СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)





СОГЛАСОВАНО


Начальник УМО

ГАУ КО ПОО КСТ

___________ И.В. Евсеева

«___» ____________2021 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор ГАУ КО ПОО КСТ

__________ А.С. Алукриева


«___» _____________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ



















Калининград

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального закона государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО)

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (базовая подготовка)


Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»


Разработчик: Павлик Н.Г., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ


Рекомендована предметно-цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин


Протокол заседания ПЦК № 10 от «26» 2021 г.

Председатель ПЦК___________ Клюянова Т.В.




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

26




  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (базовая подготовка).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и законы химии;

  • теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

  • понятие химической кинетики и катализа;

  • классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

  • обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

  • окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

  • гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

  • тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

  • характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;

  • свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

  • дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;

  • роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;

  • основы аналитической химии;

  • основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

  • назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

  • методику и технику выполнения химических анализов;

  • приёмы безопасной работы в химической лаборатории.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

  • использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса

  • описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе

  • производства продовольственных продуктов;

  • проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • использовать лабораторную посуду и оборудование;

  • выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и

  • аппаратуру;

  • проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

  • выполнять количественные расчёты состава вещества по результатам измерений;

  • соблюдать правила техники безопасности при работе в химической

лаборатории.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Организовывать и производить приемку сырья.

ПК 1.2. Контролировать качество поступившего сырья.

ПК 1.3. Организовывать и осуществлять хранение сырья.

ПК 1.4. Организовывать и осуществлять подготовку сырья к переработке.

ПК 2.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.

ПК 2.2. Организовывать и осуществлять технологический процесс изготовления полуфабрикатов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий.

ПК 2.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий.

ПК 2.4. Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования хлебопекарного производства.

ПК 3.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при производстве кондитерских изделий.

ПК 3.2. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства сахаристых кондитерских изделий.

ПК 3.3. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства мучных кондитерских изделий.

ПК 3.4. Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве кондитерских изделий.

ПК 4.1. Контролировать соблюдение требований к качеству сырья при производстве различных видов макаронных изделий.

ПК 4.2. Организовывать и осуществлять технологический процесс производства различных видов макаронных изделий.

ПК 4.3. Обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования при производстве различных видов макаронных изделий.


Требования в соответствии в WSR:


Специалист должен знать и понимать:

  1. Научные основы брожения, такие как типы брожения, а также субстанции, участвующие в процессе брожения.

  2. Клейстеризация крахмала, свойства его набухания, приготовление заварки и закваски

  3. Физические процессы, происходящие внутри хлебобулочных изделий во время запекания

  4. Правильное хранение хлебобулочных изделий после выпекания


Специалист должен уметь:

  1. Регулировать процесс брожения

  2. Правильно хранить хлебобулочные изделия после выпекания


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 228 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 152 часа;

самостоятельной работы студентов 76 часа;

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

228

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

152

в том числе:


теоретическое обучение

76

практические занятия

76

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

76

- постановка личных целей и задач при изучении дисциплины; составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины;

-работа с конспектами, учебной литературой (по параграфам и главам учебных пособий, специальной литературы указанных преподавателем)

-подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя

- выполнение и оформление практических работ

- выполнение индивидуальных проектных заданий

- создание презентаций по заданной теме

- оформление результатов практической работы к защите;

- домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)

- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины; анализ выполнения плана самостоятельной

2


10


10


10

12

4

10

14





4

Промежуточная аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр


Раздел 1. Физическая химия

46


Тема 1.1.

Основные понятия и законы термодинамики.

Термохимия.



Содержание учебного материала


8

  1. Первый закон термодинамики. Энтальпия.

Основные понятия: система, фаза, виды систем, параметры состояния систем, виды процессов. Внутренняя энергия системы, теплота, работа. Первый закон термодинамики для изобарного и изохорного процессов. Понятие энтальпии.

