СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

3 класс


Социальное направление

Составитель: Яковлева Марина

Михайловна

учитель начальных классов




Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана в соответствии, с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Проводится в форме факультативных занятий, 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность


Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.


Задачи программы:

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;

  • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

  • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;

  • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

  • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;

  • сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

  • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

  • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

  • учить планировать личный бюджет и постановку целей;

  • рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);

  • познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;

  • познакомить с понятиями «право» и «налоги»;

  • формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.



Основные содержательные линии курса:


• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.


Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • понимание цели своих действий;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.



Содержание учебного предмета, курса

Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег –товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег

Глава 3. Какие деньги были раньше в России.

Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.

Глава 4. Современные деньги России и других стран.

Учащиеся знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Глава 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и

безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Глава 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Глава 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Глава 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.


Тематическое планирование:

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

1

Финансовая грамотность. Введение

1



Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись

5


2

Появление обмена товаров

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

3

Первые деньги

1

4

Монеты

1

5

Бумажные деньги

1

6

Что такое деньги и откуда они взялись. Вопросы и задания

1


Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

4


7

Гурт. Подделка монет

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

8

«Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал

1

9

Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок

1

10

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Вопросы и задания

1


Глава 3. Какие деньги были раньше в России

4


11

Клады. «Меховые» деньги

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

12

Первые русские монеты. Деньга и копейка

1

13

Рубль, гривенник и полтинник

1

14

Какие деньги были раньше в России. Вопросы и задания

1


Глава 4. Современные деньги России и других стран

4


15

Современные деньги России

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

16

Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

1

17

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги


1

18

Современные деньги России и других стран. Вопросы и задания

1


Глава 5. Откуда в семье деньги

5


19

Клады, лотереи, наследство

1


20

Заработная плата

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

21

Пенсии, пособия, стипендии

1

22

Аренда и проценты в банке, кредиты

1

23

Откуда в семье деньги. Вопросы и задания

1


Глава 6. На что тратятся деньги

4


24

Расходы на самое необходимое

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

25

Сбережения и непредвиденные расходы

1

26

Вредные привычки. Хобби

1

27

На что тратятся деньги. Вопросы и задания

1


Глава 7. Как с умом управлять своими деньгами

3


28

Расходы и доходы. Считаем деньги

1

игровая, познавательная, проблемно ценностное общение

29

Учимся экономить

1

30

Как с умом управлять своими деньгами. Вопросы и задания

1


Глава 8. Как делать сбережения

3


31

Как откладывать деньги

1

игровая, познавательная, общение

32

Как распорядиться своими сбережениями

1

33

Как делать сбережения. Вопросы и задания

1

34

Заключительное занятие по курсу финансовой грамотности. Викторина

1

игровая


ИТОГО

34



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. -Москва ВИТА,2015

    2. Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.-Москва ВИТА, 2015 ​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​1. Cайт журнала «Семейный бюджет» –http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» –http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир», «Мир профессий» –http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» –http://subsidii.net/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!