Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Теория решения изобретательских задач. Мир человека» для 2 класса разработана на основе образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ №2 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области и соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Принята педагогическим советом МБОУСОШ №2 р.п. Башмаково (протокол №2 от 01.09.2014г.)
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе авторской программы С.И. Гин «Мир человека» и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.
Цель данного курса: системное рассмотрение человека с биологической, психологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
Основные задачи курса:
1. Знакомство детей с миром человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной.
2. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
3. Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора.
Общая характеристика учебного курса
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание. Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Мир человека» во 2 классе отводится 34 ч (1ч в неделю).
Содержание учебного курса
Школа: разнообразие целей. Надсистемы и подсистемы человека. Линия жизни человека. Знакомимся с психологией. Эмоции и настроение. Общение. Противоречия. Мы и окружающие. Подведение итогов обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
-овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
-овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
-создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
-установка на здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
Ценностно-смысловые:
-способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
-умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
общекультурные:
-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культуры;
учебно-познавательные:
-формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
информационные:
-умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
-умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
-опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
-понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
-продуктивное содействие решению конфликтов;
-использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
социально-трудовые:
-ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
-уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
-бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
личностные:
-освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
-овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
-овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
-создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом»
-установка на здоровый образ жизни.
К концу 2 класса учащиеся
будут знать : о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни,о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («Многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Гин Светлана. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 2 класса/ Школа креативного мышления; Светлана Гин.-М.:Вита-Пресс,2012.
2.Гин А.А.Сказки –изобреталки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного - возраста/А.А. Гин.-3-е изд.-М.:Вита-Пресс,2012 .
3.Гин А.А. Как не стать добычей//Серия «Библиотека Мир2.0»/Анатолий Гин, Ирина Андржеевская. -М.:Вита –Пресс,2012.
4.Гин А.А. Объяснить необъяснимое//Серия «Библиотека Мир2.0»/Анатолий Гин, Александр Кавтрев.-М.:Вита –Пресс,2012.
5.Гин А.А. Хищники нападают //Серия «Библиотека Мир2.0»/Анатолий Гин, Ирина Андржеевская.- М.: Вита – Пресс,2012.
6.Гин А.А. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учебно-методич. пособие./Анатолий Гин, Ирина Андржеевская: проект «Креативное мышление».-Изд.3-у-М.:Вита-Пресс,2012.
7.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин.-12 –е изд.-М.:Вита-Пресс,2013.
8.Ретюнских Л.Т. Путешествие в лабиринт мудрости: Философия для младших школьников: Книга для совместного чтения и размышления детей 8-10 лет и взрослых/ Л.Т. Ретюнских.-М. :Вита –Пресс,2013.
9.Фаер С.А. Полцарства за идею!//Серия «Библиотека Мир2.0»Кн.4./Авторы-состав. С.А. Фаер, В.И. Тимохов.-М. :Вита –Пресс,2013.
Технические средства: магнитная доска, видеомагнитофон, телевизор, персональный компьютер, сканер, принтер, интерактивная доска, dvd, магнитофон, демонстрационные измерительные инструменты.