Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников на основе авторской программы Изобразительное искусство 2–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения изобразительного искусства к концу 2 класса обучающиеся научатся:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
Получат возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Содержание учебного предмета.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Основными формами организации образовательного процесса по ИЗО являются:
традиционный урок;
урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
технология формирования учебной самооценки;
технология продуктивного чтения;
технология формирования критического мышления;
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
проектная технология;
технологии личностно-ориентированного обучения и др
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект);
- промежуточная аттестация (тестовая работа)
ИСКУССТВО И ТЫ. 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• овладевать умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
4 класс
Личностные результаты
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса |
3 класс |
Искусство в твоем доме (9 ч.) Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома. Твои игрушки. Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая). Мамин платок. Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки. Поздравительная открытка Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка. Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием. Искусство на улицах твоего города (7 ч) Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами. Памятники архитектуры — наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест. Парки, скверы, бульвары Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Фонари на улицах и в парках Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты. Транспорт в городе В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (села) Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Художник и зрелище (10 ч) В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление. Театральные маски Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек). Афиша, плакат Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. Художник и цирк Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы) Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей. Художник и музей (7 ч) Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов. Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев. Музеи в жизни города Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина-пейзаж Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении. Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы) «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека». |
4 класс | | | |
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) Истоки родного искусства – 8 час. Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревня — деревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей Земли – 7 час. Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ — художник- 11 час. Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские города Средневековья Образ готического храма. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы – 8 час. Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы). |
3.Тематическое планирование 2 класс с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Форма контроля | Дата проведения |
План | Факт |
Чем и как работает художник (8 ч) |
1 | Три основных цвета | 1 | | 06.09 | |
2 | Белая и черная краски | 1 | Текущий | 13.09 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 | | 20.09 | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | | 27.09 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | Текущий | 04.10 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 | | 11.10 | |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | Текущий | 18.10 | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 | | 25.10 | |
2 четверть |
Реальность и фантазия (7 ч) |
9 | Изображение и реальность | 1 | | 08.11 | |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | | 15.11 | |
11 | Украшение и реальность | 1 | Текущий | 22.11 | |
12 | Украшение и фантазия. | 1 | | 29.11 | |
13 | Постройка и реальность. | 1 | | 06.12 | |
14 | Постройка и фантазия | 1 | Текущий | 13.12 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | | 20.12 | |
О чем говорит искусство (11ч) 3 четверть |
16 | Изображение природы в различных состояниях | 1 | | 27.12 | |
17 | Изображение характера животных | 1 1 | Текущий | 10.01 | |
18 | Изображение характера человека: женский образ | 1 | | 17.01 | |
19 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 | Текущий | 24.01 | |
20 | Образ человека в скульптуре | 1 | | 31.01 | |
21 | Образ человека в скульптуре | 1 | | 07.02 | |
22 | Образ человека в скульптуре | 1 | | 14.02 | |
23 | О чем говорят украшения | 1 | | 21.02 | |