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка конспекта.

1


  1. Практическое занятие: Решение задач на расчёт энтальпий химических процессов.

Термохимия: экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения, их особенности. Энтальпия образования, разложения, сгорания, растворения. Тепловой эффект реакции.

2

Самостоятельная работа

Решение задач на расчёт энтальпий химических процессов.

1

  1. Второй закон термодинамики. Энтропия.

Второй закон термодинамики, направление химических процессов. Самопроизвольные процессы. Свободная и связанная энергия. Понятие энтропии.

2


1,2



Самостоятельная работа: Составление и проработка конспекта.

1


  1. Практическое занятие: Решение задач по термохимическим уравнениям.

Основные законы термохимии. Закон Лавуазье-Лапласа, закон Гесса и следствие из него. Термохимические расчёты, их значение в энергетике биохимических и физиологических процессов.

2

Самостоятельная работа

Решение задач по термохимическим уравнениям.

1


Тема 1.2.

Агрегатные состояния веществ,

их характеристика.

Содержание учебного материала

8


  1. Типы химических связей. Агрегатные состояния веществ.

Типы химических связей. Агрегатные состояния веществ, их общая характеристика. Газообразное состояние вещества. Идеальный газ, основные законы идеального газа. Реальные газы. Критическое состояние. Изотерма реального газа. Сжижение газов, их применение. Жидкое состояние вещества. Свойства жидкостей, изотропность, внутреннее строение.

2

2

Самостоятельная работа Составление и проработка конспекта. Подготовка сообщений.

1


  1. Публичная защита презентаций. Поверхностное натяжение. Методы определения поверхностного натяжения.

Поверхностно-активные вещества, их роль в технологии продукции общественного питания (эмульгирование, пенообразование). Вязкость жидкостей, её зависимость от различных факторов. Методы определения относительной вязкости. Влияние вязкости на качество пищевых продуктов (супы, желированные блюда, каши, студни и др.).

2

1,2

Самостоятельная работа: § 1.5

1


  1. Практическое занятие: Решение задач с применением газовых законов.

2

Самостоятельная работа: § 1.2

1

  1. Практическое занятие: Решение задач на строение веществ.

2

Самостоятельная работа: Задание в тетради

1

Тема 1.3.

Химическая кинетика и катализ.

Химическое равновесие.


Содержание учебного материала

8

  1. Скорость химической реакции.

Скорость химической реакции. Влияние природы реагирующих веществ, площади поверхности, температуры и концентрации на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа. Закон действующих масс. Влияние температуры на процессы приготовления пищи, хранение пищевого сырья и готовой продукции.

2

1,2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации: « Правило Вант-Гоффа

1


  1. Обратимость химических процессов. Химическое равновесие.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.

Константа равновесия, её физический смысл. Принцип Ле Шателье. Влияние температуры, давления и концентрации на смещение химического равновесия.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации: «Принцип Ле Шателье»

1


  1. Практическое занятие: Решение задач на расчёт изменения скорости химических реакций. Скорость химической реакции. Влияние природы реагирующих веществ, площади поверхности, температуры и концентрации на скорость реакции.

2

Самостоятельная работа

Решение задач на расчёт изменения скорости химических реакций.

1

  1. Практическое занятие: Решение задач на смещение химического равновесия.

Химическое равновесие. Константа равновесия, её физический смысл. Принцип Ле Шателье. Влияние температуры, давления и концентрации на смещение химического равновесия.

2

Самостоятельная работа

Решение задач на расчёт изменения скорости химических реакций.

1

Тема 1.4.

Свойства

растворов.

Содержание учебного материала

14

  1. Семинар. Общая характеристика растворов. Способы выражения концентраций.

