РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
3 класс
Социальное направление
Составитель: Яковлева Марина
Михайловна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана в соответствии, с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Проводится в форме факультативных занятий, 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
определять актуальные и потенциальные источники доходов;
анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
учить планировать личный бюджет и постановку целей;
рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
составление простых планов с помощью учителя;
понимание цели своих действий;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание учебного предмета, курса
Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Знакомство учащихся с понятием товар, обмен товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег –товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег
Глава 3. Какие деньги были раньше в России.
Формирование у учащихся представления о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах.
Глава 4. Современные деньги России и других стран.
Учащиеся знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Глава 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Глава 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Глава 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Глава 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Финансовая грамотность. Введение | 1 | |
| Глава 1. Что такое деньги и откуда они взялись | 5 | |
2 | Появление обмена товаров | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
3 | Первые деньги | 1 |
4 | Монеты | 1 |
5 | Бумажные деньги | 1 |
6 | Что такое деньги и откуда они взялись. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок | 4 | |
7 | Гурт. Подделка монет | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
8 | «Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал | 1 |
9 | Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок | 1 |
10 | Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 3. Какие деньги были раньше в России | 4 | |
11 | Клады. «Меховые» деньги | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
12 | Первые русские монеты. Деньга и копейка | 1 |
13 | Рубль, гривенник и полтинник | 1 |
14 | Какие деньги были раньше в России. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 4. Современные деньги России и других стран | 4 | |
15 | Современные деньги России | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
16 | Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 1 |
17 | Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги | | 1 |
18 | Современные деньги России и других стран. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 5. Откуда в семье деньги | 5 | |
19 | Клады, лотереи, наследство | 1 | |
20 | Заработная плата | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
21 | Пенсии, пособия, стипендии | 1 |
22 | Аренда и проценты в банке, кредиты | 1 |
23 | Откуда в семье деньги. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 6. На что тратятся деньги | 4 | |
24 | Расходы на самое необходимое | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
25 | Сбережения и непредвиденные расходы | 1 |
26 | Вредные привычки. Хобби | 1 |
27 | На что тратятся деньги. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 7. Как с умом управлять своими деньгами | 3 | |
28 | Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 | игровая, познавательная, проблемно ценностное общение |
29 | Учимся экономить | 1 |
30 | Как с умом управлять своими деньгами. Вопросы и задания | 1 |
| Глава 8. Как делать сбережения | 3 | |
31 | Как откладывать деньги | 1 | игровая, познавательная, общение |
32 | Как распорядиться своими сбережениями | 1 |
33 | Как делать сбережения. Вопросы и задания | 1 |
34 | Заключительное занятие по курсу финансовой грамотности. Викторина | 1 | игровая |
| ИТОГО | 34 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.-Москва ВИТА, 2015
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» –http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» –http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир», «Мир профессий» –http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» –http://subsidii.net/