможные последствия

устный опрос на занятии, тестирование, экзамен

ПК – 3

Способен анализировать, рассчитывать, проектировать и конструировать в соответствии с техническим заданием типовые системы, приборы, детали и узлы

ИД-1ПК-3 Идентифицирует и классифицирует типовые системы, приборы, детали и узлы

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-2ПК-3 Анализирует в соответствии с техническим заданием типовые системы, приборы, детали и узлы

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-3ПК-3 Рассчитывает в соответствии с техническим заданием типовые системы, приборы, детали и узлы

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-4ПК-3 Конструирует в соответствии с техническим заданием типовые системы, приборы, детали и узлы

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.

ПК – 8

Способен выполнить предварительный расчет, моделирование и трассировку межэлементных соединений и проверить ее на соответствие технологическим нормам

ИД-1ПК-8 Понимает принципы и подходы к выполнению предварительных расчетов, моделированию и трассировке межэлементных соединений

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-2ПК-8 Рассчитывает, моделирует и осуществляет трассировку межэлементных соединений

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-3ПК-8 Оценивает трассировку межэлементных соединений на соответствие технологическим нормам

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.


ИД-4ПК-8 Сравнивает варианты трассировки межэлементных соединений

отчет по лабораторной работе, тестирование, экзамен.










2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Структура дисциплины (модуля)

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование разделов дисциплины

Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (в час)

Самостоятельная работа (проработка учебного материала), выполнение курсовой работы /проекта, подготовка и ПА, самоподготовка.

Лекции

Лаборатор­ные работы

Практиче­ские занятия

5 семестр

1 Виртуальное проектирование электронных приборов и систем

44

4

10

6

24

2 Разработка программ на языке программирования Visual Basic

50

8

18

8

16

3 Работа с прикладным программным обеспечением

50

4

4

2

40

Курсовая работа/проект

-

-

-

-

-

Промежуточная аттестация

36

-

-

-

36

Итого за семестр

180

16

32

16

116

Итого по дисциплине

180

16

32

16

116


2.2 Содержание разделов дисциплины (модуля)

1 Виртуальное проектирование электронных приборов и систем

Создание схем в EWB. Технология подготовки схем. . Меню элементной базы программы EBW: Favourites, Sources; Basic; Diodes; Transistors; Аnalog ICs; Mixed ICs; Digital ICs; Logic Gates; DIGITAL; Indicators; Controls; Miscellaneous.

Контрольно-измерительные приборы EWB. Мультиметр (Multimeter). Функциональный генератор (Function Generator). Осциллограф (Oscilloscope). Измеритель АЧХ и ФЧХ (Bode Plotter). Генератор слова (Word Generator). Логический анализатор (Logic Analyzer). Логический преобразователь (Logic Converter).

Элементная база. Источники тока. Индикаторные приборы. Коммутационные устройства. Конденсаторы. Резисторы. Индуктивные элементы. Полупроводниковые диоды. Биполярные транзисторы.

Основные возможности и приемы работы пакета EWB. Полевые транзисторы Операционные усилители. Цифровые микросхемы.


2 Разработка программ на языке программирования visual basic

Введение в Visual Basic. Основные термины. Этапы создания программы. Общие сведения о Visual Basic. Среда программирования Visual Basic. Свойства, методы и события формы и элементов управления. Работа с элементами среды программирования. Форма. Цвета. События формы. Методы формы. Элементы управления. Понятие программного кода. Переменные и функции. Процедуры. Переменная. Имя переменной. Правила написания имен переменных. Тип данных. Присвоение значения переменной. Оператор. Объявление типа переменной. Область видимости переменной. Статические переменные. Меню и панель инструментов. Функция MsgBox. Функция InputBox.