Общая характеристика растворов Способы выражения концентраций. Механизм растворения. Сольватная (гидратная) теория растворов Д.И.Менделеева. Растворимость газов в жидкостях, зависимость от температуры и давления. Использование этих факторов в технологических процессах. Растворимость жидкостей, её зависимость от различных факторов. Растворимость в двухслойных жидкостях. Экстракция, её практическое применение в технологических процессах. Растворимость твёрдых веществ, зависимость от температуры, степени измельчения. Использование этих факторов в технологии продукции общественного питания. Свойства разбавленных растворов. Диффузия. Зависимость скорости диффузии от различных факторов. Значение диффузии в технологических процессах и физиологии питания.

2

1 ,2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации, реферата: «Сольватная (гидратная) теория растворов Д.И.Менделеева», «Закон Вант-Гоффа».

1


  1. Виртуальная лаборатория. Осмос и осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Плазмолиз, плазмолиз и тургор в живых клетках. Растворы изотонические, гипертонические, гипотонические. Значение осмоса в природе, технологических и физиологических процессах.

1

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта.

1


  1. Практическое занятие: Определение тепловых эффектов растворения различных веществ в воде.

1

  1. Теория электролитической диссоциации.

Свойства растворов электролитов. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, её зависимость от температуры и концентрации раствора. Константа диссоциации, её зависимость от температуры.

2

1,2

Самостоятельная работа

Составить график «Константа диссоциации, её зависимость от температуры».

1


  1. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Нейтральная, кислая, щелочная среда. Водородный показатель. Способы определения рН среды. Значение рН среды в технологических процессах.

2

1,2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения «Способы определения рН среды», «Значение рН среды в технологических процессах».

1


  1. Практическое занятие: Определение рН среды различными методами.

2

Самостоятельная работа

Решение задач на расчёты концентраций растворов.

1

  1. Практическое занятие: Решение задач на: расчёты концентраций растворов.

4

Самостоятельная работа

Решение задач на расчёты концентраций растворов.

2

ИТОГО


1 семестр, в т.ч.

57


Теоретические занятия

19

Практические занятия

19

Самостоятельная работа

19

2 семестр

Тема 1.5.

Поверхностные явления. Адсорбция.

Содержание учебного материала

8

  1. Характеристика процесса адсорбции и сорбции.

Определение адсорбции, виды сорбции. Характеристика процесса адсорбции: зависимость от температуры, площади поверхности; избирательный характер. Адсорбция на поверхности раствор-газ. Уравнение Гиббса, его анализ. Адсорбция газов и растворённых веществ твёрдыми адсорбентами. Зависимость адсорбции от величины площади поверхности адсорбента, от температуры, его природы и природы растворителя. Удельная адсорбция.

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Практическое занятие: Исследование процессов адсорбции активированным углем.


2


Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Публичная защита презентаций. Поверхностно-активные и поверхностно-неактивные вещества.

Поверхностно-активные и поверхностно-неактивные вещества. Роль поверхностно-активных веществ в эмульгировании, пенообразовании, их использование в санитарии. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Молекулярная, ионная и ионообменная адсорбция.

Применение адсорбции в технологических процессах и санитарии.

2

1,2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Практическое занятие: Решение комбинированных задач.

2

Самостоятельная работа

Решение комбинированных задач.

1

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1.

Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

Раздел 2. Коллоидная химия.

32

Тема 2.1

Предмет коллоидной химии. Дисперсные системы.

Содержание учебного материала

6

  1. Коллоидная химия.

Коллоидная химия - наука о поверхностных явлениях. Значение коллоидной химии и связь с другими дисциплинами.

2

2

Самостоятельная работа

Составить таблицу «Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию»

1


  1. Дисперсные системы.

Дисперсные системы: определение, примеры. Характеристика дисперсных систем: степень дисперсности и удельная поверхность. Классификация по степени дисперсности. Общая характеристика классов. Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию, примеры. Использование и роль коллоидно-химических процессов в технологии продукции общественного питания.

1

1

  1. Практическое занятие: Решение задач по дисперсным системам.

1


Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

2

  1. Практическое занятие: Решение задач на определение класса соединения.

