Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом Совете №1 от 28.08.2018 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Кузнецовская СОШ ______________ Е.В.Жировова Приказ от 28.08.2018 № 224 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Обществознание»
11 класс
учитель Макарова Оксана Фёдоровна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе:
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г.
(приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Авторской программы по обществознанию для 10-11 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013.
Базисный план МБОУ Кузнецовская СОШ предоставляет для изучения курса 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программой предусмотрено 66 часов, два часа выпадают на праздничные дни. Программа будет выполнена за счёт уплотнения.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Содержание программы
Экономическая жизнь общества.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации. Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политическая жизнь общества
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.
Повторение по теме «Политическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права.
Заключение.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Календарно – тематическое планирование.
№п/п | Дата | Тема | кол-во часов |
Экономическая жизнь общества | 21 |
1 | 05.09. | Роль экономики в жизни общества | 1 |
2 | 07.09. | Экономика: наука и хозяйство. | 1 |
3 | 12.09. | Экономический рост и развитие | 1 |
4 | 14.09. | Рыночные отношения в экономике | 1 |
5 | 19.09. | Фирмы в экономике. | 1 |
6 | 21.09. | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 |
7 | 26.09. | Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования | 1 |
8 | 28.09. | Слагаемые успеха в бизнесе. Основные принципы менеджмента | 1 |
9 | 03.10. | Экономика и государство. Функции государства. Инструменты регулирования экономики. | 1 |
10 | 05.10. | Экономика и государство. Монетарная политика. Фискальная политика. | 1 |
11 | 10.10. | Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые институты. | 1 |
12 | 12.10. | Финансы в экономике. Инфляция. | 1 |
13 | 17.10. | Занятость и безработица. Рынок труда. Причины безработицы. | 1 |
14 | 19.10. | Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. | 1 |
15 | 24.10. | Мировая экономика. Понятие. Международная торговля. | 1 |
16 | 26.10. | Мировая экономика. Государственная политика. Глобальные проблемы. | 1 |
17 | 07.11. | Экономическая культура. Сущность и структура. Экономическая свобода и социальная ответственность. | 1 |
18 | 09.11. | Экономическая культура. Рациональное поведение. | 1 |
19 | 14.11. | Урок – семинар. Экономика и общество | 1 |
20 | 16.11. | Урок-семинар. Человек и экономика. | 1 |
21 | 21.11. | Урок обобщения. Человек и экономика (тестирование). | 1 |
Социальная сфера | 18 |
22 | 23.11. | Социальная структура общества | 1 |
23 | 28.11. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нормы. | 1 |
24 | 30.11. | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Девиантное поведение. | 1 |
25 | 05.12. | Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Конфликты и пути их преодоления. | 1 |
26 | 07.12. | Нации и межнациональные отношения. Национальная политика в России | 1 |
27 | 12.12. | Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. | 1 |
28 | 14.12. | Семья и быт. Бытовые отношения. | 1 |
29 | 19.12. | Гендер – социальный пол. Стереотипы и роли. Гендер и социализация. | 1 |
30 | 21.12. | Гендер – социальный пол. Отношения в современном обществе | 1 |
31 | 26.12. | Молодёжь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. | 1 |
32 | 28.12. | Молодёжь в современном обществе. Социальные роли. | 1 |
33 | 09.01. | Молодёжь в современном обществе | 1 |
34 | 11.01. | Демографическая ситуация в современной России. Численность и состав населения. | 1 |
35 | 16.01. | Демографическая ситуация в современной России. Возрастной состав. | 1 |
36 | 18.01. | Демографическая ситуация в современной России. Миграция. | 1 |
37 | 23.01. | Урок-семинар. Человек в социальная сфере. | 1 |
38 | 25.01. | Урок семинар. Анализ ситуаций. | 1 |
39 | 30.01. | Урок обобщения. Человек в социальной сфере (тестирование). | 1 |
Политическая жизнь общества | |
40 | 01.02. | Политика и власть. Понятие. Политическая деятельность и общество. | |
41 | 06.02. | Политика и власть. Политические институты. | |
42 | 08.02. | Политика и власть. Политические отношения. | |
43 | 13.02. | Политическая система. Структура и функции. | |
44 | 15.02. | Политическая система. Политический режим. | |
45 | 20.02. | Гражданское общество и правовое государство. Сущность. | |
46 | 22.02. | Гражданское общество и правовое государств. Местное самоуправление. | |
47 | 06.03. | Демократические выборы. Типы избирательных систем. | |
48 | 08.03. | Демократические выборы. Избирательная кампания. | |
49 | 13.03. | Политические партии и партийные системы. Понятие. | |
50 | 15.03. | Политические партии и партийные системы. Типы. | |
51 | 20.03. | Политическая элита. | |
52 | 22.03. | Политическое лидерство. | |
53 | 03.04. | Политическое сознание. Типы сознания. | |
54 | 05.04. | Политическое сознание. Идеология. | |
55 | 10.04. | Политическое сознание. СМИ. | |
56 | 12.04. | Политическое поведение. Многообразие форм. | |
57 | 17.04. | Политическое поведение. Терроризм. | |
58 | 19.04. | Политическое поведение и его регулирование. | |
59 | 24.04. | Сущность и этапы политического процесса. | |
60 | 26.04. | Политическое участие. | |
61 | 08.05. | Политическая культура. | |
62 | 15.05. | Урок-семинар. Угрозы и вызовы XX века. | |
| | Урок-семинар. Масштабные аварии. | |
63 | 17.05. | Урок-семинар. Человек и политика. | |
64 | 22.05. | Урок обобщения. Постиндустриальные общества. | |
65 | 24.05. | Тестирование по темам 11 класса. | |
10