3 Работа с прикладным программным обеспечением

Работа с электронными таблицами. Ввод и редактирование данных. Числовые операции. Представление рабочего листа. Выравнивание и размещение. Печать таблиц из программы Excel. Функции и ссылки. Относитель­ные и абсолютные адреса ячеек. Работа с базой данных Access. Цель и назначение Access. Система управления базой данных. Создание базы данных. Работа с программой презентаций Power point. Назначение программы Power Point. Создание презентации. Основные команды меню. Математическое моделирование. Математический пакет MathCAD. Главное меню системы. Использование инструментальных и наборных панелей. Про­стейшие приемы работы. Понятие о входном языке системы MathCAD. Основы работы с бло­ками документов. Работа с графиками. Установка шаблона матриц и векторов. MathCAD в ма­тематических расчетах. Выполнение арифметических операций. Символьные операции в ко­мандном режиме. Статистическая обработка данных. Выполнение регрессии. Программирова­ние в среде MathCAD. Практика решения нелинейных уравнений и систем. Help - справочная система и информационные ресурсы. MathCAD в Internet.

2.3 Курсовая работа

Курсовая работа по дисциплине «Информационные технологии в приборостроении» учебным планом не предусмотрена.


3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля).

Промежуточная аттестация обеспечивает оценивание промежуточных результатов обучения по дисциплине (модулю).

Комплект оценочных материалов представляет собой совокупность оценочных средств (комплекс заданий различного типа с ключами правильных ответов, включая критерии оценки), используемых при проведении оценочных процедур (текущего контроля, промежуточной аттестации) с целью оценивания достижения обучающимися результатов обучения по дисциплине (модулю).

Комплект оценочных материалов (текущего и промежуточного контроля), необходимых для оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) представлен в виде отдельного документа по дисциплине (модулю) и хранится на кафедре-разработчике в бумажном или электронном виде.

3.1 Оценка успеваемости обучающихся

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по дисциплине (модулю) осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой по 100-балльной шкале. Пересчет суммы баллов в традиционную оценку представлен в таблице 3.1.


Таблица 3.1. Шкала оценки на промежуточной аттестации


Выражение в баллах

Словесное выражение

при форме промежуточной аттестации - зачет

Словесное выражение

при форме промежуточной аттестации – экзамен, зачет с оценкой

от 86 до 100

Зачтено

Отлично

от 71 до 85

Зачтено

Хорошо

от 51 до 70

Зачтено

Удовлетворительно

до 51

Не зачтено

Неудовлетворительно






4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины

4.1.1 Основная литература


1. Алексеев, Д.В. Компьютерное моделирование физических задач в Microsoft Visual Basic. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : СОЛОН-Пресс, 2009. — 528 с. (https://e.lanbook.com/book/13670#book_name)

2. Гарбер, Г.З. Основы программирования на Visual Basic и VBA в Excel 2007. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : СОЛОН-Пресс, 2008. — 192 с. (https://e.lanbook.com/book/13752#book_name)

4.1.2 Дополнительная литература

1. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др.; Под ред. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (п) ISBN 978-5-8199-0608-8, 400 экз. (http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=471464)

2. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2010. - 496 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-399-6 (http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=180612)

4.1.3 Методическая литература к выполнению
практических и/или лабораторных работ

  1. Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Информационные технологии в приборостроении» в электронном виде (место хранение – библиотека ЧФ КНИТУ-КАИ).

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии в приборостроении» в электронном виде (библиотека ЧФ КНИТУ-КАИ)

4.1.4 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Организовано взаимодействие обучающегося и преподавателя с использованием электронной информационно-образовательной среды КНИТУ-КАИ.

1. Панин О.А. «Информационные технологии в приборостроении» [Электронный ресурс]: курс дистанционного обучения по направлению подготовки бакалавров 12.03.01 «Приборостроение» / КНИТУ-КАИ, Казань, – Доступ по логину и паролю. URL: https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/execute/content/blankPage?cmd=view&content_id=_224798_1&course_id=_12344_1 Идентификатор курса 17_Chistopol_ОАPanin

4.1.5 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», профессиональных баз данных, информационно-справочных систем, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

1. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: https://e.lanbook.com/.

2. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: http://znanium.com/.

3. Электронно-библиотечная система учебной и научной литературы. URL: https://urait.ru/.