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1

Тема 2.2.

Коллоидные растворы.


Содержание учебного материала

8

  1. Коллоидные растворы. Методы получения коллоидных растворов.

Коллоидные растворы (золи): понятие, виды, общая характеристика. Методы получения коллоидных растворов: диспергирование, конденсация, пептизация. Применение этих методов для получения пищевых продуктов.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Строение коллоидных частиц.

Строение коллоидных частиц. Правило Пескова-Фаянса.

2

1,2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации, реферата: « Строение коллоидных частиц», «Правило Пескова-Фаянса».

1


  1. Практическое занятие: Составление формул и схем строения мицелл.


2

Самостоятельная работа: Задание в тетради

1

  1. Практическое занятие: Получение коллоидных растворов и исследование их свойств.

Коллоидные растворы (золи): понятие, виды, общая характеристика. Методы получения коллоидных растворов: диспергирование, конденсация, пептизация.

2

Самостоятельная работа

Составление формул и схем строения мицелл.

1

Тема 2.3

Грубодисперсные системы.


Содержание учебного материала

8

  1. Эмульсии их состав и строение.

Эмульсии: определение, примеры, классификация. Строение эмульсий. Устойчивость, природа и роль эмульгатора. Получение и общие свойства эмульсий. Деэмульгирование. Состав и строение пищевых эмульсий.

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Защита презентаций. Пены. Порошки. Аэрозоли, дымы, туманы. Использование грубодисперсных систем в процессе организации и проведении приготовления различных блюд и соусов

2

1,2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения.

1


  1. Практическое занятие: Получение устойчивых эмульсий и пен, выявление роли стабилизаторов.

2

Самостоятельная работа Отчет о практической работе.

1

  1. Практическое занятие: Решение комбинированных задач.

2

Самостоятельная работа

Решение комбинированных задач.

1

Тема 2.4

Физико-химические изменения важнейших органических веществ пищевых продуктов.

Содержание учебного материала

10

  1. Изменение жиров, углеводов, белков в процессах технологической обработки пищевых продуктов.

Жиры, углеводы, белки: состав, строение, важнейшие органические вещества пищевых продуктов. Изменение жиров, углеводов, белков в процессах технологической обработки пищевых продуктов.

2

1, 2

Самостоятельная работа: Задание в тетради

1


  1. Набухание и растворение полимеров.

Набухание и растворение полимеров, характеристика процессов.

2

1,2

  1. Студни, их характеристика. Студни, их характеристика и свойства, методы получения, синерезис студней.

2


Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения

1


  1. Практическое занятие: Изучение процессов набухания и студнеобразования крахмала, желатина и различных видов зёрен.

2

Самостоятельная работа

Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним.

1

  1. Практическое занятие: Выполнение заданий на взаимосвязь состава, строения и свойств органических веществ пищевых продуктов.

2

Самостоятельная работа

Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним.

1

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2.

Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

Дифференцированный зачет

2


ИТОГО

2 семестр, в т.ч.

63


Теоретические занятия

21

Практические занятия

21

Самостоятельная работа

21

3 семестр

72


Раздел 3. Аналитическая химия

72

Введение



Содержание учебного материала

8

  1. Семинар. Предмет и задачи аналитической химии.

Аналитическая химия, её задачи и значение в подготовке технологов общественного питания.

Методы качественного и количественного анализа и условия его проведения. Правила и техника выполнения лабораторных работ, правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения «Аналитическая химия, её задачи и значение в подготовке технологов общественного питания».

1


  1. Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена. Закон действующих масс, его применение в аналитической химии.

2

1,2

Самостоятельная работа

Задание в тетради. Подготовка информационного сообщения «Реакции ионного обмена».

1


  1. Практическое занятие: Решение задач с использованием закона действующих масс.

2

Самостоятельная работа: Задание в тетради

1

  1. Практическое занятие: Составление реакций ионного обмена

2

Самостоятельная работа

Составление реакций ионного обмена.

