Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
Название курса | Русский язык |
Класс | 2 |
Количество часов | 136 часов |
Перечень документов, на основе которых составлена рабочая программа | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Рабочая программа соответствует авторской программе «Русский язык»1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (УМК «Школа России М.: Просвещение, 2018) |
Цель и задачи курса | Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Программу обеспечивают: | Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс, с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019 |
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
(наименование учебного предмета)
начальное общее, 2 класс
(уровень образования)
136 часов
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ Денисова А.В. «___» ______________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Осипова Л.Г. «___» ___________2022г. |
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе программы под редакцией В.П.Канакиной и учебника
«Русский язык 2 класс » ( авторы В.П. Канакина, В.П.Горецкийи др.)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2022 г.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 2 класс
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»
– Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.
– Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
– Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.
– Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова и выделять в них корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.
– Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА.
– Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
названия и порядок букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
ударные и безударные гласные;
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким знаком;
правила переноса слов
Учащиеся должны уметь:
безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –щу, чк, чн, щн;
правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода – по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертеж, шалаш);
писать слова с двойными согласными, слова с разделительным ь знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
писать раздельно предлоги со словами;
производить звуковой и звуко - буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах;
распознавать изученные части речи;
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
писать изложение повествовательного текста из 35-45 слов по вопросам;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощения.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
№ п/п | Содержание учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности и форм организации учебных занятий | Кол-во часов |
| Наша речь Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная устная работа по учебнику – композиционно-тематический анализ, работа в группах – построение устного монологического высказывания | 3 ч |
| Текст Признаки текста. Тема и главная мысль. Части текста. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа по вопросами учебника; выведение правила под руководством учителя | 4 ч |
| Предложение Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении главные и второстепенные члены предложения распространённые и нераспространённые предложения | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа; фронтальная беседа с классом; составление алгоритма | 10 ч |
| Слова, слова, слова… Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слов. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: подводящий диалог – определение предметов по общему названию; работа в парах – анализ слов – общих названий | 14 ч |
| Звуки и буквы Звуки ибуквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки правописание слов с безударным гласным в корне. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак. | Формирование у учащихся умений и реализации новых знаний: работа в парах – составление монологического рассуждения об использовании алфавита; самостоятельная обработка изученного – расположение слов в алфавитном порядке; работа в парах | 49 ч |
| Части речи: Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных. Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст-повествование и роль в нём глаголов Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имён прилагательных. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных Местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлог как часть речи. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа – построение ответов на вопросы; работа в парах – составление алгоритма переноса слов с разделительным мягким знаком | 51 ч |
| Повторение и систематизация изученного | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа в парах – комплексное повторение по вопросам учебника; самостоятельная работа | 5ч |
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 10 |
4 | Слова, слова, слова… | 14 |
5 | Звуки и буквы | 49 |
6 | Части речи | 51 |
7 | Повторение | 5 |
| Итого | 136 |
Тематическое планирование, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания
№ | раздел | кол-во часов | деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Наша речь | 3 | Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержка интереса, активизации познавательной деятельности учащихся) Установление доверительных отношений между учителем и его учеником |
2 | Текст | 4 | Формирование представления: о некоторых нормах произношения и правописания Воспитание культуры общения (воспринимать звучащую речь, понимать, адекватно её содержание) |
3 | Предложение | 10 | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умение слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала) |
4 | Слова, слова, слова… | 14 | Формирование умений и навыков способом словообразования, с целью обогащения лексического запаса обучающихся, успешного решения коммуникативных задач и повышение внутренней культуры Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка |
5 | Звуки и буквы | 49 | Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование учителем умение слушать, высказывать и аргументировать своё мнение) |
6 | Части речи | 51 | Формирование и развитие морфологических компетенций оценочных умений и навыков организаций учащимися своей деятельности Формирование представлений младших школьников о слове с точки зрения его грамматического значения, о морфологической системе русского языка Обогащение словарного запаса детей новыми частями речи Воспитание культуры общения |
7 | Повторение | 5 | Формирование навыка орфографической грамотности, как части общей культуры человека, признака образованности и воспитания личности; воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятнльности |
| Итого: | 136 час | |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока по русскому языку | Дата |
| Наша речь(3ч) |
1 | Знакомство с учебником. | | |
2 | Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | | |
| Текст (4ч) |
4, 5 | Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? | | |
6, 7 | Части текста. | | |
| Предложение (10ч) |
8 | Что такое предложение? Как из слов составить предложение? | | |
9, 10 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | | |
11 | Что такое второстепенные члены предложения? | | |
12, 13 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | | |
14, 15 | Как установить связь слов в предложении? | | |
16 | Контрольный диктант | | |
17 | Работа над ошибками Контрольное списывание | | |
| Слова, слова, слова…(14ч) |
18 | Что такое лексическое значение слова? | | |
19 | Что такое однозначные и многозначные слова? | | |
20 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | | |
21, 22 | Что такое синонимы? Антонимы? | | |
23 | Обобщение знаний о значении слова. Проверка знаний. | | |
24 | Что такое родственные слова? | | |
25 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | | |
26 | Какие бывают слоги? | | |
27 | Контрольный диктант. Административный Работа над ошибками. | | |
28,29 | Как определить ударный слог? | | |
30,31 | Как переносить слова с одной строки на другую? | | |
| Звуки и буквы (49ч) |
32 | Как различить звуки и буквы? | | |
33 | Как мы используем алфавит? | | |
34 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | | |
35 | Как определить гласные звуки? | | |
35 - 39 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
40, 41, 42 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | | |
43 | Административный диктант. | | |
44 | Как определить согласные звуки? | | |
45 | Согласный звук (й) и буква И краткое | | |
46 | Слова с удвоенными согласными | | |
46-50 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | | |
51 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | | |
52, 53 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | | |
54, 55 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | | |
55-58 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | | |
59 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
60 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | | |
61 - 62 | Проверка парных согласных в корне слова | | |
63 | Контрольное списывание. | | |
55,56 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | | |
64,65 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | | |
70 | Правописание звонких и глухих согласных. | | |
71 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | | |
71,72 | Диктант. Работа над ошибками. | | |
73 | Обобщение изученного материала | | |
74 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | | |
75 - 77 | Разделительный мягкий знак. Обобщение. | | |
78 | Контрольное списывание. | | |
| Части речи(51ч) |
79 - 80 | Что такое части речи? | | |
81 - 82 | Что такое имя существительное? | | |
83 - 84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | |
85-90 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | | |
91 - 92 | Заглавная буква в кличках животных, в географических названиях | | |
93 - 94 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | | |
95 - 97 | Единственное и множественное число имен существительных | | |
98 - 99 | Что такое глагол? | | |
100 -103 | Единственное и множественное число глаголов | | |
104 -107 | Правописание частицы НЕ с глаголами | | |
108-109 | Что такое текст - повествование? | | |
110-111 | Что такое имя прилагательное? | | |
112-114 | Связь имени прилагательного с именем существительным | | |
115-117 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | | |
118-119 | Единственное и множественное число имен прилагательных | | |
120-121 | Что такое текст - описание? Текст - рассуждение? | | |
122-123 | Общее понятие о предлоге | | |
124-126 | Раздельное написание предлогов со словами | | |
127-128 | Восстановление предложений | | |
129-130 | Что такое местоимение? | | |
131 | Контрольный диктант | | |
132 | Работа над ошибками. | | |
| Повторение (5ч) |
133-134 | Повторение по теме «Текст». «Предложение», «Слово и его значение». | | |
135-136 | Повторение по теме «Части речи», «Звуки и буквы» Обобщение знаний. | | |