24 | О чем говорят украшения | 1 | Текущий | 28.02 | |
25 | О чем говорят украшения | 1 | | 07.03 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 | | 14.03 | |
Как говорит искусство (8 ч) 4 четверть |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 | Текущий | 21.03 | |
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 | | 04.04 | |
29 | Что такое ритм линий. | 1 | | 11.04 | |
30 | Характер линий | 1 | | 18.04 | |
31 | Ритм пятен | 1 | Текущий | 25.04 | |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | | 02.05 | |
33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 1 | Текущий | 16.05 | |
34 | Итоговый урок года | 1 | | 23.05 | |
Итого: 34 часа |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 3 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Формы контроля | Дата |
план | фактически |
Искусство в твоем доме (8 ч) |
1 | Твои игрушки | 1 | | 06.09 | |
2 | Посуда у тебя дома. | 1 | текущий | 13.09 | |
3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | | 20.09 | |
4 | Мамин платок. | 1 | | 27.09 | |
5-6 | Твои книжки. | 2 | Самостоятельная работа | 04.10 11.10 | |
7 | Открытка. | 1 | текущий | 18.10 | |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | | 25.10 | |
Искусство на улицах твоего города (7ч) |
9 | Памятники архитектуры. | 1 | | 08.11 | |
10 | Парки, скверы бульвары. | 1 | | 15.11 | |
11 | Ажурные ограды. | 1 | текущий | 22.11 | |
12 | Волшебные фонари. | 1 | | 29.11 | |
13 | Витрины. | 1 | Самостоятельная работа | 06.12 | |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | | 13.12 | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). | 1 | | 20.12 | |
Художник и зрелище (10 ч) |
16 | Художник в цирке. | 1 | текущий | 27.12 | |
17-18 | Художник в театре. | 2 | | 10.01 17.01 | |
19-20 | Театр кукол. | 2 | | 24.01 31.01 | |
21-22 | Маска. | 2 | | 07.02 14.02 | |
23 | Афиша и плакат. | 1 | текущий | 21.02 | |
24-25 | Праздник в городе. | 2 | | 28.02 07.03 | |
Художник и музей (9 ч) |
26 | Музей в жизни города. | 1 | | 14.03 | |
27 | Музеи искусства. | 1 | текущий | 21.03 | |
28 | Картина – особый мир. Картина – пейзаж. | 1 | | 04.04 | |
29-30 | Картина-портрет. | 2 | | 11.04 18.04 | |
31 | Картина-натюрморт. | 1 | Самостоятельная работа | 25.04 | |
32 | Картины исторические и бытовые. | 1 | | 02.05 | |
33 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | | 16.05 | |
34 | Каждый человек – художник. Итоговое занятие (обобщение и систематизация знаний). | 1 | текущий | 23.05 | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей программы воспитания 4 класс (34 часа.)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Формы контроля | Дата |
План | Факт |
Истоки родного искусства. 8 часов | |
1 | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | 1 | | 01.09 | |
3 | Образ традиционного русского дома (избы) | 1 | Самостоятельная работа | 08.09 | |
4 | Украшение деревянных построек и их значение | 1 | | 15.09 | |
5 | Деревня - деревянный мир. | 1 | | 22.09 | |
6 | Образ красоты человека (женский образ). | 1 | Самостоятельная работа | 29.09 | |
7 | Образ красоты человека (мужской образ). | 1 | Самостоятельная работа | 06.10 | |
8 | Народные праздники | 1 | | 13.10 | |
Древние города нашей Земли 7 часов |
9 | Древнерусский город крепость | 1 | текущий | 20.10 | |
10 | Древние соборы | 1 | | 27.10 | |
11 | Древний город и его жители. | 1 | текущий | 10.11 | |
12 | Древнерусские воины защитники | 1 | | 17.11 | |
13 | Древние города Русской земли. | 1 | | 24.11 | |
14 | Узорочье теремов. | 1 | Самостоятельная работа | 01.12 | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 | | 08.12 | |
Каждый народ — художник 11 часов |
16 | Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 | текущий | 15.12 | |
17 | Храмы Древней Греции. | 1 | | 22.12 | |
18 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 | Самостоятельная работа | 12.01 | |
19 | Образ художественной культуры Японии. | 1 | | 19.01 | |
20 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | 1 | | 26.01 | |
21 | Японские праздники: «Праздник цветения вишни». | 1 | Самостоятельная работа | 01.02 | |
22 | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. | 1 | | 08.02 | |
23 | Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы. | 1 | текущий | 15.02 | |
24 | Средневековая архитектура Западной Европы. | 1 | | 22.02 | |
25 | Образ художественной культуры Средней Азии. | 1 | Самостоятельная работа | | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | | | |
Искусство объединяет народы. 8 часов |
27 | Все народы воспевают материнство. | 1 | | | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | Самостоятельная работа | | |
29 | Сопереживание- великая тема искусства. | 1 | | | |
30-31 | Герои, борцы и защитники. | 2 | Самостоятельная работа | | |
32-33 | Юность и надежды. | 2 | текущий | | |
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». | 1 | | | |
Итого: 34 часа |