1

Тема 3.1.

Классификация катионов и анионов. Первая аналитическая группа катионов.

Содержание учебного материала

8

  1. Классификация катионов и анионов.

Классификация катионов и анионов. Общая характеристика катионов первой аналитической группы. Значение катионов первой аналитической группы в осуществлении химико-технологического контроля.

2

2

Самостоятельная работа

Составление таблицы Классификация катионов и анионов.

1


  1. Характеристика катионов I аналитической группы.

Частные реакции катионов первой аналитической группы. Реакции катионов натрия (действие дигидроантимоната калия; реакция окрашивания пламени); калия (действие дигидротартрата натрия и кобальтинитрита натрия, реакция окрашивания пламени); аммония (действие щелочей, реактива Несслера, реакция разложения аммонийных солей.

2

1.2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта.

1


  1. Практическое занятие: Проведение частных реакций катионов первой аналитической группы.

2

Самостоятельная работа

Отчет по практической работе.

2

  1. Практическое занятие: Составление уравнений реакций диссоциации, ионного обмена.

2

Самостоятельная работа: Задание в тетради

1

Тема 3.2.

Вторая аналитическая группа катионов.


Содержание учебного материала

8

  1. Общая характеристика второй аналитической группы катионов.

Общая характеристика второй аналитической группы катионов. Значение катионов второй аналитической группы в проведении химико-технологического контроля. Групповой реактив и условия его применения. Частные реакции катионов второй группы. Реакции катионов бария (действие группового реактива – карбоната аммония, серной кислоты, хромата калия; реакция окрашивания пламени); кальция (действие группового реактива карбоната аммония, оксалата аммония; реакция окрашивания пламени); магния (действие группового реактива – карбоната аммония, гидрофосфата натрия, щелочей).

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения по теме.

1


  1. Гидролиз солей.

Гидролиз по катиону и аниону.

2

1.2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения по теме.

1


  1. Практическое занятие: Проведение частных реакций катионов второй аналитической группы.

Реакции катионов бария (действие группового реактива – карбоната аммония, серной кислоты, хромата калия; реакция окрашивания пламени); кальция (действие группового реактива карбоната аммония, оксалата аммония; реакция окрашивания пламени); магния (действие группового реактива – карбоната аммония, гидрофосфата натрия, щелочей).

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Подготовка информационного сообщения по теме.

2

  1. Практическое занятие: Составлений реакций гидролиза

2

Самостоятельная работа

Задание в тетради. Составлений реакций гидролиза.

1

Тема 3.3.

Третья аналитическая группа катионов.


Содержание учебного материала

8

  1. Общая характеристика третьей аналитической группы катионов.

Общая характеристика третьей аналитической группы катионов. Значение катионов третьей аналитической группы в проведении химико-технологического контроля. Частные реакции катионов третьей аналитической группы. Реакции катионов железа (III) (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, гексацианоферрата (II) калия, роданида аммония); марганца (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, реакция окисления марганца висмутатом натрия); хрома (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, реакция окисления хрома перекисью водорода); цинка (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, сероводорода); аммония (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей гидроксида аммония, хлорида аммония).

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме.

1


  1. Сущность окисления-восстановления.

Сущность окисления-восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

2

1,2

Самостоятельная работа

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

1


  1. Практическое занятие: Проведение частных реакций катионов третьей аналитической группы. Реакции катионов железа (III) (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, гексацианоферрата (II) калия, роданида аммония); марганца (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, реакция окисления марганца висмутатом натрия); хрома (действие группового реактива – сульфида аммония, щелочей, реакция окисления хрома перекисью водорода); цинка.

2

Самостоятельная работа

Проведение частных реакций катионов третьей аналитической группы.

2

  1. Практическое занятие: Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

Самостоятельная работа

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

1

Тема 3.4.

Четвёртая аналитическая группа катионов.