4. Научно-техническая библиотека КНИТУ-КАИ. URL: https://kai.ru/web/naucno-tehniceskaa-biblioteka.

5. Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://window.edu.ru.


4.2 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) и требуемое программное обеспечение

Описание материально-технической базы и программного обеспечения, необходимого для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) приведено соответственно в таблицах 4.1 и 4.2.

Таблица 4.1 – Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Наименование вида учебных занятий

Наименование учебной аудитории, специализированной лаборатории

Перечень необходимого оборудования и технических средств обучения

Лекционные занятия

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации

- комплект учебной мебели;

- доска;

- специализированный комплекс технических средств обучения для учебной аудитории с выходом в Интернет (интерактивная доска, компьютер, документ-камера, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов).

Лабораторные занятия

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, лабораторных занятий

- комплект учебной мебели;

- доска;

- комплекс технических средств обучения (мультимедиа-проектор, компьютер, настенный экран, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов);

- рабочие места, оборудованные ПЭВМ, объединенных в ЛВС с выходом в Интернет.

Практические занятия

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, лабораторных занятий

- комплект учебной мебели;

- доска;

- комплекс технических средств обучения (мультимедиа-проектор, компьютер, настенный экран, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов);

- рабочие места, оборудованные ПЭВМ, объединенных в ЛВС с выходом в Интернет.

Самостоятельная работа

Аудитория для самостоятельной работы

- комплект учебной мебели;

- рабочие места, оборудованные ПЭВМ с выходом в интернет (Wi-Fi), обеспеченные доступом к электронной информационно-образовательной среде КНИТУ-КАИ, МФУ, принтер.


Таблица 4.2 – Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства, используемое при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

п/п

Наименование программного обеспечения

Производитель

Способ распространения (лицензионное или свободно распространяемое)

1

Microsoft Windows


Лицензионное

2

Microsoft Office


Лицензионное

3.

КОМПАС-3Dv17


Лицензионное

4

Microsoft Visual Studio.NET


Лицензионное


5 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Обучение по дисциплине (модулю) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусмотрены дополнительные оценочные материалы, перечень которых указан в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Дополнительные материалы оценивания для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Категории обучающихся

Виды дополнительных оценочных материалов

Формы контроля и оценки результатов обучения

С нарушениями слуха

Тесты, контрольные работы, письменные самостоятельные работы, вопросы к зачету (экзамену)

Преимущественно письменная проверка

С нарушениями зрения

Устный опрос по терминам, собеседование по вопросам к зачету (экзамену)

Преимущественно устная проверка (индивидуально)

С нарушениями опорно-двигательного аппарата

Решение дистанционных тестов, контрольные работы, письменные самостоятельные работы, вопросы к зачету (экзамену)

Преимущественно дистанционными методами


Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, например:

– в печатной форме;

– в печатной форме с увеличенным шрифтом;

– в форме электронного документа;

– методом чтения ассистентом задания вслух;

– предоставление задания с использованием сурдоперевода.

Лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

– письменно на бумаге;

– набор ответов на компьютере;

– набор ответов с использованием услуг ассистента;

– представление ответов устно.

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Учебно-методические материалы для самостоятельной и аудиторной работы обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

Освоение дисциплины (модуля) лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения.

При занятиях с обучающимися с нарушениями слуха предусмотрено использование звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема/передачи учебной информации в доступных формах, мобильной системы преподавания для обучающихся с инвалидностью, портативной индукционной системы. Учебная аудитория, в которой занимаются обучающиеся с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой, электронной доской, мультимедийной системой.

При занятиях с обучающимися с нарушениями зрениями предусмотрено использование в лекционных и учебных аудиториях возможности просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для комфортного просмотра.

При занятиях с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации и другие технические средства приема/передачи учебной информации в доступных формах, мобильной системы обучения для людей с инвалидностью.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Изменения, вносимые в рабочую программу дисциплины (модуля)

№ п/п

№ раздела внесения изменений

Дата внесения изменений

Содержание изменений

«Согласовано»
заведующий кафедрой, реализующей дисциплину























2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!