Содержание учебного материала

6

  1. Общая характеристика катионов четвёртой аналитической группы.

Общая характеристика катионов четвёртой аналитической группы. Значение катионов четвёртой аналитической группы в осуществлении химико-технологического контроля.

Групповой и подгрупповой реактивы и условия их применения. Частные реакции катионов четвёртой аналитической группы. Реакции катионов серебра ( действие группового реактива – сероводорода, соляной кислоты, хромата калия); свинца (( действие группового реактива – сероводорода, соляной кислоты, иодида калия); меди (действие группового реактива – сероводорода, гидроксида аммония, реакция окрашивания пламени).

2

2

Самостоятельная работа

Учебно-исследовательская работа по теме.

1


  1. Практическое занятие: Проведение частных реакций катионов четвёртой аналитической группы.

Реакции катионов серебра ( действие группового реактива – сероводорода, соляной кислоты, хромата калия); свинца (( действие группового реактива – сероводорода, соляной кислоты, иодида калия); меди (действие группового реактива – сероводорода, гидроксида аммония, реакция окрашивания пламени).

2

Самостоятельная работа

Проведение частных реакций катионов четвёртой аналитической группы.

1

  1. Практическое занятие: Анализ смеси катионов четвёртой аналитической группы.

2

Самостоятельная работа

Отчет по итогам практической работы по теме «Анализ смеси катионов четвёртой аналитической группы».

1

Тема 3.5.

Анионы. Анализ сухой смеси.

Содержание учебного материала

6

  1. Классификация анионов. Анализ сухой смеси.

Классификация анионов. Значение анионов в осуществлении химико-технологического контроля.

2

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме.

1


  1. Частные реакции анионов первой, второй и третьей групп.

Частные реакции анионов первой группы. Реакции сульфат-иона (действие хлорида бария); сульфит-иона (действие хлорида бария, окислителей; растворов иода или перманганата калия); карбонат-иона (действие хлорида бария, кислот).

Частные реакции анионов третьей группы. Реакции нитрат-иона (действие сульфата железа (11) в кислой среде); нитрит-иона (действие перманганата калия в кислой среде).

Частные реакции анионов второй группы. Реакции хлорид-иона (действие нитрата серебра); сульфид-иона (действие нитрата серебра, соляной кислоты).

2

2


Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме.

1


  1. Практическое занятие: Проведение частных реакций анионов первой, второй, третьей групп.

2

Самостоятельная работа

Составление и проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме.

1

Тема 3.6.

Методы количественного анализа.


Содержание учебного материала

2

  1. Понятие, сущность, методы количественного анализа.

Понятие, сущность, методы количественного анализа. Точность вычислений в количественном анализе.

2

2

Самостоятельная работа

Проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме «Понятие, сущность, методы количественного анализа».

1


Тема 3.7.

Гравиметрический (весовой) метод анализа.

Содержание учебного материала

6

  1. Аналитические и технохимические весы и правила взвешивания на них.

Аналитические и технохимические весы и правила взвешивания на них.

Посуда и оборудование весового метода анализа.

Операции весового анализа: подготовка вещества к анализу, взятие и растворение навески, высушивание и прокаливание осадка.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации, реферата: «Гравиметрический (весовой) метод анализа».

1


  1. Практическое занятие: Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах.

2

Самостоятельная работа

Проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения. Подготовка к практической работе.

1

  1. Практическое занятие: Вычисления в весовом анализе.

2

Самостоятельная работа: Задание в тетради.

1

Тема 3.8.

Титриметрический (объёмный) метод анализа. Метод нейтрализации. Теория индикаторов.


Содержание учебного материала

6

  1. Сущность и методы объёмного анализа.

Способы приготовления стандартных растворов.

Титрование, титрованные растворы. Измерительная посуда объёмного анализа и её назначение. Сущность метода нейтрализации, его индикаторы; интервал перехода индикатора, показатель титрования, выбор индикатора, кривые титрования.

Сущность и методы объёмного анализа. Способы выражения концентрации растворов (нормальная концентрация, титр, титр по определённому веществу) и вычисления в объёмном анализе.

2

2

Самостоятельная работа

Проработка опорного конспекта. Составление информационного сообщения по теме.

1


  1. Практическое занятие: Определение нормальности и титра раствора щелочи.

2

Самостоятельная работа

Определение нормальности и титра раствора щелочи.

1

  1. Практическое занятие: Выполнение расчётов в объёмном анализе

2

Самостоятельная работа

Задание в тетради. Выполнение расчётов в объёмном анализе

1

Тема 3.9.

Метод окисления-восстановления.

Содержание учебного материала

6


  1. Сущность окислительно-восстановительных методов. Эквиваленты окислителей и восстановителей.

Сущность окислительно-восстановительных методов и их значение в проведении химико-технологического контроля. Эквиваленты окислителей и восстановителей, их определение и использование в расчётных задачах.

2

1, 2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации, реферата: «Сущность окислительно-восстановительных методов и их значение в проведении химико-технологического контроля».

1


  1. Перманганатометрия и йодометрия.

2

1,2

Самостоятельная работа: Задание в тетради.

1


  1. Практическое занятие: Выполнение расчётов эквивалентов окислителя и восстановителя.

2

Самостоятельная работа: Задание в тетради.

1

Тема 3.10.

Методы осаждения и комплексонообразования.

Содержание учебного материала

2

  1. Сущность методов комплексонообразования и осаждения.

Сущность методов осаждения. Аргентометрия (метод Мора), условия применения метода и его значение в проведении химико-технологического контроля.

Сущность метода комплексонообразования и его значение в осуществлении химико-технологического контроля.

2

2

Тема 3.11.

Физико-химические методы анализа.



Содержание учебного материала

6


  1. Сущность физико-химических методов анализа и их особенности.

Сущность физико-химических методов анализа и их особенности; применение этих методов в химико-технологическом контроле.

Сущность и значение колориметрического метода; сущность и общая характеристика методов стандартных серий и калибровочного графика. Приборы колориметрического метода анализа.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка презентации, реферата: «Сущность метода комплексонообразования и его значение в осуществлении химико-технологического контроля».

1


  1. Виртуальная лаборатория, определение качественного и количественного содержания жира в молоке.



  1. Контрольная работа по теме: «Аналитическая химия»

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3

Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

ИТОГО

3 семестр, в т.ч.

108


Теоретические занятия

36

Практические занятия

36

Самостоятельная работа

36

Всего

228


Консультации


  1. Основные понятия и законы термодинамики. Термохимия. Агрегатные состояния веществ, их характеристика.

  1. Классификация катионов и анионов.

  1. Анионы. Анализ сухой смеси. Методы количественного анализа.

  1. Титриметрический (объёмный) метод анализа.

  1. Методы осаждения и комплексонообразования.

  1. Физико-химические методы анализа.

Промежуточная аттестация в форме экзамена

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия», лаборантской, лаборатории.


Оборудование учебного кабинета:

- аппарат для дистилляции воды;

- баня комбинированная лабораторная;

- весы лабораторные «технические», «аналитические»;

- печь муфельная;

- шкаф сушильный;

- плитка электрическая лабораторная;

- вискозиметры капиллярные стеклянные ВПЖ;

- рН-метр;

- термометры лабораторные (от -30 С до +70 С);

- химические реактивы и посуда, необходимые для проведения лабораторных работ.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • калькуляторы.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы


3.2.1. Печатные издания

  1. Горбунцова, С.В., Муллоярова Э.А., Оробейко Е.С., Федоренко Е.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании): учебное пособие – М.: Альфа – М.: ИНФРА – М,2018.

  2. Жебентяев, А.И., Жерносек А.К., Талуть И.Е. Аналитическая химия. Химические методы анализа: уч. пособие / – М.: Новое знание; Минск: Новое знание, 2018.

3. Саенко, О.Е. Аналитическая химия. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.


3.2.2. Электронные издания:

  1. http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. www.krugosvet.ru/ универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;

  3. http://scitecIibrary.ru/ научно-техническаябиблиотека/

  4. www.auditorium.ru/ библиотека института «Открытое общество»/

  5. www.bellerbys.com-сайт учителей биологии и химии

  6. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости

  7. http://dnttm.ru/ – (on-line конференции, тренинги, обучения физике и химии, биологии, экологии)

  8. http://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по химии).

3.2.3. Дополнительные источники:

  1. Тикунова И.В., Шаповалова Н.А., Артёменко А.И. Практикум по аналитической химии и физико-химические методы анализа.: Учебное пособие– М.: Высшая школа, 2019.

  2. Харитонов Ю.Я., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Практикум – М.: ГЭОТАР-Медиа,2019.

3.3 Освоение отдельных элементов учебных дисциплин в форме практической подготовки

Практическая подготовка студентов по учебной дисциплине осуществляется за счет реализации практико-ориентированного обучения, основной целью которого является приобретение опыта практической деятельности и формирование общих и профессиональных компетенций.

Практико-ориентированное обучение реализуется посредством проведения:

  • практических занятий;

  • отдельных теоретических занятий, методы и содержание которых направлено на формирование познавательных и коммуникативных способностей, профессиональной мотивации и направленности;

  • иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих выполнение обучающимися учебных заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В рамках учебных занятий используются такие формы и методы обучения, как: семинары (вебинары), виртуальные лаборатории, публичная защита презентаций.

3.4 Использование дистанционного обучения (ДО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)

В процессе обучения используются следующие образовательные платформы:

  • Колледж сервиса и туризма https://kst.edupage.org

  • Интернет-учебник по химии  hemi.nsu.ru 

  • Интерактивная базу химических реакций, игры для изучения химии “Таблица Менделеева” https://xumuk.ru

  • Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/

  • Электронная библиотека по химии http://www.chem.msu.su/

  • Виртуальная лаборатория http://www.virtulab.net/

  • Уроки в виртуальной реальности https://melscience.com/RU-ru/chemistry/

  • http://www.it-n.ru / - сетевое сообщество учителей химии

Обмен информацией и консультации осуществляются в дискорде или через другие доступные каналы.









































4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:


- основные понятия и законы химии;

- теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

- понятие химической кинетики и катализа;

- классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие,

смещение химического равновесия под действием различных факторов;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

- гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

- характеристики различных классов органических веществ, входящих в

состав сырья и готовой пищевой продукции;

-свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

- дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;

-роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;

- основы аналитической химии;

- основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

-назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

- методику и технику выполнения химических анализов;

- приёмы безопасной работы в химической лаборатории.

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка выполненных

индивидуальных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Экспертная оценка выполнения реферативных работ

Экспертная оценка экзаменационного задания по дисциплине




























уметь:


- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

- использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;

- описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе

производства продовольственных продуктов;

- проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- использовать лабораторную посуду и оборудование;

- выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и

аппаратуру;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

-выполнять количественные расчёты состава вещества по результатам измерений;

- соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка, выполненных

индивидуальных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Экспертная оценка выполнения реферативных работ

Экспертная оценка экзаменационного задания по дисциплине



ОК 1 - ОК 9


Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка, выполненных

индивидуальных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Экспертная оценка выполнения реферативных работ

Экспертная оценка экзаменационного задания по дисциплине

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3.


Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка выполненных самостоятельных работ

Экспертная оценка, выполненных

индивидуальных работ

Экспертная оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Экспертная оценка результатов устных опросов

Экспертная оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Экспертная оценка выполнения реферативных работ

Экспертная оценка экзаменационного задания по дисциплине


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!